Влияние естественных наук на духовную жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ  ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________________________________________________________________

 

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

 

Специальность: «Экономическая безопасность»

 

 

 

 

Реферат:

Тема: «Влияние естественных наук на духовную

жизнь общества»

По предмету: «Концепции современного естествознания»

 

 

 

 

Выполнила:

Абдурахманова Руслана  Ринатовна,

студентка 1 курса,

очной формы обучения, группа № 2

 

Руководитель:

Магадиев Марат Флюсович,

доцент, к.соц.н.

 

 

«____»___________2012 г.

______________________

(оценка)

 

 

Москва-2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия древнего востока

Под "древневосточной  философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:

* Размытость  границ между философским и  религиозным дискурсами.

* Ярко выраженный  иррационализм. 

* Приоритет онтологической  проблематики над гносеологической.

* Интровертность  мышления.

* Отсутствие  антропоцентристской перспективы  в познании.

Классическую  форму древневосточная мысль  обрела в Индии и Китае. Сохранилось  достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских  систем Индии и Китая, составить  представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования.

В основе специфики  восточной философии лежит своеобразие  Востока как типа культуры.

 

 

Причины своеобразия  восточной культуры

 

* Климат и  география. 

* Традиционализм  культуры.

* Громадная роль  религии в общественной и индивидуальной жизни.

* Особенности  антропологии и психологии людей  Востока. 

 

 

Особенности восточного мышления

 

* Оно более  интровертно, чем западное мышление.

* Оно скорее  эмоционально-образное, чем логическое.

* Разум понимается  более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.

* Для восточного  мышления не характерен антропоцентризм. 

Религия и философия  в Древней Индии 

 

Восток неоднороден  по своему составу и, несмотря на наличие  общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:

 

* Жесткая кастовая  социальная структура.

* Интеллектуальная  и религиозная пассивность людей. 

* Интровертный  характер религиозности 

* Приоритет иррационального  над рациональным.

 

Цивилизация древней  Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов  и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.

В истории индийской  философии выделяют три периода:

 

* Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).

* Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.).

* Индуистский (с 1000 года н.э.). 

 

Ведийский период

 

Первый литературный памятник Индии - Веды - был создан на санскрите - языке ариев. Веды в переводе означают: "ведать", "знать". Всего выделяют четыре сборника Вед:

 

* Ригведа, включающая 1028 гимнов.

* Самаведа, содержащая религиозные предписания.

* Яджурведа,  состоящая из Белой и Чёрной  Яджурведы. 

* Атхархаведа,  содержащая более 700 заговоров  на все случаи жизни. 

 

Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью. Все её части существуют обособленно друг от друга, являясь, по сути, самостоятельными субстанциями. Но эти субстанции взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают и взаимопревращаются, что дает повод говорить об их общем происхождении.

Систематизация  и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии.

Носителями брахманизма  были брахманы, создавшие сословно-кастовую систему и занявшие в ней главенствующее место. Слово "брахман" имеет в Индии три значения:

 

* Верховное божество, Абсолют. 

* Служитель религиозного  культа.

* Сборники религиозно-философских  текстов и комментариев.

 

В рамках брахманизма  появились специальные тексты, написанные отшельниками-аскетами и содержащие серьёзные философские обобщения. Эти тексты получили название араньяков (лесных книг) и с них началась литература Упанишад - философских текстов древней Индии.

Упанишады. В  переводе, буквально, означают: "сидеть возле", то есть быть у ног учителя, внимать ему, чтить его, слушать его откровения. Самые ранние из текстов Упанишад относятся к VIII-VI векам до нашей эры, остальные - к более позднему времени. Некоторые были написаны уже в нашем тысячелетии. Нас интересует особенно философия Упанишад. В них говорится о таких проблемах, как жизнь и смерть; мироздание; творение мира и космоса; взаимосвязь богов и людей. Носителем жизни в Упанишадах выступает вода, без которой нет и не может быть ничего живого. Позже, при изучении греческой философии, мы увидим, как много в ней общего с индийскими источниками. Жизнь человека - джива - находится в гармонии с её душой - пурушей. После смерти человек не исчезает полностью, он переходит в новое воплощение, перерождается. Этим утверждением было положено начало центральной для всего последующего индийского мировоззрения идее - карме.

Карма - одно из кардинальных положений индийской  философии. Суть учения о карме в  том, что сумма добрых и злых поступков  человека определяет форму последующего перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение, средняя даёт возможность возродиться в ком же качестве, а плохая ведёт к тому, что ты возродишься рабом, а то и вовсе насекомым. Идея кармы удовлетворительно решала проблему добра и зла (примерно так же, как в христианстве и исламе это делала идея ада и рая). Она ставила будущее человека в зависимость от его повседневного поведения. Закону кармы подвержены все, за исключением тех, кто отрекался от мирской жизни, становился на путь монаха-отшельника. Эти люди со временем приобретали всё более божественную силу и, в конце концов, достигали мира Брахмана, выпадали из колеса перерождений, возвышались над законом кармы.

 

Философия брахманизма 

 

Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию с ним, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен "Тот" - невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является "Ом" - понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана.

Брахман - это  ноуменальная, скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью, первопричинностью. Феноменальный, то есть вторичный мир, напротив, конечен, преходящ, находится в состоянии постоянного изменения. Первоосновами Брахмана выступают:

 

* Пространство.

* Движение.

* Закон. 

 

Пространство, путём  эманации, порождает материю: движение - энергию, а закономерности феноменального мира есть эманация закона Брахмана. В целом весь феноменальный мир является эманацией Абсолюта. Поэтому нужно понимать иллюзорность, малоценность феноменального мира и стремиться к Брахману. Монахи-отшельники, ставшие на путь ухода из иллюзорного феноменального мира, могут надеяться на высвобождение из колеса перерождений.

Упанишады, своим  учением о Брахмане, определили последующие  параметры индийской философии, вплоть до индуизма. Однако между индуизмом  и брахманизмом существовали философские  школы, также сыгравшие большую роль в духовной истории Индии.

 

 

Классический  период

 

Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность  и замкнутость брахманизма. Наиболее значительными из них считаются: санкхья, йога, веданта, джайнизм и буддизм.

 

Санкхья была создана  на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно  взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). И пуруша и пракрити - эманация Того, Единого. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. Пракрити лишена сознания, это просто неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие пуруши на пракрити сравнивают с воздействием магнита на металл: духовное начало придает материи форму и духовную субстанцию. Взаимодействие пуруши и пракрити является причиной возникновения всего феноменального мира: 25-ти элементов, сущностей. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. Цель её - помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары и кармы, покинуть тело, в которое оно заключена, и обрести состояние блаженства (мокши). Чтобы сделать это, необходимо отделить пурушу от материи, с которой она слита.

 

Йога представляет собой систему способов и средств, позволяющих пуруше освободиться от материи и достичь состояния мокши. У европейцес сложился образ йоги как системы психических и физических упражнений. Йога была создана индийским мыслителем Патанджали в IV-III веке до нашей эры. Он написал работу "Йога-сутра", в которой и предложил систему упражнений, направленных на достижение блаженства. Система йоги - очень сложная, требует подготовки, выдержки, упорства, аскетизма и подразделяется на восемь этапов:

 

1. Воздержание  (яма).

2. Выполнение  предписания (мияма).

3. Упражнения  для тела (асана).

4. Дисциплина  дыхания (пранаяма).

5. Дисциплина  чувств (пратьяхара).

6. Дисциплина  ума (дхарана).

7. Созерцание (дхиана).

8. Транс и  экстаз (самадха).

 

Практика йоги весьма популярна не только в Индии: целиком или в отдельных частях её используют люди во всём мире.

 

Веданта принадлежит  к числу наиболее философски насыщенных учений. Главный труд этой системы - Веданта-сутра - появился во II веке до нашей  эры, а свою известность она приобрела  лишь в VII веке нашей эры, в работах и комментариях Шанкары. В центре внимания Веданты - Брахман (Тот), являющийся источником всего фундаментального мира. Он один, неделим, абсолютен. Ему тождественен Атман - искра Брахмана в единичной душе. В отличии от санкхьи, веданта не признает дуализма мира. Брахман - единственная реальность. Материальная вселенная вторична и является результатом действия Майи - эманации Брахмана. Майя имеет смысл и силу лишь благодаря Брахману, она не самостоятельна. Чтобы слиться с Брахманом, стремящийся к этому должен нравственно очиститься, отказаться от желаний и страстей. Познав свой Атман, человек достигает покоя. Наиболее полно его внутреннее "Я" отожествляется с Брахманом во время глубокого сна. Система веданты сыграла большую роль в истории индийской философии.

Хотя брахманизм и его конкретизации в форме  санкхьи, йоги и веданты были достаточно авторитетными учениями, они были связаны с определенной социальной группой: сословное разделение индийского общества затрудняло распространение  этих учений в среде народа. Этому препятствовала также и их сложность. Брахманы не считали нужным посвящать в суть своих учений другие слои. Но потребность в мировоззрении неотделима от человеческой природы и поэтому представители небрахманских каст стали активно интересоваться вопросами мироздания, жизни и смерти, перерождения и перевоплощения. Появляются оппозиционные брахманизму системы, главными из которых были джайнизм и буддизм.

 

Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Родившись в семье кшатрия, он в раннем возрасте ушёл из дома, много путешествовал, был отшельником, пока не прозрел. После этого он стал проповедником. Как и все индийские системы, джайнизм учит, что дух, душа человека несравненно выше его материальной оболочки. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы. Джайнизм предлагает следующий путь избавления от кармы и достижения мокши:

 

* Нужна убеждённость, вера в истинность исповедуемой  доктрины.

* Необходимо  совершенное познание, проникновение  в суть доктрины джайнизма. 

* Необходима  праведная жизнь. 

 

Наиболее сложной и трубной частью является третья: праведная жизнь. Она включает в себя пять основных обетов:

 

1. Не причинять  вреда живому (ахимса).

2. Не красть (астья).

3. Не прелюбодействовать (брахмачарья).

4. Не стяжать  (апаригракха).

5. Быть искренним и благочестивым в речах (сатья).

 

К этим пяти основным обетам добавились и другие, сделавшие, в конечном итоге, жизнь джайнов  очень аскетичной. Их можно сравнить с христианскими протестантами: они трудолюбивы, скромны в потребностях, неуклонно следуют принципу ахимсы и из-за этого даже не занимаются сельских хозяйством. При нынешней численности в 3 миллиона человек, владеют 5% национального капитала в Индии.

 

Буддизм

 

Буддизм является великой религией и философией Востока  и по значению стоит несопоставимо выше джайнизма. Но возник он так же как и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.

Информация о работе Влияние естественных наук на духовную жизнь общества