Влияние естественных наук на духовную жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Если моисты отрицательно относятся к конфуцианству  за его романтизацию прошлого, то школа  легизма критикует и конфуцианство и моизм за их установку на формирование нравственных оснований жизни китайского общества.

Основателем легизма  считается Шан-Ян. Легисты (законники) утверждали, что в обществе должен господствовать закон, сила и авторитет  которого держатся на палочной дисциплине и жёстких наказаниях. Легизм противопоставил ритуалу (ли) закон (фа). Оспаривая принципы конфуцианской добродетели, Шан-Ян заявлял, что доброта и человеколюбие - мать проступков, в то время как истинная добродетель достигается через наказание. Чтобы сохранять порядок в обществе, необходимо жестоко карать за мелкие проступки, ибо тогда крупным преступлениям неоткуда будет взяться. Легисты призывали сеять раздор и подозрительность между людьми, ибо это облегчает управление ими. Законы разрабатываются мудрецами-реформаторами, издаёт их государь, а на практике осуществляют чиновники, опирающиеся на мощный аппарат исполнительной власти. Когда гражданин почтителен к закону, его поощряют, а в противном случае - строго наказывают.

Если конфуцианство  делало ставку на высокую мораль и  древние традиции, то легисты опирались  только на силу закона. Философию они  объявили источником смуты, утверждая, что она, якобы, сбивает людей  с толку, мешает управлять народом.

 

Даосизм

 

Рационализм и формализм конфуцианства и легизма не всем были по нраву в Китае. Низы китайского общества, жившие в интимной близости с природой, нуждались в отдушине от чрезмерности рациональных постулатов конфуцианства. Роль этой отдушины сыграл даосизм. Он возник в чжоуском Китае одновременно с учением Конфуция в качестве самостоятельной философской системы. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-Цзы. Легенды повествуют о его чудесном рождении: мать вынашивала его несколько десятков лет и он родился с седыми волосами. Его имя переводится как "старик". Основы даосизма содержаться в труде Лао-Цзы: " Дао дэ цзин".

 

Основы философии  даосизма

 

Центральное понятие  даосизма - "Дао - выступает в качестве всеобъемлющего мировоззренческого понятия. Дао - первоначало всего существующего и происходящего в мире, а также универсальный закон мироздания. В Дао всё сущее находит не только своё начало, но и свой конец, завершение. Дао первично даже по отношению к Богу. Оно имеет двойственный характер и проявляется как:

 

* Дао, обладающее  именем.

* Дао безымянное.

 

Второе Дао обладает такими свойствами, как бесконечность, невидимость, бестелесность, неизменность. Дао, обладающее именем, напротив, делимо, состоит из мельчайших частиц (ци), каждая из которых  содержит образы вещей. Оно связано с первым Дао.

В основе всего лежит Дао, которое первично. Его можно уподобить  небытию, поскольку оно не имеет  имени. Назвав его, мы превращаем его  в бытие. Бытие - это Дао, имеющее  имя.

Даосизм развил учение о гармонии, которая состоит в единстве "инь" и "янь". Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположности и в том, что они переходят в противоположное себе благодаря максимальному возрастанию одной из противоположных сторон.

Двум Дао соответствует  два вида знания. Знание безымянного Дао обладает статусом, оно мистично: знание есть молчание. Такое знание доступно не всем, а лишь избранным, мудрецам. Дао в конечной форме - это мир вещей, опирающийся на Дао, имеющее имя.

У даосов имеется свой этический  идеал, который они противопоставляли конфуцианскому этическому идеалу. Этот идеал называется "Шэн-жень" - совершенно-мудрый. Даосы отвергали такие качества, как человеколюбие, справедливость, сыновью почтительность, считая их простыми внешними церемониями, не имеющими духовной подоплёки. Только человек, обладающий дэ, считается нравственным.

Свой идеал социального  устройства даосы видели в патриархальном образе жизни. Нужно возвратиться к  истокам, к неиспорченному знаниями и предписаниями состоянию. Чем  невежественнее народ, тем им лучше управлять.

Даосы известны также как  алхимики, астрологи, геоманты и медики. Они считали, что тело человека есть особый микрокосм, который нужно  уподобить макрокосму. Можно достичь  человеческого бессмертия, следуя определённым предписаниям и употребляя определённую пищу. Большое значение в достижении бессмертия отводилось правильному дыханию. Даосские монахи пытались создать эликсир бессмертия. Эти попытки оказались тщетными, однако способствовали открытиям в области фармацевтики.

Считая человека микрокосмом, даосы внимательно следили за небом, движением светил, их расположением, связывая это с индивидуальной судьбой  человека. Они создали геомантию - оккультную дисциплину о сложной  системе взаимодействий между космическими и земными силами и символами.

Даосизм занимал маргинальное положение в Китае, уступая первенствующую роль конфуцианству. Его отношения  с официальной системой китайского общества были вполне нейтральными, однако в кризисные времена отмечался  приток в ряды даосов со стороны простых китайцев. Даосизм более мистичен, он предлагает систему хранения и передачи знаний. Эту роль выполняли и выполняют сейчас монахи - даосы.


Информация о работе Влияние естественных наук на духовную жизнь общества