Многообразие форм собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: экономической стороны; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие и сущность собственности как экономической категории…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Формы собственности…………………………………………………..9
2.1. Исторические формы собственности……………………………………….9
2.2. Признаки классификации форм собственности…………………………..10
2.3. Многообразие форм собственности……………………………………….11
2.3.1 Государственная собственность………………………………………….13
2.3.2 Частная собственность…………………………………………………….14
2.3.3 Коллективная собственность……………………………………………...16
2.4 Понятие предпринимательства……………………………………………..16
2.4.1 Виды и формы предпринимательства……………………………………17
2.4.2 Организационно-экономические формы предпринимательства……….21
2.4.2.1 Индивидуальное предпринимательство………………………………21
2.4.2.2 Товарищество (партнёрство)………………………………………….22
2.4.2.3 Производственные кооперативы………………………………………25
2.4.2.4 Корпоративное предпринимательство…………………………………26
2.4.2.5 Акционерные общества………………………………………………..26
2.4.2.6 Государственное (унитарное) предпринимательство…………………28
2.4.3 Организационно-экономические формы…………………………………29
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в России………32
3.1 Основные проблемы развития предпринимательства…………………….34
3.2 Взаимодействие форм собственности………………………………...……35
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованных источников…………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику  органов государственной власти и управления. В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения  зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства.

  К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

 

а) Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Cсоздается по решению  уполномоченного на то государственного  органа или органа местного  самоуправления. Учредительным документом  предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, является  его устав, утверждаемый уполномоченным  на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей  его деятельности, его реорганизации  и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право  на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

 

б) Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

  Может быть образовано по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

  Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

  Казенное предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

  Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие  может быть реорганизовано или ликвидировано  по решению Правительства Российской Федерации.

  Для начала организации предпринимательской деятельности необходимо знать недостатки и преимущества организационно-правовых форм, которые расположены в приложении А. Характеристика особенностей способа действий предприятий различных организационно-правовых форм приведено в приложении Б.

 

2.4.3 Организационно-экономические формы

  Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку - форме собственности), существуют организационно-экономические формы, различаются по деятельностному знаку:

  Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

  Синдикат - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

  Концерн — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко-говорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

  Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

  Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

  Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

  Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

  Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

  Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией. Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

  Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

  Транснациональная компания (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.

  Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.

  Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.

  Принадлежать к ТНК, как правило, способна фирма, в которой очень высокий уровень эффективности управления сравнимый с государственным.     Причём, не всегда, именно качество продукции ТНК играет решающую роль; Ибо многие компании, являясь по определению ТНК, осуществляют, лишь сбыт, некоторой продукции, которую сами не производят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в России

 

  Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

  Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

  Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

  С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

  С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

  В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

  Организационные аспекты поддержки предпринимательства:

1) Законодательная и  нормативная база, определяющая  специфические условия деятельности  субъектов предпринимательства,  регулирующая формы и методы  его поддержки и процедуры  принятия решения

2)Правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами

3) Обеспечение безопасности  и защиты предпринимателей от  криминальных действий

4) Система специализированных  институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.)

5) Государственные программы,  программы социально-экономического  развития регионов, определяющие  реструктуризацию промышленности  и конверсию предприятий ВПК,  инвестиции в отраслевое и  региональное развитие, поставки  для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и т.д.

6) Ресурсное (производственные  площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в  том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер  поддержки бизнеса, наряду с  созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

  Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется, прежде всего, государственной службой. Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной промышленной политики.

  Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным, чем прежде путем. Она выполняет, прежде всего, следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

  Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.

Информация о работе Многообразие форм собственности