Афганистан как индикатор кризиса системы международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:05, реферат

Описание работы

Сегодня операция НАТО в Афганистане уже не приковывает к себе столь пристального внимания, как десять лет назад. Во-первых, эта многолетняя война Запада успела хорошенько поднадоесть международному сообществу: политикам, СМИ, обывателям. Во-вторых, все привыкли к плохим новостям о перманентной активности талибов и очередных жертвах в результате военных действий, так что это не вызывает особо острой реакции, если только страны НАТО не переживают очередной электоральный цикл. В-третьих, войска Североатлантического альянса собираются в ближайшем будущем покинуть афганскую землю, что многим дает повод говорить о войне в Афганистане как успешно выполненной миссии, являющей собой пример готовности проводить сложнейшие операции под эгидой альянса далеко за пределами его зоны ответственности.

Содержание работы

1. Введение
2. Начало войны в Афганистане
3. Роль НАТО в Афганистане
4. Пакистанская проблема
5. Стартегия Аф-Пак
6. Посткризисное восстановление Пакистана. Роль ООН, НАТО и ЕС
7. Участие России
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

афганистан Никитенко 402.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

       Успешные военные действия американцев против талибов на территории Афганистана в 2001 – 2002 гг. привели к тому, что значительная часть боевиков отступила с афганской территории в приграничные с Пакистаном районы, населенные пуштунскими племенами. Талибы создали там мощную террористическую инфраструктуру, в том числе базы подготовки смертников. Ситуация стала напоминать сообщающиеся сосуды, в роли которых выступали эти две страны. Теперь источник афганской нестабильности переместился в пакистанскую зону ответственности афгано-пакистанского приграничья. Боевики «Аль-Каиды» и «Талибана» не только использовали территорию Пакистана для подготовки своих смертников, но сумели фактически создать в зоне пуштунских племен в провинциях Северный и Южный Вазиристан шириатское исламистское неподконтрольное Исламабаду государство Вазиристан , с территории которого они начали проводить активные боевые действия против самого центрального пакистанского правительства.

      Если президенту Мушаррафу еще удавалось более или менее сохранять стабильность в стране путем переговоров и сделок с талибами , то после его смещения и прихода к власти президента Асифа Али Зардари, мужа погибшей Беназир Бхутто, и премьер-министра Гилани ситуация начала выходить из-под контроля. Например, в результате весеннего наступления 2009 г. пакистанские талибы сумели приблизиться к столице на расстояние всего в сто километров. Угрозавторжения исламистов в Пенджаб и Синд вынудила пакистанские власти начать крупномасштабную операцию против боевиков, продолжавшуюся несколько недель.

      Здесь и проявилась слабость новых пакистанских властей, не пользовавшихся авторитетом внутри страны (в том числе по причине тесных отношений с американской администрацией), а также новая политика Исламабада, направленная, на «умиротворение» талибов .

      Присутствие американских и натовских сил в Афганистане спровоцировало радикализацию общих настроений в Пакистане. Втягивание Исламабада в «американскую войну» создало условия для плодотворной деятельности талибов и «Аль-Каиды» и распространения афганской зоны нестабильности на другие пакистанские территории.

     Активные пропагандистские действия образовавшегося пакистанского отделения «Талибана» способствовали исламизации пакистанской молодежи. Эксперты заговорили об «афганизации» Пакистана. Взрывоопасность ситуации в стране подтвердили события вокруг Красной мечети (Дадь Масджид) в Исламабаде в июле 2007 г. Тогда студенты медресе Джамия Фаридия при Красной мечети объявили о неподчинении светским властям Пакистана и об установлении законов шариата. В результате осады и штурма мечети пакистанскими военными погибло, по данным властей, более ста человек с обеих сторон, в том числе 53 исламиста.

      Таким образом, за десять лет Пакистан превратился на афганском направлении из наступательного игрока в нестабильное государство, обороняющееся от угрозы, которую некогда сам создал для активной геополитической игры. Исламабад оказался заложником собственных политических иллюзий. Стремясь использовать талибов как инструмент давления на Афганистан, он не заметил, как этот инструмент оказался обращенным против него самого. В результате сегодня Пакистан имеет часть территории, фактически не подконтрольную центральным властям, значительное количество талибов и боевиков «Аль-Каиды», которые превосходно чувствуют себя на территории пуштунских племен, а также перманентную нестабильность, время от времени принимающую форму жестоких нападений, терактов и подрывов натовской инфраструктуры.

      Еще больше Исламабад скомпрометировал себя после того, как 2 мая 2011 г. американцы провели в городе Абботтабаде (пакистанская провинция Хайбер-Пахтунхва) спецоперацию по уничтожению лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, который, как выяснилось, более пяти лет жил в этом курортном городе. Вся эта ситуация заставила участников международной коалиции в Афганистане задуматься о том, насколько искренне Пакистан участвует в борьбе с международным терроризмом, коль скоро глава этого самого международного терроризма на протяжении нескольких лет спокойно проживал в нескольких десятках километров от пакистанской столицы.

      Западная коалиция и раньше не испытывала полного доверия по отношению к Исламабаду, подозревая пакистанских военных в двойной игре в отношении талибов и «Аль-Каиды» (Пакистан, в отличие от Афганистана и Саудовской Аравии, даже не был приглашен на саммит НАТО в Лиссабоне, где тема Афганистана и примирения с «умеренными талибами» была одной из главных), а после событий 2 мая доверие к антитеррористической деятельности Пакистана и вовсе оказалось подорвано. В результате, вместе с доверием исчезла и монополия на исключительное положение Пакистана на переговорах с этими самыми «умеренными» талибами, вести диалог с которыми на том же самом саммите было поручено саудовцам.

       Развитие отношений Исламабада и Запада теперь будет во многом зависеть от поведения самого Пакистана в контексте расследования ситуации с пребыванием бен Ладена на его территории, а также от того, в какой степени будет преодолен внутренний конфликт среди пакистанских военных и остальной части политической пакистанской элиты, расколотой вопросом поддержки талибов.

                                                 Стартегия Аф-Пак

       Смена президентской команды в США привела к изменению подхода не только к Афганистану, но ко всему региону Среднего Востока в целом.

     Новая стратегия Белого дома была изложена президентом Обамой 27 марта 2009 г.

     Во-первых, для достижения главной цели США – уничтожения «Аль-Каиды» – было принято решение объединить подходы к Афганистану и Пакистану в одну региональную стратегию. Объединенный регион получил название Аф-Пак (или Пак-Аф). Президент Обама усилил внимание к Пакистану, который наряду с Афганистаном стал вторым адресатом новой стратегии США. Впервые администрация США публично констатировала глубокую взаимозависимость проблемы повстанческого движения в Афганистане и деятельности экстремистов в восточных районах Пакистана. Руководство США четко обозначило, что отныне «больше не предусматривается наличие двух отдельных линий в отношении Афганистана и Пакистана». Одним из конкретных инструментов сотрудничества между Пакистаном и Афганистаном должны были стать регулярные встречи их президентов на высшем уровне под эгидой США для обмена информацией и координации действий в борьбе против талибов и «Аль-Каиды» .

  Во-вторых, изменилась официальная позиция американского руководства по поводу переговоров с талибами (возможность таких переговоров предыдущая администрация вовсе отрицала). Фактически была предложена политическая амнистия так называемым умеренным талибам, которые не являлись идеологическими приверженцами «Аль-Каиды» и были готовы сложить оружие, признать кабульское правительство Карзая и конституцию и вернуться к мирной жизни.

    В-третьих, планировалось значительное увеличение численности американского контингента в Афганистане .

      В-четвертых, был сделан упор на экономику. Хотя Афганистан нельзя назвать богатой страной , но у этого государства есть определенный экономический потенциал, связанный прежде всего с разработкой полезных ископаемых, гидроэнергетикой, строительством транзитных коммуникаций, производством некоторых видов сельскохозяйственных культур. В этой связи администрация Обамы запланировала потратить в 2010 г. около 4,4 млрд. долларов на создание в Афганистане и на севере Пакистана социально-экономической инфраструктуры, что должно было способствовать вовлечению афганцев в мирную жизнь и сузить базу людских ресурсов для «Аль-Каиды».

       Дальнейшее оформление эта стратегия получила на юбилейном саммите НАТО в Келе/Страсбурге в начале апреля 2009 г . Во-первых, была поддержана объявленная администрацией США политическая амнистия умеренным талибам. Во-вторых, была создана Тренировочная миссия НАТО (NATO Training Mission in Afghanistan), задача которой – подготовка афганских военных и полицейских. Это означало, что альянс делает ставку на подготовку собственных афганских сил безопасности, которые в перспективе должны будут полностью взять на себя ответственность за ситуацию в стране, т.е. предусматривалась постепенная «афганизация» безопасности, сроки которой оставались неопределенными. Скорректировать параметры «афганизации» безопасности заставили события лета – начала осени 2010 г., когда Афганистан захлестнула волна террора со стороны талибов, приуроченная к президентским выборам 20 августа. Только в день голосования было совершено 139 террористических актов по всей стране. В августе-сентябре потери МССБ составили более 140 человек. Ситуация обострилась до такой степени, что Обама распорядился временно приостановить отправку дополнительных контингентов в Афганистан . В связи со значительными потерями, понесенными за эти два месяца союзниками США, в Европе резко выросло число недовольных пребыванием в Афганистане национальных контингентов. Позиция ведущих стран НАТО и участников МССБ – Франции, Германии, Италии и даже Великобритании – меняется: вместо увеличения военного контингента речь идет о необходимости обозначить сроки начала вывода сил НАТО из Афганистана, а также сосредоточиться на подготовке афганских военных и полицейских, для чего следует в Афганистан направлять не солдат, а специалистов-инструкторов.

       В этих условиях американцам не осталось ничего иного, как принять позицию европейских стран, стремящихся как можно быстрее определиться со сроками ухода из Афганистана. Поэтому уже 23 октября 2009 г. на заседании министров обороны НАТО принимается Стратегическая концепция по передаче ответственности за ситуацию в Афганистане афганским силам безопасности (The Strategic Concept for Transition to Afghan Lead). Причем первые шаги в этом направлении планировалось сделать уже во второй половине 2010 г.

       2010 г. наглядно продемонстрировал гибкость американской политики на афганском направлении, которую можно охарактеризовать как политику кнута и пряника. С одной стороны, администрация Обамы поддержала программу национального примирения, получившую одобрение на международной конференции по Афганистану в Лондоне (январь), а затем в Кабуле (июнь), а также одобренную Всеафганской Джиргой мира (июнь), высказавшейся за «правительственно-оппозиционную модель дальнейшего развития афганского общества». Фактически руководству Афганистана в лице Х. Карзая был дан «зеленый свет» на установление контактов с главными лицами вооруженной оппозиции и движения «Талибан», информация о переговорах с которыми неоднократно просачивалась в СМИ. С другой стороны, американцы продолжили оказывать военное давление на талибов и «Аль-Каиду» в рамках антиталибских операций («Моштарак», февраль-март 2010 г., провинция Гельманд, и «Шефаф», март-апрель 2010 г., северные провинции Афганистана) и провели успешную спецоперацию по ликвидации лидера международного терроризма Усамы бен Ладена.

Основным  приоритетом внутри Афганистана  для МССБ и США остаются подготовка и обучение афганской армии, полиции  и сил безопасности для скорейшей передачи им ответственности за ситуацию в стране. И здесь уже обозначены конкретные сроки – процесс начнется летом 2011 г. и должен завершиться к 2014 г. Однако будет ли это концом войны?

               Посткризисное восстановление Афганистана.Роль ООН

    Задача восстановления Афганистана стала фигурировать среди целей международного сообщества в этой стране сразу же после свержения режима талибов и установления новой демократической афганской власти в лице президента Карзая и его администрации. Первые решения на этот счет были приняты в рамках Боннской конференции в декабре 2001 г.

    Оказание новым афганским властям содействия в восстановлении социальной инфраструктуры страны и ее экономическом развитии стало заботой непосредственно трех структур: Миссии ООН в Афганистане, НАТО и Европейского союза. Нельзя сказать, что каждая из организаций отвечает за конкретную сферу, поскольку, например, Североатлантический альянс претендует на роль координирующей структуры, имеющей отношение ко всем вопросам. Однако за каждой так или иначе закрепляется приоритетное направление: НАТО занимается обеспечением жесткой безопасности, ЕС вкладывает в Афганистан большие финансовые средства, Миссия ООН реализует инфраструктурные и социально-экономические проекты.

Миссия  ООН 

     28 марта 2002 г. резолюцией 1401 была учреждена Миссия по содействию Афганистану со штаб-квартирой в Кабуле (UNAMA). Основными задачами Миссии являются мониторинг ситуации с правами человека, гендерные вопросы, гуманитарное содействие развитию Афганистана. Миссия имеет восемь региональных представительств.

     Главная функция представителей Миссии – мониторинг ситуации, а также координация реализации различных программ и специализированных агентств ООН. На основе тщательного мониторинга подготавливаются ежегодные регулярные оценочные доклады Генерального секретаря по ситуации в Афганистане.

    Не менее ценную информацию содержат доклады специализированных агентств ООН. В случае Афганистана особую ценность представляет статистка Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), которое выпускает отчеты, касающиеся производства и распространения наркотиков в стране, проводит опросы крестьян, работает с данными аэрофотосъемки, собирает информацию о работе МВД. Отчеты этой структуры – основный источник статистики, используемой исследователями афганского наркотрафика.

     Еще одно направление работы Миссии ООН в Афганистане – координация продовольственных и сельскохозяйственных программ, мониторинг импорта и экспорта продукции. Очередной крупный проект ООН, стартовавший в апреле 2010 г., предусматривает продовольственную поддержку 7,3 млн афганцев. Программы ООН направлены не только на обеспечение продуктам извне, но и на эффективное распределение продовольствия внутри региона. Среди них – массовая закупка зерна у афганских крестьян для нужд продуктового обеспечения их соотечественников.

     Не менее сложное направление работы – помощь афганским беженцам. В данном случае работа идет по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Оказывается помощь беженцам, которые возвращаются в страну из Ирана, Пакистана. Зимой 2010 – 2011 гг. Управление начало реализацию программы оказания помощи в преддверии холодов семьям беженцев в провинции Кабул. По данным Управления, за последнее время в страну вернулось 8 млн. граждан Афганистана, которые находятся в сложном социально-экономическом положении. Было организовано строительство 200 тыс. жилых домов в Афганистане для беженцев и внутренне перемещенных лиц, возвращающихся на родину, начиная с 2002 г. Долговременная программа ООН ведется в сотрудничестве с местными департаментами по вопросам беженцев и репатриации. С тех пор, как в 2002 г. добровольная репатриация приобрела широкие масштабы, программа обеспечения жильем помогла 14 млн. бывших эмигрантов обрести новый дом на родине. Данное число составляет более 25 процентов от общей численности беженцев, вернувшихся в Афганистан.

Информация о работе Афганистан как индикатор кризиса системы международных отношений