Анализ деятельности экономических организаций, входящих в систему ООН и их роли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать и оценить роль экономических организаций системы ООН в регулировании международного экономического сотрудничества.
Задачами работы являются:
- Изучить теоретические основы деятельности ООН.
- Рассмотреть основные предложения США в вопросах реформирования ООН.

Файлы: 1 файл

Реферат МИровая Экономика.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна - Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.

 Международный  Суд ООН это главный судебный  орган ООН. Этим в основном  и определяется сфера  деятельности  Международного Суда. Этот орган  имеет множество специфических  особенностей т.к. в отличии от  других международных судов, сторонами  рассматриваемых Судом   делах  могут быть только государства. Обращение к  Суду является  факультативным, то есть государства  передают спор на его разрешение  на основании заключенного ими  соглашения-компромисса. Однако ряд  государств, в том числе Россия  по  некоторым международным договорам, признают юрисдикцию  Суда в  качестве обязательной. Суд обязан  решать переданные ему споры  на основании международного  права, применяя при этом международные  конвенции, международный обычай, общие  принципы права, признанные цивилизованными  нациями, а также в качестве  вспомогательного средства - судебные  решения и доктрины наиболее  квалифицированных специалистов  по публичному праву различных  наций.

Секретариат   ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

 

 

 

 

2. Специализированные учреждения  ООН как глобальный механизм  управления различных сфер международного  сотрудничества.

 

2.1. Валютно-финансовые организации системы ООН.

 

 

 В системе международных экономических отношений существенную роль играют международные валютно-финансовые и банковские организации и институты. Сферой их деятельности является обеспечение стабильности и целостности всемирного хозяйства, налаживание сотрудничества между странами, что особенно важно при ослаблении противостояния государств и усилении процесса интеграции. Важными также являются изучение, анализ и обобщение информации о тенденциях развития мирового хозяйства, выработка рекомендаций по важнейшим проблемам перспектив глобализации, определение места и роли международных валютных, кредитных и финансовых отношений.

В системе ООН особое место занимают такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирный банк, включающий Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала: Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).9

 Международный валютный фонд (МФВ) был основан в декабре 1945 года после ратификации соответствующих статей соглашения, принятого на Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам. С 1947 года МФВ стал специальным органом ООН. Каждый член этого фонда имеет свою долю, квоту в совокупном капитале организации. Квота каждого государства выражается в международных счетных единицах СДР. При этом квота для каждой страны определяется исходя из ее национального дохода, валютных резервов, отношения экспорта к национальному доходу и других экономических индикаторов. Квота стран-участниц регулярно пересматривается и изменяется, ее величина определяет права заимствования страны как по регулярным, так и по специальным кредитам, кроме того, с учетом величины квоты осуществляется выделение ей СДР и права голоса при голосовании. Именно от величины квоты зависит число голосов, которое имеет страна - участница МВФ. Наибольшую квоту имеют США - 17,7 % от общего количества голосов, Германия и Япония - по 5,5 %, страны Европейского союза - более 26 % голосов, Россия - 2,9 %. Число голосов имеет особое значение при принятии решений. По самым важным вопросам для их принятия требуется квалифицированное большинство 75 и 85 %, поэтому страны с наибольшим числом голосов могут блокировать неугодные им решения. Страны - члены МВФ (их более 180) вносят свою квоту в капитал фонда резервными активами: 25 % в СДР и свободно плавающей валюте по согласованию с фондом и 75 % в национальной валюте.

 

 Задачи МВФ - это:

 

  • стимулирование международного валютного сотрудничества;

 

 • содействие сбалансированному росту международной торговли;

 

 • создание многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранение валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

• оказание помощи странам-участникам в корректировке дефицитов их платежных балансов, предоставлении при необходимости кредитных ресурсов;

• оказание помощи в достижении стабильности валютных курсов с целью сохранения последовательности макроэкономической политики на мировом уровне.

МВФ является форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов. Исполнительная власть в МВФ принадлежит Совету управляющих, включающему по два представителя от каждой страны-участницы. Повседневная работа фонда осуществляется постоянным штатом под руководством директора-распорядителя и Совета директоров.

МВФ выполняет следующие функции: регулирующие, консультативные (по сути контрольные) и финансовые. 
  Регулирующие функции состоят в том, что этот фонд осуществляет надзор за соответствием политики стран-участниц тем обязательствам, которые они принимают на себя, становясь членами МВФ, и особое внимание уделяет политике валютных курсов.

 

  Консультативная функция реализуется в контроле направлений экономической политики стран-участниц в рамках регулярных (ежегодных) двусторонних консультаций с официальными представителями государств - участников фонда. Обсуждаются вопросы фискальной, валютной, кредитно-денежной политики, состояние платежного баланса, внешнего долга страны и т. п.

Финансовая функция состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. При этом кредиты предоставляются на весьма жестких условиях. Страна должна предоставить веские доказательства в необходимости такого кредита; МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за такой помощью, сможет погасить возникшую задолженность; страна, воспользовавшаяся кредитом фонда, должна гарантировать, что в установленные сроки решит проблемы устойчивости платежного баланса и стабильного экономического роста, по мере необходимости будет осуществлять структурную перестройку экономики. Такая политика МВФ воспринимается рядом стран как диктат со стороны фонда. Одним из крупных заемщиков МВФ в середине 90-х годов стала Россия.

Важным по значимости в сфере международных экономических и валютных отношений является Всемирный банк.

 

 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был основан в 1945 году, как и МВФ, в соответствии с решениями Бреттон- Вудской конференции ООН. Этот банк, неофициально называемый Всемирным банком, в 1947 году получил статус специального органа ООН и первоначально занимался сбором и размещением капитальных ресурсов для послевоенного восстановления стран Европы. Затем его главной задачей стало оказание помощи странам-участницам в развитии тех сфер, где отсутствовал частный капитал, путем предоставления займов под инвестиционные проекты. Такие займы давались на льготных условиях со сроком погашения в 15 лет. Займы предоставляются и развивающимся странам, находящимся на более продвинутых стадиях развития, причем правительствам или под гарантии правительства.

 

 Банк финансирует свою деятельность за счет взносов стран-участниц (их число составляет около 160 государств), а также займов на мировых рынках капиталов и продажи части своих займов. Ставка ссудного процента банка пересматривается ежеквартально и основывается на средневзвешенной (по величине и срокам) стоимости капитальных фондов, взятых взаймы банком в предыдущий период.

Банк осуществляет и координирует программы технической помощи странам-участницам, производит экспертизу выполнимости и оценку проектов; действует как исполнительный орган при реализации проектов развития, финансируемых в соответствии с Программой развития ООН; осуществляет связи с международными и региональными органами, решающими проблемы развития. Деятельность МБРР дополняется работой трех организаций-филиалов: Международной финансовой корпорации, созданной в 1956 году и с 1957 года ставшей специальным органом ООН.10

Имея статус филиала, корпорация является самостоятельным юридическим лицом с собственным акционерным капиталом и собственными пакетами акций в проектах развития. Она стимулирует экономический рост и развитие местных рынков капитала в странах-участницах путем предоставления займов и покупки акций без правительственных гарантий. Корпорация финансирует на заемных условиях проекты при нехватке частного капитала. Деятельность корпорации финансируется за счет взносов стран-участниц и периодической продажи принадлежащих ей пакетов акций. В МФК состоит около 180 государств.

 

 Другим филиалом МБРР является Международная ассоциация развития (МАР), которая была основана в 1960 году и является специальным органом ООН, филиалом Всемирного банка. Ассоциация предоставляет фонды правительствам для реализации проектов развития в странах-участницах на более выгодных условиях, чем рынки частного капитала или Всемирный банк. Займы даются самым бедным странам с низким душевым потреблением. Под этот критерий подпадают 40 стран. Большинство займов предоставляется на срок от 40 до 50 лет с десятилетним льготным периодом и без процентов, не считая небольшой платы за услуги в 0,75 % в год. Займы даются на создание и совершенствование транспортных систем, а также систем передачи электроэнергии, защиты от наводнений и т. п. В МАР входит свыше 160 государств.

Третьим филиалом, созданным в 1988 году, является Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Целью создания этого агентства было стимулирование инвестиций в странах-членах, число которых составляет около 150 государств. МИГА предоставляет иностранным инвесторам гарантии от потерь, связанных с некоммерческими рисками.

Деятельность и функции Всемирного банка, как и МВФ, совершенствуются с учетом изменений общемировой экономической среды, мирового хозяйства в целом на рубеже XX-XXI веков. 
  Особое место среди международно-кредитных и финансовых организаций занимает Банк международных расчетов (БМР). Он создан в 1930 году как межправительственная финансовая организация со штаб- квартирой в Базеле (Швейцария). Банк был создан для помощи и координации деятельности в осуществлении репарационных платежей между национальными банками по завершении Первой мировой войны.

После объявления моратория на репарационные платежи он продолжил выполнение международных финансовых операций и постепенно превратился в «банк центральных банков».

БМР выполняет следующие основные функции: 
  • оказывает помощь центральным банкам в управлении своими валютными резервами и инвестициями; 
  • выступает в роли агента Европейского фонда валютного сотрудничества и Комитета управляющих центральными банками стран - членов ЕС; 
  • является официальным депозитарием Европейского объединения угля и стали; 
  • оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для проведения международных финансовых операций; 
  • выполняет функцию доверенного лица или агента при осуществлении международных расчетов; 
  • осуществляет контроль за краткосрочными колебаниями курсов валют, вызываемыми спекулятивной деятельностью; 
  • собирает и распространяет международную макроэкономическую и валютную информацию.

 

 БМР по форме организован как акционерное общество, его акционерами являются главным образом промышленно развитые страны. Совет директоров состоит из управляющих центральными банками Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландов, ФРГ, США, Швейцарии, Швеции, а также шести представителей торговли, финансов и промышленности, ответственных за руководство деятельностью банка. С учетом изменения роли азиатских государств и роста значения развивающихся государств в 90-х годах в члены банка было принято девять новых стран, в том числе и Россия.

Международные валютно-финансовые и кредитные организации являются важной составной частью институциональной структуры мировой экономики, их деятельность согласуется с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО) и др. Углубление интеграционных процессов, усиление тенденций глобализации, определенная либерализация торговых режимов создают условия и потребность в дальнейшем совершенствовании валютно-финансовых и кредитных институтов.

 

2.2.Экономические организации системы ООН  
(ЮНИДО, ФАО)

ЮНИДО

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию молодое из специализированных учреждений системы ООН. Была основана 1975г., А в 1986 получила устава СУ.

Генеральным направлением деятельности ЮНИДО является помощь развивающимся странам, в их промышленном развитии. В ходе своего функционирования организация предоставляет услуги экспертов-консультантов, технических экспертов, в поставках оборудования, проводит семинары, способствует подготовке кадров.

Начиная с 1986 года в практике ЮНИДО новые подходы в курсе на сотрудничество через правительства, а на уровне предприятий, государственных и частных, на поощрение непосредственных инвестиций в развивающиеся страны, и создание совместных предприятий, на увеличение объема технической помощи. Так в 1990 году ЮНИДО содействует 170 проектов промышленного инвестирования. Общая сумма инвестиций составила 599 млн. долларов. В 1991 году подобных проектов насчитывалось 166 стоимостью 890 млн. долларов, а 1992г. 194 проектов стоимостью 1478 млн. долл.(11). Все это способствует дальнейшему росту международного авторитета ЮНИДО.11

Информация о работе Анализ деятельности экономических организаций, входящих в систему ООН и их роли в мировой экономике