Анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ.
Задачи работы определить, в чем заключается государственное регулирование ВЭД, таможенно-тарифное регулирование, чем представлены тарифные и нетарифные меры, тенденции и факторы развития ВЭД и современный этап развития ВЭД.

Содержание работы

Глава 1. Государственное регулирование ВЭД.
1.1. Государственное регулирование ВЭД
1.2. Таможенно - тарифное регулирование в России
Глава 2. Меры таможенного регулирования
2.1. Тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций
2.2. Нетарифные меры
Глава 3. Внешнеторговая политика РФ
3.1. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России
3.2. Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли РФ.docx

— 50.36 Кб (Скачать файл)

· организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;

· научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

· социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

· политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

Все эти тенденции проявляются  в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения  товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся  в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под  которыми большинство экспертов  понимают процесс возникновения  и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит  от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую  и политическую жизнь, стандарты  производства и потребления, системы  ценностей и законодательные  нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и  культурно-информационного поля.

 

3.2  Современный  этап внешнеторговой политики  России

Современное состояние экономики  России требует нового подхода к  организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры  экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована  деятельность внешнеторгового комплекса  России.

Обеспечение активного участия  России в международном разделении труда не должно означать простое  наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному  росту, умножению его эффекта. Главные  усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового  оборота.

Реализация стратегии  внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое - создание благоприятных  условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового  комплекса.

Второе - использование импорта  в качестве конкурента для национальных производителей с целью:

· модернизации и расширения производственного аппарата России;

· сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;

· исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;

· обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;

· рационального использования природных ресурсов страны.

Третье - определение и  стимулирование экспортной специализации  страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Четвертое - определение  приоритета в географии внешней  торговли.

Преобразования в экономике  страны. Исходным и основным элементом  реализации внешнеторговой стратегии  является создание рыночного механизма  функционирования как экономики  в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет  добиться высокой эффективности  на макро - и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность  к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение  роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность  производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в  России реформ.

Развитие импорта. Без  активного использования импорта  невозможно формирование и поддержка  экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом  стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции  на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна  из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для  России, что лишь укрепляет монопольное  положение большинства предприятий.

Для Российской Федерации  импорт - это еще и конкурент  для национальных производителей, позволяющий  им не только получать информацию о  новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого  следует, что, предоставляя всем хозяйствующим  субъектам свободу выбора между  национальными и зарубежными  источниками удовлетворения своих  потребностей, импорт должен быть легко  доступным в организационном  плане и рациональным в экономическом  отношении как для самого внешнеторгового  оператора, так и относительно всех сфер экономики России.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение  долгосрочных задач, способствовать ускоренному  развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного  производства товаров, то есть приобретаемое  оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет  импорту оборудования и технологиям  для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой  промышленности, а также агропромышленного  комплекса при сокращении импорта  общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная  с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий  их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной  деятельности в условиях полной ответственности  производителей за принимаемые ими  решения.

Экспортная специализация  страны. Определение экспортной специализации  страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии  внешнеторговой деятельности.

Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом  определенных действий государства  на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной  деятельности производителей.

Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство  не должно пассивно воспринимать самоопределение  формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она  не может быть исключительно результатом  действий, предпринятых самостоятельно производителями.

При этом роль государства  в развитии экспорта должна заключаться  в постоянном поиске и выявлении  производств, выделяемых мировым и  внутренним рынками, и оказании им различных  видов услуг и помощи.

Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку  отсталых производств, а на структурную  перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом  хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе  международного разделения труда и  использовать его преимущества с  большей для себя выгодой.

Создавая необходимые  условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.

 

Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом  рынке, и их целесообразнее ориентировать  на увеличение экспортной продукции. Для  России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной  программе развития экспорта, который  в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в  ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.

Географический аспект. В  период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и  географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования  объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.

Образование взаимовыгодного  общего рынка обеспечит углубленное  взаимодействие между национальными  экономиками стран ближнего зарубежья  на основе свободного перемещения товаров  между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями  и потребителями. Создание условий  для сотрудничества на хозяйственном  уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие  задачи, как "чем торговать" и "как  торговать".

Особая роль в обеспечении  взаимодействия национальных рынков и  формирования на этой основе общего рынка  должна быть отведена определению и  введению в странах ближнего зарубежья  единых норм и стандартов, соответствующих  мировому

 

 

Заключение.

За последнее время  Правительство Российской Федерации, провело огромную работу в области  создания и унификации законодательства в области таможенного регулирования, в соответствии с её национальными  интересами, а также её международными обязательствами, стараясь соответствовать  международным нормам и правилам, с целью продолжения её дальнейшей интеграции в международное экономическое  сообщество.

Таможенное регулирование - это совокупность тарифных и нетарифных мер государственного регулирования  ВЭД, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования  структуры экспорта и импорта  товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета.

Таможенное регулирование  ВЭД состоит из нормативных актов  таможенного союза, а в частях не урегулированных законодательством  ТС, регулируется национальным законодательством. В основе построения законодательства таможенного союза лежат принципы Киотской конвенции.

К таможенно-тарифными мерами регулирования ВЭД, в ТС относятся: Единый Таможенный тариф, регулирующий ставки ввозных таможенных пошлин, льготы по уплате таможенных платежей, к которым относятся: тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате налогов, таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, сезонные пошлины.

Нетарифное регулирование  совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, имеющих целью воздействие  на процессы в сфере ВЭД.

Нетарифное регулирование  состоит из количественного ограничения  исключительного права на экспорт  и (или) импорт отдельных видов товаров, лицензирования, наблюдения за экспортом  и (или) импортом отдельных видов  товаров, особые виды запретов и ограничений, технического регулирования и иных мер.

Законодательство ТС в  части таможенного регулирования, как и в целом таможенного  права ТС, незавершенное. Касаемо  вопросов унификации, здесь законодатели сталкиваются с проблемами взаимных уступок, что затягивает принятие логически  необходимых актов для полноценного функционирования единой таможенной территории. Что же касаемо тарифных и нетарифных мер политики таможенного союза, то необходимо их использовать максимально корректно, стараясь не идти на уступки которые могут повлиять на замедление роста отечественного рынка, притока инвестиций и прочих положительных экономических эффектов. 

Информация о работе Анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ