Арабо - Израильский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Цель: анализ арабо – израильского конфликта.
Объект: арабо – израильский конфликт.
Предмет: история, развитие и перспективы урегулирования конфликта.
Задачи:
1. Рассмотреть историю арабо – израильского конфликта.
2. Рассмотреть развитие арабо – израильского конфликта.
3. Определить перспективы урегулирования арабо – израильского конфликта.

Файлы: 1 файл

КР 3.docx

— 53.95 Кб (Скачать файл)

Стена плача, упомянутая выше, является еще одним «камнем преткновения»  в конфликте. История этого спора  такова. В августе 1929г. арабы потребовали, чтобы вся Стена плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. 23 августа большая толпа арабов явилась к Стене плача и  разогнала собравшихся там евреев. На помощь последним явилась вооруженная  милиция и вступила с арабами  в перестрелку, во время которой  было убито и ранено более 100 человек. В ответ на это были созданы  мусульманские комитеты для защиты «бурак» (так называется арабами  Стена плача) от захвата. В свою очередь  евреи предъявили свои требования —  плакать и молиться у этой стены  в Иерусалиме. Начались еврейские  демонстрации, устроенные в арабских кварталах у Стены плача. В  ответ на это исполком арабского  палестинского конгресса устроил  демонстрацию протеста, проходившую  у той же Стены плача.[8]

Новое обострение спора произошло  в сентябре 1996 г., после открытия израильтянами туннеля, ведущего под  мечеть Аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом  евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались  животные, приносимые в жертву в  Храме Соломоновом. Но озабоченные  мусульмане решили, что расчистка  туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть Аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что  террористы начинят туннель динамитом  и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что Аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию Храма Соломона.[9]

2. Развитие арабо –  израильского конфликта.

В настоящее время на территории конфликта продолжается палестинская Интифада, начавшаяся в 2000г. Сегодня  участников политического процесса можно поделить на два лагеря:

1. сторонников восстановления  процесса мирного урегулирования  конфликта, формирования государства  Палестина в рамках установленных  международными договорами условий,  установления приемлемых отношений  с Израилем;

2. непримиримых противников  любых переговоров с Израилем (или Палестиной), сторонников продолжения  борьбы вплоть до полного уничтожения  противника.

В настоящее время, благодаря  агрессивной и бескомпромиссной политике правительства А.Шарона, произошла резкая радикализация палестинского общества, что в конечном итоге привело к существенному изменению в раскладе политических сил в ПА. Роль Ясира Арафата, еще несколько лет назад обладавшего полновесной властью, сегодня сведена до минимума, в то время как влияние и поддержка со стороны населения ПА экстремистских организаций возросла практически до абсолютных величин. Как свидетельствуют данные статистических опросов, действия ХАМАСа сегодня значительно популярнее среди палестинцев, чем официальная политика Арафата. Так, если в сентябре 2000 г. ХАМАС поддерживало 23% палестинцев, то в октябре 2001 г. - уже 31%, число же сторонников ФАТХа (организация подконтрольная Арафату) уменьшилось за этот же период с 33% до 20%.[9]

Что касается ситуации в  противоборствующих лагерях, то в последнее  время в каждом из них наблюдается  некое подобие раскола. Среди израильтян набирает силу оппозиция, работа которой уже вылилась в появление Женевского соглашения, которое будет обнародовано 20 ноября этого года и предполагает многие уступки, на которые не хочет пойти Шарон. Оппозиция считает политику Шарона слишком радикальной. Есть еще одна группа недовольных политикой Шарона – те, кто считает ее слишком мягкой, предающей интересы Израиля и ставит в вину премьер-министру появление Женевского соглашения. Эта группа имеет претензии к следующим шагам Шарона и его правительства:

1. Принятие министерством  внутренних дел постановлений,  фактически способствующих получению  гражданства Израиля ещё большим  количеством не евреев.

2. Принятие правительством  плана «Карта дорог», фактически  очередной модификации провалившихся  соглашений, которые довели страну  до террористической войны.

3. Арест группы еврейских  поселенцев, обвиняемых в членстве  в подготовке терактов против  арабов. Большинство обвинений не  удалось доказать, остальные базируются  на более, чем сомнительных доказательствах.

4. Ведение переговоров  между Израилем и террористической  организацией Хезболла об обмене похищенного израильского гражданина и тел 3-х израильских солдат, на более чем 400 арабских террористов, руки которых по локоть в еврейской крови, сидящих в израильских тюрьмах.

5. Подготовка «альтернативного  Женевскому соглашению» плана  окончательного мирного урегулирования  между Израилем и палестинцами. В соответствии с этим планом, снова подтверждается направление  на создание на Земле Израиля  «Палестинского государства». Первоначально  такое государство должно быть  создано на территории сектора  Газы, что означает вывод оттуда израильских войск и демонтаж всех находящихся там еврейских поселений.[8]

Таким образом, положение  израильского правительства остается сегодня достаточно сложным. Ситуация усугубляется отношением ООН к проводимым израильтянами мероприятиям.

ООН ежегодно принимает полтора-два  десятка антиизраильских резолюций, в поддержку которых автоматически  голосует подавляющее большинство  ее членов. В Совете Безопасности единственным стражем израильских интересов  являются США, использующие при необходимости  принадлежащее им право вето. Любой  предложенный проект резолюции по арабо-израильскому конфликту получает в ООН от 105 до 160 голосов. «Против» голосуют, как  правило, США, Микронезия, Маршалловы Острова  и еще одно-два государства. Число  воздержавшихся колеблется в разных случаях от трех до шестидесяти государств.[ 7]

Поддержка Израиля США  объясняется многими причинами. Основной движущий фактор в политике Буша и его команды, – это люди, которые понимают долгосрочные интересы Америки. А этим интересам противоречит ослабление Израиля. Если Израиль будет  допускать серьезные территориальные  уступки, то он станет страной, которая  не сможет себя защитить. Израиль –  это единственный оплот американской позиции на Ближнем Востоке.[ 8]

Израиль – Союзник США  в борьбе с международным терроризмом, который представлен преимущественно  арабскими организациями в странах, расположенных по соседству с  Израилем.

Наконец, самая большая  часть еврейского народа сегодня  проживает в США, причем ее представители  занимают многие ключевые посты в  бизнесе и политике. И пока будет возможность, они будут поддерживать государство Израиль и своих соотечественников.

Почему же израильская  сторона в большинстве своем  не приемлет создание Палестинского  государства или даже существование  вооруженной палестинской автономии? Израиль считает основной угрозой  для себя численное превосходство  арабских людских ресурсов и малые  размеры территории своего государства. Недостаток глубины территории делает Израиль уязвимым в случае неожиданного нападения противника. К тому же 80% его населения и промышленности сконцентрированы в узкой полосе протяженностью 90 км и местами шириной  всего 50 км, что дает возможность  их уничтожения одним ударом. Неравенство  с арабами в людских ресурсах вынуждает Израиль держать большую  часть своих вооруженных сил  в резерве — 365 тыс. чел. и в  действующей армии — 134 тыс. чел. Для того чтобы выдержать наступление  превосходящих сил противника, Израиль  должен мобилизовать большую часть  населения в действующую армию. Это может вызвать значительные трудности в экономике страны, вплоть до паралича промышленности и  торговли. Поэтому Израиль опасается  затяжной войны. К тому же израильтяне  из-за своей малочисленности весьма чувствительны к военным потерям.[5]

Теперь о ситуации в  палестинском лагере. Здесь тоже далеко не все однозначно. Как уже было сказано, среди палестинцев наблюдается  два течения: за борьбу и уничтожения  Израиля и за мирное урегулирование конфликта. Борьба между этими силами явно не способствует конструктивной работе палестинской администрации.

Сейчас ситуация в Палестине  по-прежнему сложная. Израиль возводит Стену безопасности, оккупирует палестинские территории, разрушает здания, убивает  людей (далеко не всегда террористов). Палестинцы не складывают оружие –  теракт в Хайфе, самый крупный  за последнее время, унес жизни 19 человек. Переговоры постоянно срываются, стороны слишком нетерпимы друг к другу. Посредничество и помощь других стран могут быть эффективны лишь в том случае, если стороны прислушаются к их рекомендациям.

3.Перспективы урегулирования конфликта.

Одной из первых попыток  разрешения арабо-израильского конфликта  стал созыв 30 октября 1991г. в Мадриде  за инициативой США и СССР Ближневосточной  мирной конференции. На конференцию  приглашались правительства Израиля, Сирии, Ливана, Иордании. Палестинцы приглашались в рамках объединенной Иорданно-палестинской делегации. Конференция работала всего 3 дня, впервые за столом переговоров встретились все стороны конфликта. Конференция дала значительный толчок переговорному процессу на Ближнем Востоке.

В 1992г. сложилась благоприятная  ситуация для мирного процесса - на парламентских выборах в Израиле  победила партия «Авода» (Партия труда), выдвинувшая в качестве национального приоритета идею мира с арабами. Начинается признание израильской стороной ООП как единственного представителя палестинского народа. Первое соглашение, которое удалось подписать в рамках ближневосточного мирного процесса, стала палестино-израильская Декларация о принципах. Декларация была подписана 13 сентября 1993г. в Вашингтоне министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом и членом исполкома ООП Махмудом Аббасом. Свидетелями выступили США и Россия. Логичным продолжением Декларации о принципах было создание Палестинской автономии. 4 мая 1994г. в Каире представители ООП и Израиля подписали соглашение, за которым в Секторе Газа и Иерихоне вводился режим автономии. Соглашение предусматривало выведение израильских войск с указанных территорий в трехнедельный период, создание Палестинского Совета. 28 сентября 1995г. в Вашингтоне подписано Временное соглашение между ООП и Израилем про распространение власти Палестинской автономии на Западный берег и Сектор Газа. Палестинцы старше 18 получили право принимать участие в выборах местной администрации которые должны были быть проведены 20 января 1996г..

Убийство Ицхака Рабина 4 ноября 1995г. привело к новым парламентским  выборам в Израиле. Для многих это стало шоком, когда на выбрах, которые состоялись 29 мая 1996г., победил Нетаньяху, противник установления палестинского государства. В первые годы премьерства Нетаньяху мирный процесс испытал много задержек. 15 января 1997г. было подписано новое соглашение про постепенную передачу под палестинский контроль города Хеброн. Однако ситуация обострилась уже в весной 1997г., когда Израиль огласил про строительство еврейского квартала в Восточном Иерусалиме. Реакцией арабских террористов стали новые теракты.

1999г. принес изменения  в ближневосточный мирный. На досрочных выборах в парламент в Израиле 17 мая 1999г., победила партия Эхуда Барака, с которым многие связывали надежды на ускорение мирного процесса. 4 сентября 1999г. в египетском городке Шарм аль-Шейх между Израилем и ООП было подписано новое соглашение. В соответствии с соглашением, 13 сентября 1999г. снова открылись переговоры про постоянный статус, которые были прерваны в мае 1996г. Переговоры велись по основным наиболее сложным и спорным вопросам, а именно:

1. Статуса Иерусалима.

2. Палестинских беженцев.

3. Израильских поселений.

4. Мер безопасности.

5. Границ.

В начале июля 2000г. президент  США Билл Клинтон предложил провести решающий трехсторонний саммит. Вероятность  успеха саммита аналитиками оценивалась  как минимальная, т.к. все еще оставались нерешенными самые сложные вопросы, такие как статус Иерусалима, будущее  еврейских поселений, граница, судьба палестинских беженцев. Однако саммит все-таки состоялся 11 июля. Переговоры застряли на выборе схемы передачи земель палестинцам. Барак был готов  согласиться с тем, что им отойдет  до 80-90% территорий Западного Берега, но настаивал на том, что несколько  крупных еврейских поселений  там останутся. Арафат соглашался, но взамен требовал передать палестинцам  часть собственно израильской земли. Израильская делегация была с  этим категорически не согласна. 25 июля в прессу поступило официальное  заявление о том, что саммит закончился безрезультатно.

Мирный процесс 1991-2000гг. закончился с началом палестинской Интифады 2000года. С этого времени обе стороны отказывались вести переговоры, а если кто-то и соглашался, то переговоры срывались. Подписание мирных соглашений делали невозможным теракты палестинских экстремистов и операции израильской армии.

В декабре 2001года была предпринята  попытка организовать встречу лидеров  конфликтующих сторон под эгидой ЕС. Попытка европейцев помирить израильтян с палестинцами завершилась провалом. Встреча Ариэля Шарона с Ясиром Арафатом не состоялась. Израильский премьер заявил, что вообще не будет встречаться с палестинским лидером. [6]

Роль ООН как международной  организации, которая могла бы помочь в разрешении конфликта, сводилась  к принятию резолюций, которые Израиль  часто игнорировал, впрочем, как  и Палестина. Во многих случаях антиизраильские резолюции ООН из года в год воспроизводили одни и те же формулировки.

В этом году Палестина снова  несколько раз обращалась в ОНН. Нынешний спор, который ПА надеется урегулировать с помощью ООН, касается строительства Израилем стены  безопасности. После расследования  данной ситуации специальный наблюдатель  ООН по правам человека на палестинских территориях Джон Дугард подготовил отчет, в котором утверждается, что в ходе строительства укрепленной защитной стены на границе с ПА Израиль аннексирует значительные палестинские территории на Западном берегу. «Имеющиеся сведения не позволяют усомнится, что Израиль осуществляет строительство на незаконно аннексированных территориях, - говорится в этом отчете. - Подобная аннексия территорий рассматривается международным законодательством как незаконный захват земель».[48] 1 октября ООН в своем докладе по правам человека призвала правительства стран мира осудить Израиль за строительство стены.

Информация о работе Арабо - Израильский конфликт