Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа

Описание работы

Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83

Файлы: 1 файл

Современное состояние и перспективы развития ТЭК России.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

   Словом, практически на каждом участке финансирования существуют возможности для увеличения объемов инвестиций. В области  использования собственных средств  широкие возможности могут быть открыты за счет либерализации налогового и амортизационного режима. А в сфере привлеченных средств значительный эффект возможен благодаря изменению кредитной политики банков, использованию средств населения на выгодных для него условиях. Помогут в этом плане и широкое привлечение иностранных банков к кредитованию, и увеличение бюджетных средств в инвестициях в основной капитал, особенно в развитие инфраструктуры. Но главный вывод из всего вышесказанного состоит в том, что такой важный источник финансирования экономического развития, каким является иностранный капитал, остается в России практически невостребованным.

   В последние годы в мировой экономике  практически произошла революция, связанная с потоками трансграничных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За четверть века объем ПИИ вырос  более чем в 90 раз: с 14 млрд долларов в год в середине 70-х годов до 1271 млрд - в 2000 г. , тогда как за последние 50 лет мировое промышленное производство увеличилось только в шесть раз, а объем международной торговли - в 25 раз. Если в 1980 г. сумма накопленных ПИИ составила в среднем по миру 6% ВВП, в том числе по группе развитых стран - 4,8%, а по группе развивающихся государств - 10,2%, то в 2000 г. этот показатель достиг 20%, 17,1 и 30,9% соответственно37.

   Страны  буквально вступают в острую конкурентную борьбу за привлечение иностранных инвестиций, рассматривая их как дополнительное средство для ускорения экономического развития, привлечения современных технологий и обеспечения более эффективных способов управления. Это обусловливает проведение ими широкой и всесторонней либерализации инвестиционной политики, направленной не только на существенную модернизацию, но и на унификацию инвестиционного режима, на расширение круга предоставляемых иностранным инвесторам гарантий, облегчение их доступа на национальные рынки, действенную защиту от произвола чиновников, обеспечение стабильности условий инвестирования. Только за 1991-2001 гг. число стран, вносивших изменения в свои инвестиционные режимы, возросло до 71, то есть в два раза, а количество внесенных ими поправок - до 208. Характерно, что 93% всех изменений было направлено на либерализацию или содействие привлечению ПИИ.

   Однако  Россия с ее неустойчивым инвестиционным климатом остается за бортом проходящих в мире изменений. В результате в 2000 г. на ее долю пришлось 0,2% мирового объема ПИИ, тогда как, к примеру, Бразилия получила 2,2%, Мексика - 1,7%, Китай - 2,7%, а вместе с Гонконгом - почти 7%. Иными словами, от китайских показателей Россия отстает почти в 40 раз. Доля накопленных Россией ПИИ составила лишь 0,3% от общемировых объемов, а доля Китая (с Гонконгом) - 12%.

   В 2002 г., по данным Госкомстата, в Россию поступили иностранные инвестиции на сумму 19,8 млрд долларов, но доля ПИИ  составила в них лишь 20% (4,0 млрд)38.

   Портфельные инвестиции в общем объеме иностранных  инвестиций, поступающих в Россию, пока еще не играют заметной роли (2,4% в 2002 г.). На практике это означает, что наша страна вновь упустила возможность привлечения капиталов через российский фондовый рынок, а значит, и средств на развитие экономики без подчинения зарубежному капиталу.

   Основной  объем иностранных инвестиций (77%) приходится на "прочие" источники  финансирования, состоящие в основном из торговых кредитов, кредитов, полученных от международных организаций, и  других видов ссуд, которые по методике Госкомстата относятся к инвестиционным капиталам, но зачастую не имеют никакого отношения к процессу инвестирования.

   ПИИ направляются в основном в торговлю и общественное питание (почти 25% в 2002 г.), в нефтедобывающую промышленность (17%), пищевую промышленность (11%), в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (7,5%).

   Правительственные планы экономического развития ставят вопросы о привлечении ПИИ  недостаточно решительно. Так, проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу прогнозирует рост ПИИ с 4 млрд долларов в 2002 г. до 8-8,8 млрд в 2006 г.39 По моему же мнению, российская экономика имеет все возможности привлечь в самое ближайшее время не менее 10 млрд долларов в год, а после проведения мер по либерализации инвестиционного климата - и неизмеримо большие по объему инвестиции из-за рубежа. Радикальное улучшение инвестиционного климата в стране создаст условия и для интенсификации отечественного инвестирования, в том числе и за счет возврата "беглых" капиталов.

   Впрочем, такую точку зрения разделяют  далеко не все. Весьма противоречивым оказалось отношение к привлечению  иностранного капитала в российский ТЭК авторов Энергетической стратегии  России на период до 2020 г. Несмотря на отдельные  реверансы в сторону сотрудничества с иностранным капиталом они, анализируя источники уже упомянутых 660-810 млрд долларов инвестиций, необходимых для реализации стратегии, в соответствующем разделе этого документа буквально через строчку оговаривают, что основой инвестиций станут капвложения самих компаний, тарифные источники, средства бюджета всех уровней и средства инвесторов без упоминания их национальной принадлежности.

Подобный  подход лишает Россию возможностей заполнить  брешь в получении столь необходимых  средств для осуществления экономических реформ. И делает неотложной проблему либерализации инвестиционного режима и унификации его с международными стандартами с тем, чтобы максимально привлечь зарубежные инвестиции на приемлемых для иностранцев и России условиях. Прежде всего, здесь важно законодательство, регулирующее деятельность иностранных инвесторов.

 

Заключение

 

      Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.

    Одновременно, природно-ресурсный потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и внешнеэкономической деятельности ТЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.

    В стратегии развития нефтегазового  комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к 2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн. Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.

    Добыча  нефти с газовым конденсатом в РФ за 2004 г. увеличилась на 8,9% по сравнению с 2003 г. - до 458 млн 808,4 тыс. тонн. Экспорт нефти в России в 2005 г. составил около 285,5 млн тонн. Экспорт российской нефти в 2004 г. вырос на 17,3% по сравнению с 2003 г. - до 182 млн 164,4 тыс. тонн. В целом за 2004 г. добыча природного газа в РФ составила 591 млрд куб. м, что на 1,6% больше, чем в 2003 г. Основной объем добычи газа в России приходится на ОАО "Газпром", которое в 2004 г. добыло 545,1 млрд куб. м..40

    Естественно, в перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической стратегии Российской Федерации.

      Глобализация  энергетики, расширение международной  деятельности, появление новых игроков  на мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них являются:

  • Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом;
  • Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК;
  • Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей российского ТЭК;
  • Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий ТЭК.

         В то же время, немалое влияние на экспортный потенциал российского ТЭК оказывает  внутренняя энергоэффективность. По энергорасточительности Россия сегодня занимает 10-е место в мире. Без осуществления политики повышения эффективности использования энергии выправить эту ситуацию невозможно. Между тем, сегодня в России на федеральном уровне нет:

     - Политики повышения энергоэффективности;

     - Программы повышения энергоэффективности;

     - Органов власти, отвечающих за реализацию политики повышения энергоэффективности. Даже те слабые структуры, которые мы имели ранее, пали жертвой административной реформы;

     - Практики выделения средств из федерального бюджета на повышение энергоэффективности, хотя бы на объектах федеральной собственности, на финансирование энергоснабжения которых уходит не менее 4 млрд. долл. в год.

   Важной сферой развития ВЭС ТЭК России является проблема привлечения иностранных инвестиций. Для проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.

    В целом, перспективы внешнеэкономических  связей ТЭК РФ будут зависеть от рациональности и эффективности государственной политики в данной сфере, повышения уровня воспроизводства ресурсной базы, улучшения показателей внутренней энергоэффективности, привлечения инвестиций в отрасль и общей стабильности мировых энергетических рынков.

 

Библиография:

 

Нормативные акты 

  1. Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  создания Стабилизационного фонда  Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.
  2. Федеральный закон от 30.12.95 № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».
  3. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
 

Литература

  1. Астанович А.   Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции, М., 1996.
  2. Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005
  3. Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. http://www.rbc.ru.
  4. Гордеев О.Г. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Нефтяное хозяйство, №1, 2003
  5. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях, М., 2002
  6. Данилина М.В. О формировании и управлении стабилизационным фондом федерального бюджета России // Сб. науч. трудов ИНПРАН. М., 2004.
  7. Данилина  М.В.   Функционирование  государственного  нефтяного  стабилизационного  фонда  (опыт Норвегии) //Проблемы прогнозирования. 2004. № 4
  8. Жиляев К.В. Анализ структуры и динамики российского экспорта в 1994-2000 гг. // Сб. науч. трудов ИНП РАН. М., 2003
  9. Морозова Т. Г., Экономическая география России, М., 2004
  10. Нефть России, журнал, 2002-2004 гг.
  11. Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.
  12. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. Научный доклад. М.: Журнал «Эксперт», Топливно-энергетический независимый институт, 2005
  13. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года. М.: ГУ ИЭС.2004
  14. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2002 г. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 1
  15. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 г. и на период до 2006 г. - М., 2003.
  16. Погорелецкий А. И., Экономика зарубежных стран, М., 2002
  17. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/article2002/sadov4-02.html
  18. Салыгин В., Воронцов Б. Международное энергетическое сотрудничество в АТР // Мировая энергетическая политика. — 2003. — № 3.
  19. . Социально-экономическое положение России за январь 1993 — январь 2004. М., 2004
  20. Социально-экономическое положение России: 2002 год. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 12.
  21. Рыночная экономика, Словарь, М., 2005
  22. ТНК в современной экономике // МэиМО, №3, 2001
  23. Цена нефтяной «корзины» ОПЕК впервые опустилась ниже 30 долл./барр. // РосБизнесКонсалтинг, 06.04.2004. http://www.rbc.ru.
  24. Экономика России: XXI век. - 2004. - Май
  25. Экономическая география отдельных зарубежных стран, М., 2001
  26. Экономическая география промышленности Российской Федерации, М., 2005
  27. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. М., 2003
  28. Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 5.
  29. Gray D. Evaluation of Taxes and Revenues from the Energy Sector in the Baltics, Russia and Other Former Soviet Union Countries. IMF Working Paper, 1998
  30. Energy Prices & Taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, 2001. - IEA Publications, France.
  31. OPEC bulletin №12, 2000; № 1, 2004. - Uberreuter Print and Digimedia, Austria.
  32. Tne State in a Changing World. Tne World Bank. Oxford University Preess, 1997. 6   Josef E. Stiglits. Globalization and Discontents / W.W. Norton & Company. N. Y, 2004
  33. World Development Report 1991. Washington. 1991. p. 139; OECD. Economic Outlook. 1998. June. p. 31; Экономист. - 2000. -№ 9

Информация о работе Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России