Демографическая проблема Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, демографическую проблему во Франции, а также влияние глобальной демографической проблемы на развитие мировой экономики XXIв. и пути её решения.
Задачи исследования:
Проанализировать основные аспекты и понятия демографической проблемы как одной из глобальных и рассмотреть подходы к изучению демографических и социальных процессов.
Выявить связь демографических и экономических показателей.
Определить основные направления демографической политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
І. Глобальная демографическая проблема
1.1 Сущность глобальной демографической проблемы………………………………………………..…..………………….5
1.2 Влияние глобальной демографической проблемы на развитие мировой экономики…………………………..…………..……………………9
1.3 Взаимосвязь демографических и экономических показателей….13
ІІ. Демографическая проблема Франции
2.1 Суть демографической проблемы Франции………………………17
2.2 Особенности демографической политики Франции.……..………19
III. Пути решения………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Во Франции в 2011 году наблюдался настоящий бум рождаемости. Экономический кризис, безработица  или личная неустроенность не в силах  повлиять на неистребимое желание француженок иметь детей.

По данным Французского национального института статистики и экономического анализа (Insee), в 2010 году на свет появились 828 тысяч французов, что стало для страны лучшим показателем  за последние 35 лет.

В результате Франция, где на одну взрослую жительницу страны теперь приходится 2,1 ребенка, оставила далеко позади себя соседей по Евросоюзу, уступив лишь Ирландии, где этот показатель равен 2,7 [17].

Уровень смертности во Франции  в 19 в. также постепенно снижался. После Второй мировой войны он оставался сравнительно стабильным – 10–11 на 1000 человек, а в 1997 снизился до 9,1 на 1000 человек. Самые большие успехи были достигнуты по снижению детской смертности, которая в 1997 составила 5 человек на 1000 новорожденных (в начале 1950-х годов 46 человек на 1000, а в начале 1920-х годов 97 человек на 1000). Средняя ожидаемая продолжительность жизни мальчиков, родившихся в 1991–1997, – 74,2 года, а девочек – 82,1 года. Приблизительно одна четверть населения моложе 20 лет, а один человек из пяти достиг 60 лет и более, остальные 55% населения относятся к трудоспособной возрастной группе.

Число браков с начала 1970-х годов значительно уменьшилось, в то время как число разводов возросло. Постоянно увеличивается  число пар, не регистрирующих свой брак (13,5% в 1998), а число внебрачных детей в 1996 составило 39%. Растет число неполных семей и одиноких людей.

2.2 Особенности демографической политики Франции

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности  населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек, 2010 год - 65, 4 [27].

В конце XIX - начале XX веков  началось резкое снижение естественного  прироста населения и рождаемости  во Франции, которое объяснялось  стремлением многочисленных мелкобуржуазных  слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

Активная демографическая  политика, направленная на повышение  рождаемости, проводится во Франции  с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа  контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система  денежных выплат и налоговых льгот  семьям, направленная на поощрение  рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская  политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4% [29].

Суженный режим воспроизводства  населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих [24].

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции  оказывают существенное влияние  на материальное положение семей  с детьми.

Базовое пособие на ребенка  назначается всем лицам, проживающим  во Франции и имеющим не менее  двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие  дополнительные пособия:

  • пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
  • пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
  • пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
  • семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще  установлены пособия на учебу  на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также  пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского  присутствия выплачиваются родителям  вынужденным прекратить или сократить  свое присутствие на работе из-за тяжелой  болезни ребенка. Размер пособия  зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены  также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой  зарплаты на первого и 717% на каждого  последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка [21].

В настоящее время  демографическая ситуация во Франции  выглядит несколько лучше, чем в  других европейских странах. Франция занимает 3-е место среди 15 стран Европейского Союза, после Ирландии и Люксембурга.

Демографические тенденции  во Франции, правда, пока находятся  под положительным влиянием показателей  прошлых лет: еще много женщин детородного возраста, родившихся в  период, когда рождаемость была высокой (средний возраст матери - 29 лет), а смертность остается ниже 10 на 1 тыс. человек, вследствие того что население по своей структуре относительно молодое.

Принимая во внимание все перечисленные факторы, а  также учитывая сегодняшний уровень  иммиграции, не способный компенсировать этот дефицит, можно говорить о том, что население Франции примерно через четверть столетия сократится [4].

 

 

III. Пути решения

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение  всех этих проблем возможно лишь при  совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в  области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит  Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного  решения проблем народонаселения  являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой  приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области  народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную  поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы "оттока населения" из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в "мире женщины составляют 75% неграмотных" и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы "все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу". В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается  значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства  стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной  страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (в 2011 году китайские власти окончательно признали "политику одного ребенка" неудачной, пишет People’s Daily Online со ссылкой на китайское информационное агентство "Синьхуа" и власти частично сняли запрет для местных семей на рождение второго ребенка [1] ). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная  Индия [20]. Здесь был выдвинут лозунг: "Одна семья - два ребенка". Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили  Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Информация о работе Демографическая проблема Франции