Генеральное соглашение по торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 12:04, доклад

Описание работы

ГАТС - это система принципов и правил международной торговли услугами. Торговля услугами понимается как поставка услуг, которая включает: производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.
Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services) было подписано во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.

Файлы: 1 файл

реферат ГАТС.docx

— 21.06 Кб (Скачать файл)

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

 

ГАТС - это система принципов и правил международной торговли услугами. Торговля услугами понимается как поставка услуг, которая включает: производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.  
Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services) было подписано во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.

Для представителей деловых кругов стран – членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность: 
 
- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях; 
- доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;  
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.

Услуги ГАТС классифицируются на:  Деловые услуги(46), Услуги связи(25), Строительные и инжиниринговые услуги(5), Дистрибьютерские услуги(5), Общеобразовательные услуги(5), Услуги по защите окружающей среды(4), Финансовые услуги(17), Социальные и медицинские услуги(4), Туристические услуги(4), Рекреационные, культурные, спортивные услуги(5), Транспортные услуги(33), Прочие услуги.

Для сведения: между услугами и товарами имеется ряд отличий, которые определяют способы их поставки в международной торговле. 
Так, товары всегда имеют предметную форму, их можно накапливать и складировать. Поставка товаров в международной торговле связана с их перемещением через государственные границы, что фиксируется таможенными органами. 
Услуги же лишь в отдельных случаях выражаются в предметной форме; во многих случаях они невидимы и неосязаемы, часто место потребления услуги совпадает с местом её оказания. В большинстве случаев услуги потребляются в момент их оказания.

ГАТС не распространяется на такие виды услуг, как:

- поставляемые  при исполнении функций государственной  власти;  
- авиатранспортные услуги в части мер, касающихся прав авиаперевозки и непосредственно относящихся к реализации этих прав; 
- услуги морского транспорта в части услуг международного судоходства, вспомогательных услуг, услуг доступа и использования портовых средств обслуживания;  
- финансовые услуги в части мер предосторожности, (благоразумия), направленных на защиту прав инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, доверенных лиц или обеспечение целостности и стабильности финансовой системы;  
- услуги, которые поставляются с территории или на территорию страны, к которой не применяется ГАТС, или на поставщиков услуг, происходящих не с территории государств, в отношении которых применяется ГАТС

В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц.

 

 

Виды поставки услуг: 

- Трансграничная  поставка (Услуга поставляется с  территории одной страны на  территорию любой другой страны. В момент потребления услуги производитель и потребитель услуги находятся по разные стороны границы.)

- Потребление  услуги за рубежом (Поставка услуги  на территории одной страны  потребителю услуг любой другой  страны. Перемещение потребителя (физическое или его собственности) в страну, где поставляется и потребляется услуга.)

- Коммерческое  присутствие (Поставка услуги одной  страны путем учреждения юридического  лица, создания филиала или представительства  на территории нахождения потребителя  услуги.)                           

- Перемещение  физических лиц (Поставка услуг  одной страны путем присутствия физических лиц на территории страны потребителя услуги.)

ГАТС состоит из:
  • основных принципов, правил, применяемых к тем мерам, которые влияют на торговлю услугами, приложения, которые определяют правила и принципы для специфических секторов;
  • обязательства стран по либерализации доступа на их рынки иностранных поставщиков услуг в секторах и подсекторах услуг, перечисленных в перечнях специфических обязательств каждой из стран.
Наиболее важными общими принципами являются:
  • принцип применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ): Так же, как и в области торговли товарами, из РНБ допускаются изъятия в силу преференциальных отношений стран в рамках регионального сотрудничества;
  • принцип прозрачности (транспарентность) регулирования торговли услугами;
  • принцип взаимного признания стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг, необходимых для предоставления услуг;
  • принцип функционирования монопольных поставщиков услуг закрепляет, что монопольный поставщик услуг должен действовать таким образом, чтобы не нарушался принцип РНБ или какое-либо из специфических обязательств, взятых государством;
  • принцип, по которому должны приниматься меры по дальнейшей либерализации доступа на рынок услуг и меры для обеспечения более активного участия развивающихся стран в торговле услугами.

ГАТС предусматривает два вида обязательств:  
1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны.

Общие обязательства — обеспечивают равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяют условия такого доступа. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны, т. е. равных условий с местными участниками рынка.

 

К Пределам, ограничениям и условиям по доступу на рынок относятся:

 
- ограничение числа поставщиков  услуг, монополии, исключительные поставщики  услуг, требование экономической  целесообразности;  
- ограничение общей стоимости сделок, требование экономической целесообразности;  
- ограничение общего числа операций или общего объема производства услуг;  
- ограничение общего числа физических лиц, занятых в определенном секторе услуг;  
- ограничения по форме присутствия юридического лица;  
- ограничение на участие иностранного капитала

 

Положения об исключениях:  
 
· участие в экономической интеграции. 
ГАТС не препятствует стране – члену ВТО стать участником: 
- другого соглашения, направленного на дальнейшую либерализацию торговли услугами в значительном количеств секторов услуг при условии, что такое соглашение соответствует определённым условиям, указанным в ГАТС; 
- соглашения о полной интеграции рынков труда, если такое соглашение освобождает граждан стран – членов ВТО от получения разрешений на жительство или на работу; 
 
· ограничения в целях защиты платёжного баланса. 
Как правило, страна – член ВТО не должна ограничивать международные платежи и переводы по текущим операциям. Однако в случае серьёзных затруднений с платёжным балансом и с внешними финансовыми трудностями или угрозы этого страна – член ВТО может устанавливать или сохранять ограничения на торговлю услугами, по которым этой страной были приняты специфические обязательства; 
 
· исключения общего характера 
К ним относятся меры, несовместимые с обязательствами страны 
– члена ВТО по ГАТС, но которые необходимы для: защиты общественной морали; поддержания общественного порядка; защиты жизни и здоровья людей, животных или растений; обеспечения справедливого и эффективного налогообложения в отношении услуг и поставщиков услуг из других стран – членов ВТО; выполнения соглашений об избежании двойного налогообложения и др. 
Такие меры должны применяться на недискриминационной основе и не должны представлять из себя скрытые ограничения в торговле услугами; 
 
· исключения по соображениям национальной безопасности. 
Согласно положениям указанной статьи страна – член ВТО: 
- не обязана предоставлять другим странам – членам ВТО информацию, раскрытие которой, по её мнению, противоречит существенным интересам её безопасности; 
- может осуществлять любые действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности: 
в отношении поставки услуг, осуществляемых прямо или косвенно для целей снабжения какой-либо военной структуры; 
в отношении расщепляющихся материалов и материалов для ядерного синтеза или материалов, из которых они получаются; 
если они принимаются во время войны или других чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях;  
или 
- может осуществлять любые действия, необходимые для выполнения этой страной своих обязательств по поддержанию международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН.


Специфические (конкретные) обязательства страны – члена ВТО 
 
Каждая страна – член ВТО согласовывает с другими странами – членами ВТО принимаемые на себя специфические обязательства по отдельным секторам и видам услуг в отношении каждого из указанных выше четырёх способов поставки услуг, которые в форме перечня специфических обязательств (Schedule of Specific Commitments) прилагаются к ГАТС и являются его неотъемлемой частью. 
 
Принимая специфическое обязательство, страна – член ВТО фиксирует условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок и предоставления им национального режима и обязуется в течение определённого периода не принимать мер, которые ухудшали бы эти условия. Вместе с тем страна имеет право после истечения 3 лет с даты вступления специфического обязательства в силу изменить или отозвать его, но при соблюдении правил и процедур, определённых в ГАТС, в т.ч. правил по предоставлению соответствующих компенсаций.

 

Перечни специфических обязательств состоят из двух разделов: 
 
- раздел I: горизонтальные обязательства, которые содержат ограничения, подлежащие применению ко всем или к нескольким секторам услуг, включённым в перечень. Эти ограничения могут относиться ко всем способам поставки услуг, но чаще всего – к «коммерческому присутствию» и к «присутствию физических лиц». Цель горизонтальных обязательств – избежать повторения одной и той же записи в отношении каждого сектора услуг, включённого в перечень. Поэтому при оценке обязательств, относящихся к конкретному сектору, должны обязательно учитываться горизонтальные обязательства; 
 
- раздел II: специфические обязательства, относящиеся к определённому сектору, подсектору или виду деятельности. В этом разделе указываются ограничения по доступу на рынок и ограничения по предоставлению национального режима для каждого способа поставки услуг, а также дополнительные обязательства.

 

Принципы:  
- Принцип консолидации ограничений  
- Принцип постепенной либерализации


Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких- либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.

Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. При переговорах о вступлении в ГАТС можно добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг и с учетом приоритетов национальной экономической политики, а также уровня развития.

Различные виды услуг либерализованы неодинаково, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Естественно, что в наибольшей степени в этом заинтересованы прежде всего развитые государства.

К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. XX в. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита.

 

 

 

 


Информация о работе Генеральное соглашение по торговле услугами