Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить приоритетные направления развития Шанхайской Организации Сотрудничества.
Задачи работы:
Изучить предпосылки и историю создания Шанхайской Организации Сотрудничества;
Рассмотреть основные направления деятельности и модели взаимодействия с другими международными правительственными организациями;
Изучить отношение западного сообщества к деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ 8
1.1 История создания организации 9
1.2 Основные направления деятельности 17
1.3 Сотрудничество ШОС с международными межправительственными организациями 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ 35
2.1 Шанхайская Организация Сотрудничества и западное сообщество 36
2.2 Специфика участников на современном этапе: разногласия и сотрудничество 42
2.3 Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Файлы: 1 файл

Геостратегия ШОС.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Содержание соглашений фиксировало создание режима гарантированного ненападения сторон друг на друга. Официальные документы отражали фактическое создание новой межправительственной организации азиатского типа, а не военно-политического блока, что было особенно важно для позиционирования ШОС в мире с точки зрения обеспечения региональной безопасности и создания благоприятного климата для международных отношений.

В 1998 года в Алма-Ате произошла третья встреча лидеров стран Форума «Шанхайской пятерки» и было подписано «Алма-Атинское заявление». Стороны взяли обязательство принимать все необходимые меры по обеспечению неукоснительного выполнения Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года. Представители «Шанхайской пятерки» заявили о том, что любые проявления национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма неприемлемы, и требуется принятие мер по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков6. Последовала договоренность об активном развитии двусторонних отношений с предоставлением консультации по вопросам региональной безопасности. Страны также выступили за подключение к этому процессу всех заинтересованных государств региона.

С 2001 года заседания в рамках Форума «Шанхайской пятерки» проводились ежегодно. Создались объективные основания фомирования постоянных мехнизмов взаимодействия в виде встреч высших должностных лиц государства, экспертных сообществ и политологов.                                                      В том же 2001 году состоялась встреча в Шанхае, где страны-участницы приняли в состав организации Узбекистан. Организация получила известное название – Шанхайская Организация Сотрудничества, что было официально зафиксировано в совместном заявлении глав государств. Первыми документами организации стали Декларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки». Содержание обсуждаемых тем далее расширялось от вопросов по укреплению взаимного доверия на границах до развития всестороннего сотрудничества в сферах дипломатии, политики, безопасности, торгово-экономической, культурной и других областях. Регулярные встречи по линии МИД также стали обычной практикой.

Последующая институализация проходила в рамках многосторонних переговоров и встреч. В июне 2002 года в Санкт-Петербурге на встрече глав государств были подписаны Декларация глав государств — членов ШОС  и Хартия ШОС.                                                                                   

Устав ШОС определил основные задачи организации:

  1. Укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
  2. Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;                                     
  3. Совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;                                                                                                     
  4. Поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес и т.д.7.                        

      В мае 2003 года был официально сформирован Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура. Было подписано положение о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.                                                                                                                                                                                                                                

Согласно статьям 5-11 Хартии, в рамках организации для осуществления ее функций были учреждены следующие органы:

  1. Совет глав государств (СГГ). СГГ является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.
  2. Совет глав правительств (СГП). СГП принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.
  3. Совет министров иностранных дел (СМИД). СМИД рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов.
  4. Совещания руководителей министерств и ведомств. В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.
  5. Совет национальных координаторов (СНК). СНК осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств. Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел.
  6. Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.
  7. Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Основные задачи и функции РАТС, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими8.                                                                               

С завершением организационного периода с 2004 года ШОС начинает функционировать как оформленная международная межправительственная организация с целью реализации устремлений центрально-азиатских стран выстроить универсальную модель взаимодействия друг с другом и основными внерегиональными центрами силы для обеспечения безопасности и развития, для создания благоприятного экономического климата, а также безопасной региональной обстановки  в военно-политическом плане.

От урегулирования приграничных вопросов на этапе становления ШОС органично перешла к развитию других сфер сотрудничества в условиях дальнейшей регионализации Центральной Азии.

1.2 Основные направления  деятельности

Государства, входящие в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, заинтересованы в поддержании безопасности, мира и стабильности в регионе. Сохраняется устойчивое мнение, что на обстановку в ЦАР влияют наднациональные факторы (терроризм, сепаратизм, распространение наркотиков, невосполнимость полезных ископаемых). То есть при условии повышения взаимозависимости государств любые изменения внутри какой-либо страны будут иметь глобальные последствия для всего региона. Таким образом, в решении ключевых вопросов современного развития участники организации поддерживают ряд направлений многосторонней деятельности в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.

Безопасность и борьба с терроризмом

Процесс глобализации усиливает взаимозависимость государств в отношении безопасности и развития, необходимости коллективно противостоять вызовам и угрозам, опираясь на согласованные механизмы взаимодействия. Для Центрально-Азиатского региона характерна ситуация обострения борьбы за сферы влияния, за рынки сбыта готовой продукции, рынки сырья, полезных ископаемых, что активизирует деятельность преступных и радикальных группировок региона. Следовательно, возникает угроза суверенитету, территориальной целостности ряда государств.

Обратимся к первой статье Хартии Шанхайской Организации Сотрудничества. Статья гласит, что основными целями и задачами  ШОС  являются укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира,  безопасности  и стабильности в регионе; выработка и реализация  мероприятий  по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия и т.д.9.

Создание ШОС имело целью, объединяя государства ЦАР в противостоянии терроризму на международном уровне, сепаратизму и экстремизму религиозного характера (исламские радикалы), наркобизнесу, способствовать повышению эффективности борьбы с этими трансграничными силами.

За время существования «Шанхайской пятерки» и ШОС в сфере безопасности были предприняты следующие шаги:

  • В 1996 году подписано «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы» (известно также как «Шанхайская Декларация»);
  • В 1997 году принято «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы»;
  • В 2001 году в структуре ШОС появляется Совещание руководителей правоохранительных органов, министров обороны, министров иностранных дел, министров по чрезвычайным ситуациям и пограничных ведомств;
  • В 2001 году создана и утверждена «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», которая повлияла на практическую работу специальных служб10;
  • В 2002 году руководителями шести стран было официально решено создать Региональную антитеррористическую структуры.

Были определены задачи и функции РАТС. Во-первых, в задачи структуры вошла разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также стран-членов ШОС. Во-вторых, содействие компетентным органам стран-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции. А также сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от стран-членов ШОС, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования. В-третьих, содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, оперативно-розыскных и иных  мероприятий   по  борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. И, наконец, установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом11.

Сегодня РАТС в противодействии угрозам терроризма является значимой структурой в регионе. Подобный статус подтверждается тем, структура сотрудничает с важнейшими международными организациями (ПРООН, СБООН, комитет ООН  по  борьбе с терроризмом, ОБСЕ, Антитеррористический центр СНГ) и дипломатическими миссиями.

Региональная антитеррористическая структура организует совместные учения, осуществляется обмен информационными данными:

  • В 2003 году  состоялись многосторонние учения стран-членов «Взаимодействие 2003» в Казахстане и Синьцзян-Уйгурском автономном округе в горной местности Китая;
  • В 2005 году была организована тренировка военных сил КНР и России, «Мирная миссия — 2005»;
  • В 2007 году - беспрецедентные  по  масштабам показательные военные учение  ШОС «Мирная миссия-2007» в Челябинской области. В рамках мероприятия приняли участие около 7,5 тысяч военнослужащих и более 1,2 тысячи единиц боевой техники. Страны ЦАР были представлены десантно-штурмовыми ротами вооруженных сил Казахстана и Таджикистана  по 100 человек в каждой, а также взводом специального назначения «Скорпион» численностью 30 человек из Кыргызстана. От Узбекистана на учениях присутствовали только военные наблюдатели. Главный итог – намерение на постоянной основе проводить подобные мероприятия с участием не только стран-членов ШОС, но и с привлечением Монголии, Ирана, Индии и Пакистана12;
  • В 2008 году в Волгограде состоялся сбор руководящего состава антитеррористических подразделений спецслужб ряда стран-членов ШОС. Было проведено совместное оперативно-стратегическое учение «Волгоград-Антитеррор-2008»;
  • В 2009 году состоялись штабные антитеррористические учения «Норак-антитеррор-2009» в Таджикистане в 30 километров от Душанбе с участием подразделения специального назначения Вооруженных сил России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.

Отдельно в блоке «безопасность» выделяют деятельность по разрешению военно-политических и экономических трудностей Афганистана, которые подрывают региональную безопасность в частности из-за проблем с наркобизнесом на границе. Страна – ключевой производитель и поставщик наркотиков в мире. Ежегодный оборот наркотиков измеряется суммой в 30 млрд. долларов. Более 60% наркотиков поступает в Центральную Азию, Россию и европейские страны. Растет потребление наркотических средств. Наркотическая зона, а в Афганистане выращивается около 8200 тонн опийного мака ежегодно,  в приграничных районах способствует обострению заболеваний СПИДом, подрывает стабильность в масштабе всего региона (деньги от реализации наркотиков – прямой источник финансирования терроризма)13.

В связи с напряженной ситуацией в регионе в 2004 году - создана группа «ШОС  – Афганистан» для создания «Анти-наркотического пояса» на границах с Афганистаном

. Принято и подписано  Соглашение о сотрудничестве  в борьбе с незаконным оборотом  наркотических средств, психотропных  веществ.

На фоне многочисленных встреч и консультаций можно выделить московскую конференцию, которая состоялась в 2009 году. На конференции были представлены 36 делегаций, в том числе от государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, государств-наблюдателей ШОС, Афганистана, Туркменистана, Турции, стран «Большой восьмерки», представители международных организаций (ОДКБ, ОБСЕ, НАТО, ЕС, ООН, СНГ, СВМДА). По итогам встречи была принята Декларация специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС, подписано Заявление Контактной группы ШОС – «Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, исходящими с афганской территории», представлен План действий государств-участников Контактной группы ШОС - Афганистан.

Проблема обеспечения безопасности и стабильности в регионе  являлась ключевой на момент образования ШОС. Сегодня военно-техническое сотрудничество в рамках организации развивается динамично и стабильно, отработан реальный механизм многостороннего взаимодействия по данной тематике.

От вопросов обеспечения безопасности и борьбы с «тремя злами»14 в регионе (экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом) рассмотрению подлежит не менее важное направление сотрудничества, успех которого во многом зависит от  стабильности в ЦАР.

Экономическое сотрудничество

Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества четко определяет, что одной из основных важнейших задач организации, которые она призвана решать, является содействие всестороннему и сбалансированному росту, социальному и культурному развитию в регионе15.

Информация о работе Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики