Государственная служба в Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:05, доклад

Описание работы

Если на систему территориальной организации Испании повлияла итальянская традиция1, то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет.

Файлы: 1 файл

Государственная служба в Испании.docx

— 21.19 Кб (Скачать файл)

Государственная служба в Испании

    Если  на систему территориальной организации  Испании повлияла итальянская традиция1, то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет.

    Cущественных изменений в период перехода от правления генерала Франко к демократическому режиму государственная служба не претерпела. С принятием Конституции 1978 г. наиболее существенные изменения в сфере государственной службы были связаны с созданием автономных сообществ и с признанием права на создание профсоюзов.

    Регламентация основ правового положения государственных  служб и их служащих относится  к исключительному ведению государства. Эти вопросы регулируются Конституцией Испании 1978 года, законами и королевскими декретами.

    В конституции закрепляется возможность  доступа граждан на условиях равенства  к общественным и государственным  должностям, устанавливаются пределы  законодательного регулирования. На подобном уровне должны регламентироваться такие  вопросы, как cтатус публичных служащих, условия доступа к публичной службе в соответствии с достоинствами и способностями, порядок пользования правом на профессиональные объединения, положение о несовместимости должностей и гарантии беспристрастности при осуществлении ими служебных функций. В Конституции также закрепляется принципы деятельности публичной администрации: беспристрастная служба общим интересам, эффективность, иерархия, децентрализация, деконцентрация, координация, подчинение закону и праву.

    В настоящее время продолжают действовать  отдельные положения Закона о  гражданских служащих государства 1964 г., в соответствии с которыми к участию в конкурсе на замещение должностей государственных служащих допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:

    - имеющие гражданство Испании;

    - достигшие совершеннолетия и  возраста, установленного для каждого  из корпусов служащих;

    - располагающие необходимыми документами  и не имеющие физических противопоказаний  для занятия соответствующих  должностей;

    - лицо, подающее документы на конкурс,  не должно быть уволено с  государственной службе на основании  дисциплинарной процедуры или  лишено права находиться на  государственной службе.

    В 1984 г. был принят Закон о мерах  по реформе государственной службы. В соответствии с этим законом было уменьшено число служб и подразделений государственного аппарата; разрешён переход государственных служащих в рамках аппарата в другие департаменты; установлен возрастной ценз для выхода в отставку - 65 лет; унифицирована процедура подбора кадров; запрещены контакты административного характера на выполнение дополнительных или специальных работ государственными служащими, не являющимися кадровыми чиновниками. К ведению Правительства была отнесена регламентация деятельности органов, осуществляющих отбор служащих. В обязанности Национального института публичной администрации входит координация и контроль в отношении практики подбора кадров, а также сотрудничество с другими центрами, осуществляющими аналогичные полномочия. В качестве первейшей обязанности государственного служащего указывается верность Конституции при осуществлении своих полномочий.

    Также в 1984 году был принят ещё один важный акт - Закон о несовместимости  должностей, распространяющийся на персонал, находящийся на службе в публичной администрации. В нём был установлен принцип занимать только одну должность в государственном секторе. Вторая должность в государственном секторе допускается только в двух сферах - педагогической деятельности и здравоохранении. Помимо этого совмещение должностей может быть допущено на основании решения Совета министров, оформленного в виде королевского декрета, либо решения органа управления регионального автономного образования.

    В частном секторе государственный  служащий не может заниматься бизнесом или работать в частных фирмах или у частных лиц, с которыми он имеет или имел контакты при  выполнении своих служебных обязанностей в течение последних двух лет.

    В январе 1990 года королевским декретом был утверждён Генеральный регламент  замещения должностей и продвижения по службе гражданских чиновников государственной администрации. Этот акт регламентирует общий порядок отбора государственных служащих, однако его действие не распространяется на преподавательский и научно-исследовательский состав, здравоохранение, замещение должностей в Министерстве Обороны и Министерстве Внутренних Дел и за рубежом. Для этих категорий служащих издаются специальные нормы.

    В Испании существует два способа  замещения должностей:

    - конкурсный отбор для замещения  должностей кадровых чиновников;

    - свободный отбор для замещения  высших должностей.

    Объявление  о замещении должностей публикуется  в Boletin Oficial de Estado («Государственный журнал»). Сведения об увольнении или приёме на службу в государственную администрацию должны быть внесены в центральный реестр персонала в течение трёх дней.

    Государственная канцелярия публичной администрации  по инициативе департаментов министерств  определяет исходные позиции для  объявления конкурса. В объявлении даётся перечень рабочих мест, требования, необходимые для их замещения, указывается состав комиссии по оценке кандидатов. Каждое министерство принимает решение о замещении должностей в своих подразделениях или подчинённых органах.

    В состав комиссии по оценке кандидатов входят не менее пяти членов, определяемых тем подразделением, которое объявляет  конкурс, однако как минимум один член комиссии определяется тем министерством, в подчинении которого находится  персонал. Также в состав комиссии могут входить представители  профсоюзных организаций и Государственной  канцелярии публичной администрации. Члены комиссии должны занимать должности  не ниже тех, которые подлежат замещению.

    Участвовать в конкурсе могут государственные  служащие вне зависимости от местонахождения  их рабочего места и подчинённости  их службы. Однако необходимым условием является то, чтобы на занимаемой должности  это лицо отработало не менее двух лет с тем, чтобы претендовать на занятие новой должности.

    Свободный отбор кандидатов - прерогатива министров  и государственных секретарей, в  чьём подчинении находится тот или  иной департамент. В данном порядке  замещаются такие должности, как: заместитель  генерального директора, территориальные  или провинциальные представители  или директора, уполномоченные департаментов  министерств. При этом также даётся открытое объявление о замещении  должности, в котором помимо обычных  реквизитов указываются ещё и  дополнительные требования. Заявления  кандидатов в течение 15 дней после  публикации объявления направляются в  тот орган, который объявил конкурс. Чиновники, назначенные в таком порядке могут быть уволены по усмотрению администрации.

    В Испании выделяют четыре уровня государственной  службы:

    - центральная администрация; 

    - администрация региональных автономных  сообществ; 

    - местная администрация; 

    - и администрация полунезависимых  агентств и предприятий, находящихся  в государственной собственности. 

    Статус  центральной администрации определяется в Законе об организации центральной  администрации 1983 г.

    Статус  администрации региональных автономных образований и местной администрации  будет рассмотрен ниже, однако остановимся  на наиболее важных аспектах. Как нам  известно, Правительство направляет в область своего представителя, статус которого определяется Законом  от 16 ноября 1983 года. Представитель  назначается на должность королевским  декретом по предложению председателя Правительства. Он руководит деятельностью  гражданских губернаторов и всей администрации государства, расположенной  на территории автономии, а также  координирует её деятельность с деятельностью  администрации области.

    В связи с образованием региональных сообществ были осуществлены определённые преобразования в администрации  государства. Эти вопросы регламентировались в Законе об автономном процессе 1984 года. Административная реформа осуществлялась на основании следующих критериев:

    - реорганизация служб департаментов  министерств с учётом процесса  автономизации;

    - упразднение лишних структур  или преобразование их в органы  координации, планирования, инспектирования  и документации;

    - изменение структуры периферийной  администрации государства.

    Была  осуществлена передача областям периферийных служб государства по вопросам, переданным в компетенцию региональных сообществ, а также перевод в их подчинение чиновников, стоящих на службе в  данных органах. Передаваемые государственные  служащие сохраняли своё экономическое  положение, а также возможности  продвижения по службе и осуществления  профессиональной деятельности.

    Для Испании характерен самый низкий в Европе удельный вес государственных  служащих местного уровня, что объясняется  высокой степенью административной централизации.

    Институционная администрация представлена полунезависимыми агентствами и государственными предприятиями. Они обладают определённой самостоятельностью, хотя зависят прямо или косвенно от департаментов Правительства и создаются полностью или частично на средства государственного бюджета. Деятельность таких агентств регулируется публичным правом, они являются частью государственной администрации, хотя и не относятся к центральному аппарату. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, - субъекты частного права, являются одной из разновидностей частных кампаний, однако их капитал, полностью или частично является государственной собственностью.

    Лица, занятые на государственной службе подразделяются на кадровых чиновников и обычных служащих. Государственные служащие подразделяются по корпусам. Корпус- это группа государственных служащих, которые отбираются в соответствии с единообразной процедурой, имеют одинаковую профессиональную подготовку и занимают должности с похожими полномочиями. Только в рамках центральной администрации существует около 200 корпусов.

    Кадровые  чиновники классифицируются по разрядам с учётом двух критериев - уровня образования  и степени сложности выполняемых  задач, места в иерархии должностей государственной администрации. Всего  существует 30 разрядов. Для получения 4 разряда необходим аттестат средней  школы, 8 - диплом технической школы, 10 - диплом университета. Разряд также  зависит от класса или группы, к  которой принадлежат служащие. Служащие, принадлежащие к группе А, получают разряды с 20 по 30. На этих служащих возложена функция выработки управленческих установок. Они обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой Правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления. Служащие группы В получают разряды с 16 по 26; на них возложена задача реализации управленческих установок. Они ведут текущую работу, а также выполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта. Группа С включает специалистов, которые получают с 11 по 22 разряды, а группы D и E - вспомогательный персонал, который получает разряды с 9 по 18 и с 7 по 14 соответственно.

Информация о работе Государственная служба в Испании