Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Существует два уровня отношений: отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами).
Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Необходимость внешнеэкономической деятельности
и ее формы …………………………………………………………….. 5
Глава 2. Необходимость и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………………… 12
Задача …………………………………………………………………………… 20
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованных источников …………………………………………. 23

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ контрольная по гос политике.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

 
·        внешнеторговая политика – составная часть внешней политики РФ; 
·        единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; 
·        единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия; 
·        единство таможенной территории РФ; 
·        приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их недискриминация; 
·        защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; 
·        исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством  применения экономического и административного  методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы: 
-         таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов; 
-         нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины. 

В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины  определяется в виде фиксированной  суммы с единицы измерения  товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины  называются специфическими. Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары (стандартные, большие  по объему товарной массы). 

Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается  в виде процента от декларируемой  продавцом стоимости товара. В  результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется  к товарам, которым присуща дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия). 

Наряду с двумя упомянутыми  методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в  том, что таможенный орган, непосредственно  применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет  право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной). 

Указанные пошлины, с учетом устанавливающих их методик, нашли  свое отражение в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу  Российской Федерации. 

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении  которых они применяются, устанавливаются  Правительством Российской Федерации  и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической  деятельности на территории Российской Федерации. 

Цель экспортной пошлины - обеспечить или увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной  казны. Специфика экспортной пошлины  заключается в удорожании стоимости  товара на мировом рынке, где конкуренция  может быть значительной. С другой стороны, применение экспортных пошлин вызвано ограничением поставок на мировой  рынок сырьевых товаров, по которым  государство обладает монопольным  природным преимуществом или  в случаях, когда государство  стремится ограничить вывоз такого товара, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение  доходов в бюджете государства  и прибыли национальных производителей.

В соответствии с разделом I Закона основными целями таможенного тарифа являются: 
-         оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ; 
-         поддержание экономически обоснованного отношения (стоимостного и физического) экспорта и импорта, валютных поступлений и расходов на территории РФ; 
-         создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ; 
-         защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции; 
-         содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему.

Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены. К мерам  нетарифного регулирования относят:  
-         лицензирование; 
-         квотирование; 
-         сертификация; 
-         разрешительная система;  
-         система экспортного контроля;  
-         иные ограничения на ввоз и вывоз из РФ товаров и транспортных средств. 

Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых  через таможенную границу РФ не допускается. Лицензии выдает Министерство экономического развития и торговли РФ. Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений ввоза  и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В  РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без количественных ограничений [1]. Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанных в них сроков. 

Разрешительная система-это  представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных  государственных органов. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу  или вывозу некоторых товаров. Ограничения  на ввоз и / или вывоз товаров могут  быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого  порядка их оформления при ввозе / вывозе. 

Некоторые специалисты также  относят к нетарифным мерам понятия  таможенной блокады и эмбарго. Под  таможенной блокадой понимается приостановление  выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах  и т.д. Цель - нарушение внешнеэкономических  связей блокируемого государства. Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза  в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется  как репрессивная форма, как средство экономического или финансового  давления. 

Эти методы установлены законом  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности путем  вмешательства и установления различных  ограничений органами государственной  власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Существуют еще методы регулирования, которые могут частично использоваться в России.

Широкое распространение  получила особая форма количественного  ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут  на себя обязательства по ограничению  экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения  являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического  давления страны-импортера, либо под  влиянием угроз применить более  жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В особую группу мер, которые  использует государство, регулируя  отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные  формы стимулирования экспорта.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной  из форм стимулирования отечественных  экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам  для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. 

Экспортные субсидии могут  быть прямыми (выплата дотации производителю  при его выходе на внешней рынок) и косвенными (путем льготного  налогообложения, кредитования, страхования  и т.п.).

Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение  сроков кредита), государственное страхование  экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые  льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного  и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической  информацией, развитие транспортной и  информационной инфраструктуры, организации  ярмарок и выставок и т.п.

В соответствии с правилами  ВТО (Всемирной Торговой Организации), применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено  принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке  является демпинг, когда экспортер  продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и  внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами  ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить  антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование  с целью установления самого факта  демпинга и ущерба от него. 

Еще одной формой внешнеторговой политики, связанной с монополизацией рынка, являются международные картели  – монополистические объединения  экспортеров, которые путем обеспечения  контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов. 

Федеральным законом «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  декларирован приоритет экономических  мер регулирования внешнеторговой деятельности. К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных  операций в условиях рыночной экономики  следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Однако решающая роль в организации регулирования данного вида деятельности все же принадлежит таможенным тарифам.

Переход в основном к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности потребовал глубокой проработки таможенного законодательства РФ. Первым  и основным законом является Закон РФ «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 года. Поскольку этот закон не является актом прямого действия, то его практическое исполнение регулируется дополнительными нормативными документами государственного таможенного комитета РФ. Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ – важного инструмента  внешнеэкономической политики страны и государственного регулирования соответствующих секторов внутреннего рынка РФ в его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения пошлинами товаров, пересекающих таможенную границу РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 
Определите сальдо платежного баланса по счету «Движение капитала», если: 
- экспорт капитала составляет 37 млрд.долларов; 
- импорт капитала – 63 млрд.долларов; 
- поступление доходов от инвестиций за рубежом – 3 млрд.долларов; 
- отток доходов по зарубежным инвестициям – 6 млрд.долларов.

 

Решение.

 
Платежный баланс – показатель, который  позволяет определить степень возможного участия страны в международной  торговле, определить ее платежеспособность и регулировать внешнеэкономическую  деятельность. Задача государства –  привести платежный баланс в равновесие.

Сальдо платежного баланса = экспорт капитала - импорт капитала + поступление от инвестиций – отток  доходов;

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности