Государственное устройство Франции и Англии в XVII-XVIII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных особенностей монархических систем в наиболее развитых в XVII-XVIII веках странах Западной Европы - Франции и Англии.
Задачи были поставлены следующие:
- проанализировать государственное устройство английской и французской монархий XVII-XVIII путем выявления основных властных структур государственного и местного масштаба означенных стран.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В противовес стремлению Якова I утвердить в Англии принципы абсолютной, неограниченной и бесконтрольной власти короля, ссылаясь на ее божественное происхождение, уже первый собравшийся в его правление парламент заявил: «Ваше величество было бы введено в заблуждение, если бы кто-либо уверил вас, что король Англии  имеет какую-либо абсолютную власть сам по себе или сто привилегии палаты общин основаны на доброй воле короля, а не на исконных ее правах…»

Ни первый (1604-1611), ни второй (1614) парламенты не предоставили Якову достаточных средств, которые дали бы королю достаточную независимость. Между тем, острая финансовая нужда короны все больше усиливалась вследствие казнокрадства, расточительности двора, неслыханной щедрости короля к фаворитам. Тогда Яков попытался пополнить казну в обход парламента. Король без согласования с парламентом вводит новые пошлины, торгует дворянскими титулами и патентами на различные виды торговли, продает королевские земельные владения и т.д. все эти меры дают королю лишь временное финансовое облегчение.

   В 1961 году Яков был вынужден созвать свой третий парламент. Уже на первых его заседаниях внешняя и внутренняя политика короля была подвергнута резкой критике. Особо парламентарии осуждали проект «испанского брака» - женитьбы наследника престола на испанской инфанте. Во время второй сессии парламент был распущен, что не обошлось без совета испанского посла. Но Якову все-таки не удалось осуществить задуманное: сватовство английского принца окончилось неудачей. Последний парламент Яков созвал в 1624. В 1625 на престол взошел его сын Карл I

Смена на престоле не повлекла за собой изменений в политическом курсе. Карл был слишком ограничен, чтобы понять насколько сложна обстановка в стране, и упорно продолжал цепляться за абсолютистскую доктрину своего отца. Вскоре разрыв между королем и парламентом стал неизбежен.

Уже первый парламент Карла I, созванный в 1625 году, прежде чем утвердить новые налоги, потребовал отлучения от власти всесильного герцога Бэкингема. Основной причиной этому послужило то, что руководимая им внешняя политика Англии терпела провал за провалом. Возмущение английского общества против Бэкингема все нарастало. Однако Карл оставался глух к общественному мнению и всячески защищал своего фаворита. Король распустил первый и второй (1626) парламент, требовавшие суда над временщиком. Король открыто грозил: либо палата общин покорится, его воле, либо парламента в Англии вовсе не будет.

Внешнеполитические неудачи и брешь в государственных финансах вынудили короля вновь обратиться к парламенту. Третий парламент Карла собрался в 1628 году. Парламент выступал против сбора королем неутвержденных и практики принудительных займов.

Парламентом была сформулирована Петиция о праве, перечислявшая существующие злоупотребления королевской администрации, а также ряд требований. Парламент просил короля о следующем:

- чтобы никто впредь не принуждался  платить налоги и сборы в  королевскую казну «без общего  согласия, данного актом парламента»;

- чтобы ни один человек не  заключался в тюрьму за отказ  платить незаконные налоги;

- чтобы армия не размещалась на постой в дома жителей;

- чтобы никакие лица не наделялись  особыми полномочиями, которые могут  служить предлогом для предания  подданных смерти «противно законам  и вольностям страны» [4;200]

Таким образом, в документе был отражен главный на тот момент политический вопрос – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению короля Карла [6;56]

Карл распустил парламент и решил впредь править без него. Лишившись Бэкингема, король сделал своим главным советником графа Страффорда и архиепископа Лода, которые впоследствии стали вдохновителями феодально-абсолютистской реакции.  Чтобы получить свободу рук внутри страны, Карл I поспешил заключить мир с Испанией и Францией. В Англии воцарился режим террора. Девять лидеров парламентской оппозиции были брошены в королевскую тюрьму Тауэр. Строжайшая цензура на печатное и устное слово должна была принудить к молчанию «сеющую мятеж» пуританскую оппозицию. Полным ходом заработали чрезвычайные суды по политическим и церковным делам — Звездная палата и Высокая комиссия. Непосещение приходской церкви и чтение запретных (пуританских) книг, резкий отзыв о епископе и намек на легкомыслие королевы, отказ платить неутвержденные парламентом налоги и выступления против принудительного королевского займа — все это являлось достаточным поводом для немедленного привлечения к неслыханно жестокому суду.

Верховное управление делами страны Карл осуществлял через Тайный совет. Члены его назначались королем и только перед ним несли ответственность. В его состав входили представители феодальной знати, нового дворянства, буржуазии. В компетенцию Тайного совета входило следующее: управление заморскими колониями, регулирование внешней торговли, участие в издании ордонансов, рассмотрение некоторых судебных дел в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке [1]

Отделением Тайного совета являлась Звёздная палата, учреждённая для борьбы с противниками королевской власти. Процесс носил инквизиционный характер, допускалось применение пыток. Звёздная палата осуществляла также цензуру печатных произведений. Это был чрезвычайный суд по политическим делам, находившийся в совершенном противоречии с английскими судебными порядками. Например, в 1637 году Звездная палата вынесла зверский приговор по делу адвоката Принна, доктора Баствика и священника Бертона, вся вина которых заключалась в сочинении и издании пуританских памфлетов. Эти люди были выставлены у позорного столба, публично высечены, клеймлены, им были обрезаны уши, а затем они были брошены в тюрьму пожизненно.

Звездная палата прекратила свое существование в 1641 году по решению парламента. По этому поводу был сочинен Акт, гласивший следующее: «…суд, именуемый «Звездной палатой» и вся юрисдикция, полномочия и власть, принадлежащие и осуществляемые указанным выше судом или кем-либо из его судей, судейских или должностных лиц… безоговорочно и полностью уничтожаются, упраздняются и прекращают свое существование…» [4;200]

Несмотря на временное укрепление королевской власти, достаточно было одного внешнего толчка, чтобы обнаружилась слабость абсолютизма. Этим толчком стала война с Шотландией. Поражение Англии в войне с Шотландией ускорило развитие революционной ситуации в стране. Правящая феодальная аристократия во главе с королем окончательно запуталась в своей внешней и внутренней политике и оказалась в тисках жестокого финансового кризиса. Политика  правительственных монополий и налогов, утечка капитала из страны, эмиграция в Америку многих торговцев и промышленников вызвали сокращение производства и массовую безработицу в стране. В 1630-40-е годы резко возросло количество народных восстаний, крестьянских движений, бурных демонстраций ремесленников и рабочих. Многочисленные петиции, поступавшие со всех концов страны, требовали от короля заключения мира с Шотландией и немедленного созыва парламента. По стране распространялось множество листовок и памфлетов. Пуританские проповедники, ссылаясь на библейские тексты, призывали к неповиновению королю. Политическая обстановка в стране была накалена до предела. Даже для приверженцев короны становилось ясно, что взрыв неминуем. Карлу I не оставалось иного выхода, как снова обратиться  к парламенту [16;170]     

  Итак, парламент вновь был созван. Он действовал с 1640 по 1653гг и получил название Долгого. Господствующее положение в нем занимали пресвитериане. Уже за первые два года своего существования парламент добился от короля целого ряда важнейших правовых актов. Прежде всего, по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I  граф Стаффорд и архиепископ Лод.  Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно так называемому Трехгодичному акту, парламент должен был созываться по крайней мере один раз в три года, а при несогласии короля  на созыв он мог быть собран другими лицами – пэрами, шерифами или собираться самостоятельно. Эти положения были закреплены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать парламент иначе, чем актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возобновления беспарламентского правления. Наконец, рядом актов парламент ограничил полномочия Тайного совета и уничтожили систему чрезвычайных военных трибуналов, прежде всего, звездной палаты и Высокой комиссии.

  В 1641 году была выработана  так называемая Великая Ремонстрация, являвшая собой длинный перечень  злоупотреблений короля, допущенных  во время единоличного правления. В этот список входили все  жалобы на вмешательство короны в дела промышленности и торговли, произвольное обложение налогами, неудачная война Карла с Испанией и Францией, безнаказанность католиков и иезуитов и преследования пуритан. Однако в этом документе ни слова не было сказано о беззаконности огораживания, об открытом грабеже крестьян, рабочих, городской бедноты. Однако, в описываемом документе содержалось одно крайне важное требование, гласившее о том, чтобы король впредь назначал на важные государственные посты людей, получивших одобрение парламента [2]

Деятельность парламента 1641 года были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к некоей разновидности конституционной монархии. Однако, на тот момент эта форма государственного  управления не смогла утвердиться и укрепиться, этому помешали начавшиеся гражданские войны 1642-1647 и 1648-1649 годов между королем и парламентом. Во время войн в стране установились две враждующие независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались всей полнотой законодательных и административных полномочий.

В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен ряд важнейших преобразований, которые свидетельствовали об усилении революционной ситуации. В 1643 году был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Епископские земли были конфискованы в собственность государства и распроданы, в результате чего значительная часть церковных земель перешла в руки джентри и буржуазии. Таким образом, было осуществлено односторонне решение аграрного вопроса, причем в пользу буржуа и нового дворянства. Бывшие рыцарские держания были освобождены от вассальных обязанностей, но при этом копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, но остались в поземельной зависимости, к тому, же у них не было возможности выкупить земли ввиду их высокой стоимости. Наконец, парламент узаконил огораживание крестьянских земель [7;20]

Окончание первой гражданской войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы между пресвитерианами и индепендеров. Пресвитериане открыто выступали в поддержку короля , что привело ко второй гражданской войне. В 1648 году индепендентское руководство провело чистку парламента от наиболее активных пресвитериан, соответственно, власть отныне была сосредоточена в руках индепендентов. В 1649 году палата общин провозгласила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу без утверждения короля и палаты лордов. В том же году Карл I был осужден и казнен, а королевское звание и верхняя палата были упразднены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Государственное устройство Франции в XVII-XVIII веках

 

   В описываемый период  времени во Франции изменилось  общее представление о власти  короля и характере его конкретных  полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а королевская власть – священной. Было введено новое официальное титулование короля – «король божьей милостью». Государство  все больше отождествлялось с личностью короля. Вообще, французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, даже поглощения первого вторым. Считалось, что король, его имущество, его семья принадлежат французской нации и государству.               

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю, что привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. Вся законодательная власть принадлежала королю по принципу «один король, один закон». Король обладал правом назначать на любую государственную или церковную должность, а также являлся окончательной инстанцией во всех вопросах управления страной. Король самолично принимал государственные решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, был главным распорядителем государственных средств. Церковь также была полностью подчинена королю [11;410]

       Верховная политическая власть в абсолютистской Франции всецело принадлежала королю и не делилась с какими-либо государственными органами. Для того, чтобы добиться такого результата и закрепить его, королю приходилось преодолевать политическую оппозицию феодальной знати, католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать массивный бюрократический аппарат, осуществить централизацию властных структур, создать свою собственную армию и полицию.

  Понятие «Божьей милостью» в XVII веке получает все большее значение для оправдания абсолютной власти короля и возвышения монарха. Все сильнее подчеркивались исключительные полномочия монарха в случае крайней угрозы для государства, о действительном наличии которой решение принимал сам король. Руководствуясь государственным благоразумием и в интересах общественного блага он имел право  выходить за предписанные ему рамки власти (принцип «Необходимость не знает законов») [13;300]

 

 

   

 1.2.1 Властные структуры Франции в период абсолютной монархии

   

  Главной характерной особенностью французской абсолютной монархии являлась жесткая централизация управленческих органов, а также создание разветвленной бюрократической системы. Королевская власть зачастую создавала новые государственные властные структуры по своему усмотрению, что мешало упорядочению работы государственной администрации.

Информация о работе Государственное устройство Франции и Англии в XVII-XVIII веках