Гражданское общество в Дании, его влияние на внешнюю политику государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

В мире всё большие обороты набирает идея демократизации государств, так как именно такая политика выгодна для правительства. Но если заявлено демократическое устройство, как главенствующее, то необходимо его подтверждать: институтами и структурой общества, политикой государственной власти в отношении своих граждан и граждан других государств. Всё чаще на международном уровне (ООН) пропагандируется незыблемость прав человека во всех сферах его жизни.

Файлы: 1 файл

Чернышёва Светлана 2430210 Гражданское Общество.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

Чернышёва Светлана 2430210

Гражданское общество в Дании, его влияние на внешнюю  политику своего государства

В мире всё большие обороты набирает идея демократизации государств, так  как именно такая политика выгодна для правительства. Но если заявлено демократическое устройство, как главенствующее, то необходимо его подтверждать: институтами и структурой общества, политикой государственной власти в отношении своих граждан и граждан других государств. Всё чаще на международном уровне (ООН) пропагандируется незыблемость прав человека во всех сферах его жизни. «В ходе следующих двух лет пребывания на своем посту я намерена обратить особое внимание на отношение и обращение государств с правозащитниками, журналистами и другими ключевыми участниками гражданского общества. Ситуация с правами человека ненамного улучшится без прямого, свободного и независимого участия гражданского общества…» - верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй, октябрь 2012 год.1 Некоторые страны создают фикцию гражданского общества и правовой, экономической, политической защищённости своих граждан, как, например, Россия. Но многие государства стараются построить настоящее гражданское общество, которое могло бы помочь самому государству в делах управления многими сферами жизни и деятельности человека внутри страны, и, также, помочь улучшить состояние экономики, политики государства в отношении других стран, при этом совершенствуясь и продвигая свои собственные интересы с помощью государства.

Известно, что Дания – высокоразвитое государство, проводящее успешную социальную политику с конца XX века. Страна находится в пятёрке стран-лидеров по уровню ВВП на душу населения, что означает, что в этом государстве очень высокий уровень жизни населения, и что государство развивается в социальном и экономическом направлении, а, значит и настроения в обществе позитивные и направлены на развитие.

Для того чтобы охарактеризовать гражданское общество Дании, необходимо понять, что собой представляет гражданское общество в теории  и как оно может проявляться в государстве.

Гражданское общество –  это системы самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и межличностных  отношений, которые создают условия  для самореализации индивидов и  отдельных коллективов. Благодаря  гражданскому обществу выражаются и  реализуются частные интересы и  потребности, в то же время, как государство  выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.2

Таким образом, это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельных, самостоятельных и независимых индивидов. Они  выступают как частные лица, действуя свободно от прямого влияния публичной власти. В социальном плане гражданское общество выражается в семье и частной жизни. В экономической сфере - это частная собственность, предпринимательство. В духовной - это свобода совести, право на религиозные объединения. В сфере управления - это местное самоуправление.

Из этого можно сделать  вывод, что гражданское общество состоит из настоящих граждан, то есть людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан - его членов.

Идеальная модель гражданского общества отличается высокой степенью самоорганизации, не требует массированных  воздействий государственных органов. Государство само должно быть под  контролем гражданского общества, по причине того, что государство, органы власти, существуют на средства, собранные  с помощью налогообложения граждан, предприятий и учреждений. Такое  общество само  регулирует не только свою политическую, культурную, но и  экономическую, и социальную жизнь. Вследствие этого, можно сказать, что  наличие гражданского общества показывает, что государство и общество в  государстве добилось достаточно высокого уровня общественного развития.

В основном,  высокий уровень  общественного развития наблюдается  в цивилизованных странах с развитой демократией. Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в  разряд гражданского - многолетняя традиция зависимости общества от государства, экономическая и политическая несамостоятельность граждан.3

Основными элементами гражданского общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, развитая демократия, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть, высокий уровень общественного сознания и политической культуры. Все эти элементы пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством.

Также, для формирования гражданского общества необходимы особые условия, такие как: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных) собственников средств производства; развитие экономической конкуренции, активности и самостоятельности граждан как равноправных хозяйственных субъектов. Также, это - ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощение сознания людей, формирование и закрепление чувства личного достоинства, веры в свои возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов.

То есть, с развитием  гражданского общества развивается свобода личности и гласности, каждый индивид может принимать активное участие в общественной жизни, получать качественное образование от государства, воспитание и культуру, также, происходит гуманизация политики и качественное улучшение моральных норм и принципов в обществе.

По сути, в политической сфере государства, при развитом гражданском обществе происходит децентрализация  властных полномочий, провозглашается  приоритет закона и равенство  всех перед законом, разделение властей, политический плюрализм и доступность  граждан к участию в государственных  и общественных делах.

В то время как в социально-духовной сфере это - отсутствие монополии  одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества

Гражданское общество выделяет следующие структуры:

  • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы);
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);
  • добровольные ассоциации и объединения граждан;
  • в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности;
  • в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации;
  • в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли;
  • в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.4

Таким образом, гражданское  общество выступает как сфера  реализации социальных, экономических, культурных, политических, религиозных  и других интересов общественности. Оно является основой государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление гражданского общества представляет собой непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для утверждения человеческой личности, ее национального достоинства.

Дания является конституционной монархией, это означает, что монарх в этом государстве осуществляет законодательную власть совместно с парламентом и выполняет функцию символа государства. Но при этом она, также, является парламентской демократией. Как уже было сказано ранее, гражданское общество может развиться только в государствах с развитой демократией. Чтобы установить степень демократизации датского общества, нужно рассмотреть систему управления государством.

Монарх осуществляет верховную  и исполнительную власть через назначаемое  правительство: по представлению премьер-министра, по предложению председателя парламента или руководителей парламентских  фракций назначает и увольняет  премьер-министра и министров, имеет  право роспуска парламента.

Высший орган законодательной  власти — однопалатный парламент (фолькетинг), избираемый гражданами страны на 4 года. Состоит из 179 членов, из которых 135 избираются по пропорциональной системе на основе всеобщего избирательного права в 23 избирательных округах; 40 мест  распределяются между кандидатами, которые не получили достаточного числа голосов в округах; 2 члена парламента избираются от Фарерских островов и 2 от Гренландии. Таким образом, в законодательный орган Дании избираются представители всех областей пропорционально, и, как мне кажется, однопалатный тип парламента лучше влияет на политический курс государства и его экономическое состояние, так как я считаю, что это препятствует распространению коррупции сверху. Избирательное право в Дании предоставляется только гражданам - мужчинам и женщинам, достигшим 21 года.

Судебная система включает Верховный суд, 2 суда второй инстанции (для Ютландии и для островов) и низшие суды. В составе Верховного суда - 15 судей во главе с председателем. Он рассматривает жалобы на постановления нижестоящих судов в одной из двух коллегий в составе не менее чем из пяти судей. В исключительных случаях собирается пленум Верховного суда.

Также, одним из важных показателей  демократии является Конституционный  Акт, принятый в 1849 году, закладывающий  основу датской демократии. Так, Конституция  утверждает права и свободы человека и гражданина, такие как свобода  слова и свобода собраний, обеспечивая  защиту граждан от нарушений их прав государственной властью.

Политическая система Дании  многопартийная. Таким образом, в  Парламенте могут быть одновременно представлены несколько политических партий. Зачастую в Дании избирается правительство меньшинства, деятельность которого осуществляется при поддержке  одной или нескольких партий. В  результате политика в Дании характеризуется  как политика консенсуса.5 Политические партии играют центральную роль в датской демократии, поскольку они представляют различные мнения людей относительно того, каким образом общество должно быть организовано.

Как и во многих других странах, принципы политики в Дании выходят за рамки  основных правил, записанных в Конституции, и традиции, практические соображения  и социального развития в целом  в значительной степени способствуют условиям для политической активности общества, в принципе, любой желающий может присоединиться к политической партии. Нельзя быть членом более чем одной партии одновременно. Но 180.0006 датчан являются членами политической партии в настоящее время. Почти все партии имеют молодежные организации, где начинающим политикам предоставляется возможность получить политические навыки, помочь деятельности партии или вступать в дискуссии с более успешными политиками. 

Свобода деятельности общественных организаций в Дании, которых насчитывается около 300000, гарантирована 78-м параграфом Конституции, гласящим, что жители страны имеют право без предварительного разрешения объединяться в союзы для осуществления любой законной деятельности. При этом организации некоммерческого типа не обязаны регистрироваться в государственных органах. Необходимость в этом возникает, как правило, если обществу надо завести банковский счёт, на который будут перечисляться субсидии от муниципальных властей.

Государство активно поощряет тягу граждан к объединениям, выделяя  для этих целей бюджетные средства и помещения. Для этого есть причина: находя единомышленников и общаясь  с ними, люди улучшают качество собственной  жизни и становятся более активными  в социальном плане, что весьма полезно  для общества в целом. Во многих датских  общественных организациях большое  внимание уделяется социальным мероприятиям. Другим очень важным моментом является то, что в обществах контактируют представители различных социальных слоёв – богатые и бедные, молодёжь и пожилые люди, эмигранты и  коренные датчане.

В Дании, общественное благосостояния, как правило, доступно для всех граждан. Пожилые люди и люди с ограниченными возможностями нуждаются в адекватном уходе и поддержке, дети требуют внимания и пациенты в больницах нуждаются в надлежащем и своевременном лечении.  Дания в настоящее время - богатая и безопасная страна без серьезной социальной напряженности, благодаря хорошо спланированной государственной политике.

Весьма популярной у датчан является волонтёрская деятельность в гуманитарных организациях – в свободное от основной работы время. 
«В сети магазинов "сэконд-хэнд" нашей организации работают, как правило, люди пожилого возраста, – рассказывает сотрудница датской благотворительной организации "Помощь Народной Церкви" (Folkekirkens Nodhjaelp) Люкке Хансен. – Так, самой молодой сотруднице магазина – 66 лет, самой старшей – 87. Ещё несколько добровольцев стоят сейчас в листе ожидания. Работа у нас не оплачивается – всё строится исключительно на добровольных началах». 

Информация о работе Гражданское общество в Дании, его влияние на внешнюю политику государства