Индийско-пакистанские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:16, реферат

Описание работы

"Проблема Кашмира остается наиболее значимым узлом противоречий в отношениях двух стран. Вопрос о принадлежности спорных территорий является главным, на котором сошлись практически все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, и именно в кашмирском преломлении следует рассматривать большинство прочих двусторонних событий.
Конфликт, связанный с данными территориями, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Межгосударственное противостояние на Южноазиатском субконтиненте насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана, в то же время корни проблемы уходят в давние времена, в конечном счете упираясь в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь."

Содержание работы

Введение.........................................................................................3
1.Исторические корни конфликта................................................3
2.Независимость и разделение Индии - начало индо-пакистанского вооруженного конфликта....................................4
3.Вторая Война Пакистана и Индии 1965 года...........................6
4.Третья Война 1971 года..............................................................7
5.Война с Китаем............................................................................9
6.События на высокогорном леднике Сиачим............................9
7.Последние события. Каргильский конфликт.........................10
8.Развитие Индии и Пакистана с конца 90-х гг. ХХв………...13
Заключение…………………………………………………….14
Список используемой литературы………………....................15

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 49.48 Кб (Скачать файл)

 

 Третья война 1971 года.    

"В 1970 г.  правительство Индии ставило  вопрос о Кашмире уже в плане  освобождения “незаконно оккупируемой”  Пакистаном части территории  индийского штата Джамму и  Кашмир, а в Пакистане к этому  времени вновь стали брать  верх сторонники военного решения  кашмирского вопроса. При этом  на случай возникновения вооруженного  конфликта с Индией Исламабад  делал ставку на западнопакистанскую  группировку войск, которой предстояло нанести удары по позициям противника с целью отрезать Джамму и Кашмир от остальной индийской территории и нанести, таким образом, Дели военное поражение."  
    "В марте 1971 года начались волнения в Восточном Пакистане, которые пакистанская военщина стала подавлять самыми жестокими мерами, начав в этой части страны настоящую бойню. Разгоревшийся гражданский конфликт унёс за несколько месяцев больше миллиона жизней бенгальцев. Почти десять миллионов беженцев перешло в Индию, часто за ними вслед через границу проникали пакистанские войска. Пограничные столкновения на границе Восточного Пакистана переросли в третью, самую крупную, индо-пакистанскую войну 3-17 декабря, которая окончилась капитуляцией 93-тысячного пакистанского контингента в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Бои шли и на западном фронте, хотя там, несмотря на ожесточённость и высокую интенсивность военных действий, ни одной из сторон не удалось добиться решающего успеха . Летом 1972 года в городе Симла в Индии главы обоих государств подписали соглашение, которое закрепило результат войны и согласно которому стороны обязались впредь разрешать все спорные вопросы мирным путём. Согласно соглашению, в Кашмире была установлена Линия контроля, почти совпавшая с Линией прекращения огня 1949 года."  
    "В начале декабря 1971 г., когда кризис на субконтиненте вошел в фазу вооруженного конфликта как на востоке, так и на западе, генсекретарь ООН К.Вальдхайм представил Совету Безопасности доклады о положении на линии прекращения огня в Кашмире, основанные на информации главного военного наблюдателя. 7 декабря ГА ООН приняла резолюцию 2793 (XXVI), призвавшую Индию и Пакистан “принять меры для немедленного прекращения огня и отвода войск на собственную сторону границ”. На момент завершения военных действий (на западном фронте 17 декабря 1971 г.) поражением Пакистана, последний оккупировал примерно 50 кв. миль в секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде. 21 декабря после длительных консультаций со всеми заинтересованными сторонами СБ ООН 13-ю голосами при двух воздержавшихся принял резолюцию 307 (1971), в которой потребовал, “чтобы прекращение огня строго соблюдалось до вывода всех вооруженных сил на свои территории”.  
    28 июня - 3 июля 1972 г. в г.Симле состоялись переговоры между премьер-министром И.Ганди и президентом З.А.Бхутто. В подписанном сторонами соглашении определялись перспективы отношений между Пакистаном и Индией. Была зафиксирована “решимость” правительств двух стран положить конец конфликтам, приложить усилия для установления дружеских и гармоничных взаимоотношений и прочного мира на субконтиненте. Что касается Джамму и Кашмира, то была достигнута договоренность уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года. Предусматривался также отказ обеих стран от применения силы с целью изменения этой линии. Это, однако, не снимало кашмирский вопрос с повестки дня, о чем свидетельствовала оговорка: “без ущерба для признания позиции каждой из сторон”. При этом следует отметить, что трудности, мешавшие улучшению индийско-пакистанских отношений после заключения Симлского соглашения, были связаны с различным толкованием сторонами его положений. Если, с точки зрения Дели, оно предусматривало урегулирование споров исключительно на двусторонней основе, то Исламабад по-прежнему считал возможным привлечение к этому процессу третьих стран и международных организаций. Пакистан, добиваясь ликвидации последствий войны, настаивал на поэтапном подходе к проблемам двусторонних индийско-пакистанских отношений, начиная с Кашмира, в то время как Индия стремилась к их комплексному решению.  
    Процесс демаркации линии контроля в Джамму и Кашмире и взаимного отвода войск завершился в декабре 1972 года. Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были восстановлены лишь в мае 1976 года. Этому предшествовали трехсторонние (с участием независимой Бангладеш) и двусторонние переговоры, направленные на нормализацию межгосударственных отношений. К маю 1974 г. в целом была завершена репатриация из Индии пакистанских военнопленных и гражданских лиц, однако проведенный Дели в том же месяце взрыв ядерного устройства привел к очередному обострению отношений, выразившемуся в возобновлении перестрелок на линии контроля. Напряженность возросла также в связи с утверждением Пакистаном в августе 1974 г. новой конституции “Азад Кашмира” и передачей в сентябре в административное подчинение пакистанских федеральных властей районов Гилгита, Балтистана и Хунзы. Со своей стороны, индийское правительство заключило в начале 1975 г. соглашение с шейхом Абдуллой, по которому он признавал окончательное присоединение Кашмира к Индии с гарантированными Дели автономными правами штата. Годом ранее, в феврале 1974 г., индийский парламент подтвердил, что Кашмир “был, есть и будет неотъемлемой частью Индии” и что “любым попыткам отделить его от остальной страны будет оказано противодействие с использованием всех необходимых средств”."

Война с Китаем.    

"С конца  50-х годов Пакистан пошёл на  быстрое сближение с Китаем, у  которого обозначились противоречия  с Дели." "... стали возникать частые пограничные конфликты за право владения обширной территории Аксайчин («Пустыня белых камней»). Спор завершился только в 1962 г. после перехода этого участка под управление Китая." "Вскоре пакистанское руководство начало с китайцами переговоры относительно демаркации границы с КНР в Кашмире, который Индия считала своим. В 1963 году, после подписания пакистано-китайского пограничного соглашения, у Китая оказалась, как полагают индийцы, часть законной индийской территории. Через часть Кашмира, подконтрольную Пакистану, было затем проложено т.н. Каракорумское шоссе, позволившее наладить сухопутное сообщение Пакистана с Китаем."

События на высокогорном леднике  Сиачим.    

"С середины 80-х годов в течение нескольких  лет армии сторон почти ежедневно  втягивались в авиационные или  артиллерийские дуэли на северной  оконечности этой же границы  — оспаривалась принадлежность  высокогорного ледника Сиачим (высота 6 тыс. м) в предгорьях Каракорума."  
    "Как Индия, так и Пакистан, судя по всему, к 1983 году планировали провести операцию по овладению ледником. Направленные в несколько европейских стран индийские эмиссары начали закупки альпинистского снаряжения и спецодежды. Вскоре стало известно об аналогичных закупках, совершавшихся пакистанцами.  
    Как бы там ни было, индийские военные начали наступление первыми. 13 апреля 1983 года началась реализация операции "Мегхдут ", разработанной под руководством генерал-лейтенанта М.Л.Чиббера, одного из наиболее известных индийских военных теоретиков. В течение нескольких дней специально подготовленные группы заняли две трети ледника, оборудовав погранзаставы вдоль хребта Сальторо. Пакистанские части, подошедшие только через полтора месяца, оказались в ряде столкновений не в состоянии выбить индийцев с захваченных ими позиций. Однако они не позволили и индийским частям продвинуться дальше. После того, как и Пакистан установил линию застав примерно в километре от индийской, оба государства получили ещё один участок постоянных стычек и перестрелок.  
    Высокая степень напряжённости сохранялась в районе Сячэня до середины 90-х годов, при этом 1987-88 годы были временем наиболее жестоких столкновений. В боях часто применялась артиллерия там, где это позволяли условия местности, хотя в основном в столкновениях на леднике используется лёгкое и стрелковое оружие и миномёты. Только в одной из таких стычек в горном проходе Билафонд-ла в апреле 1987 года погибло с обеих сторон до 200 военнослужащих. Накал боёв на леднике со временем несколько снизился, но столкновения случаются и по сей день. Последние крупные бои с привлечением артиллерии произошли 4 сентября 1999 года и 3 декабря 2001 года . 
    Боевые действия, которые Индия и Пакистан ведут на леднике, примечательны тем, что это самое высокогорное в мире место боёв - пограничные заставы располагаются зачастую на высоте значительно более 6 000 м. (индийцами на заставе Сонам используется самая высокогорная в мире вертолётная площадка, расположенная на высоте 6 450 м.), а войскам приходится действовать при температурах до -50 градусов и ниже. На леднике с каждой стороны постоянно находится контингент из 3-3.5 тысяч человек. Естественно, войска, дислоцированные в столь тяжёлых условиях, должны иметь соответствующее снаряжение и обладать необходимыми навыками. Индия и Пакистан придают большое значение оснащению своих частей на Сячэне, что влечёт весьма значительные финансовые затраты. По словам Генерального директора службы разведки ВС Индии генерал-лейтенанта Р.К.Сахни, содержание войск в районе ледника обходилось Индии в конце 90-х годов в 350-500 тыс. долларов в день."

Последние события. Каргильский  конфликт.    

"После того, как в мае 1998 года оба государства  продемонстрировали наличие у  себя ядерного оружия, многие  аналитики по обе стороны границы  заговорили о возможной ядерной  войне между ними. Тем не менее,  в конце 1998 - начале 1999 годов наступила  хорошо заметная "разрядка" напряжённости  в отношениях Индии с Пакистаном. Индийский кабинет, возглавляемый  премьер-министром А.Б.Ваджпаи и  их пакистанские коллеги с  Н.Шарифом во главе заняли весьма  конструктивную позицию. Произошёл  активный обмен визитами, состоялось  и несколько встреч на высшем  уровне. Кульминацией "оттепели" стала поездка А.Б.Ваджпаи в  пакистанский город Лахор на  автобусе в связи с открытием  автобусного маршрута Дели - Лахор  в феврале 1999 года и достижение  пакета договорённостей на высшем  уровне о взаимном снижении  напряжённости (т.н. Лахорская  декларация). Пакистан впервые дал  согласие на обсуждение кашмирской  проблемы вне увязки с остальными  спорными вопросами, а Индия,  в свою очередь, пошла на  создание специальной рабочей  группы по урегулированию этого  давнего спора.  
    Все усилия по разрядке обстановки, предпринятые в начале 1999 года, потерпели полное фиаско, когда в мае начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Без труда отбросив небольшие гарнизоны погранзастав, они укрепились на индийской стороне, взяв под контроль ряд тактически важных высот. Боевиков прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Огонь пакистанских батарей очень сильно препятствовал продвижению колонн индийских автомашин, подвозивших подкрепления и боеприпасы, так как пакистанская артиллерия была пристреляна к единственной крупной дороге в этой местности (шоссе Сринагар-Лех).  
    Примечательно, что когда начались крупномасштабные бои, индийцы совершенно неожиданно обнаружили, что сепаратисты укрепились на хорошо оборудованных позициях, располагали отлично замаскированными и выгодно расположенными огневыми точками, зачастую соединёнными подземными ходами, на сооружение которых был явно затрачен не один день. То есть каким-то образом индийские ВС, МВД и спецслужбы оказались не в состоянии проследить за просачиванием таких крупных банд, их сбором и длительным пребыванием на индийской стороне, хотя повышенная активность на пакистанской стороне в этих местах была отмечена с осени 1998 года.  
    Индия, постепенно бросая в бой всё новые части, к концу мая довела численность войск до десяти бригад сухопутных сил. Основные бои происходили в секторах Каргил, Драс, Баталик и Турток и долине Мушкох на фронте в 46 км. События эти получили название Каргильского конфликта, впрочем, многие наблюдатели предпочитали тогда слово "война". Операция по отбитию захваченных высот была названа "Виджай" ("Победа").  
    Когда стало ясно, что без авиационной поддержки нанести боевикам поражение не удаётся, впервые с декабря 1971 года в Кашмире были применены силы фронтовой авиации. Индийцы задействовали самолёты МиГ-21, -23 и - 27 под прикрытием МиГ-29.  
    Основной вклад в успешное завершение кампании внесли, вполне естественно, сухопутные силы ... Несмотря на то, что зачастую артиллерия и бронетехника оказывались бессильны или вовсе не могли применяться, ряд ключевых пунктов был захвачен в результате фронтальной атаки в пешем строю, при этом не раз отмечались случаи рукопашных схваток. Опыт боёв в этих секторах индийцы получили в декабре 1971 года, когда при примерном численном равенстве с противником и практически без авиационной поддержки на взятие тех же высот им понадобилось всего несколько дней. В 1999 году, однако, индийские войска, имевшие многократное превосходство в силах и средствах, понесли гораздо большие потери, чем в 1971. Вероятно, это можно в известной степени объяснить отличной подготовкой и оснащением боевиков.  
    Едва-едва наладившийся между Индией и Пакистаном процесс ведения переговоров был приостановлен. Вооружённые силы обоих государств были приведены в полную боевую готовность. Индия была готова распространить военные действия на прилегающие территории чтобы снять напряжение в районе Каргила, однако затем всё же воздержалась от пересечения международно признанной границы в Пенджабе, где были сконцентрированы пакистанские войска . В целом, действия индийских вооружённых сил не выходили за Линию контроля, хотя несколько раз самолёты ВВС Индии перелетали её и даже наносили удары по объектам по другую её сторону. Исламабад, невзирая на индийские обвинения в том, что сепаратистские банды базируются на территории Пакистана и фактически направляются руками его военного руководства, всячески отрицал свою причастность к каргильским столкновениям, утверждая, как и прежде, только о моральной поддержке "борцов за свободу". Об этом неоднократно заявляли сам премьер-министр Н.Шариф и министр иностранных дел Г.Айюб Хан, хотя, по многим данным, в боях принимали участие даже регулярные части сухопутных сил Пакистана. Вскоре были получены и прямые доказательства этому - в плен к индийцам попало несколько боевиков, имевших соответствующие документы. К середине июня индийцам удалось, наконец, отбить большую часть высот, однако бандформирования окончательно покинули индийскую территорию только после того, как 12 июля Н.Шариф всё же признал, что они контролировались из Пакистана и санкционировал их отход. С 3 мая по 26 июля потери только войск Министерства обороны Индии составили, согласно официальному отчёту, 474 человека убитыми и 1109 ранеными. Потери частей, подчинённых МВД, например погранвойск, также были значительны. Одна из захваченных сепаратистами высот и после завершения операции "Виджай" осталась вне индийского контроля (т.н. высота 5353).  
    Впрочем, после Каргильского столкновения имели место периоды снижения напряжённости. В мае 2001 года П.Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Встреча двух лидеров состоялась в индийском городе Агра в 320 км от Дели 14-16 июля. Саммит завершился фактически безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по Кашмирской проблеме. Сам факт проведения встречи был уже заметным шагом вперёд, ибо стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс. Но, как показали последующие события, потенциал вражды, накопленный в отношениях Индии и Пакистана, не дал возможности укорениться даже столь малому успеху. По завершении саммита на Линии Контроля немедленно возобновились перестрелки между регулярными частями обеих стран, несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса.  
    Очередная вспышка напряжённости пришлась на конец 2001 года. В октябре положение в Кашмире стало особо тяжёлым в результате нескольких терактов, а после нападения 13 декабря группы боевиков на здание индийского парламента в Дели Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала спешно перебрасывать к границе и Линии контроля войска. Весь декабрь 2001 и январь 2002 года оба государства вновь балансировали на грани войны.  
    В мае 2002 года положение в Кашмире обострилось снова. Напряжённость на границе достигла пика в мае-июне, когда Индия и Пакистан стояли ближе к войне, чем когда-либо после Каргила. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Ситуацию удалось разрядить во многом благодаря активной позиции мирового сообщества, в первую очередь России и США.  
    В качестве одного из наиболее важных событий в Джамму и Кашмире следует назвать состоявшиеся в сентябре-октябре 2002 года выборы в Законодательное собрание штата. На выборах к власти пришло коалиционное правительство ИНК и Народно-демократической партии. Выборы проходили в сложной обстановке, сопряжённой с кампанией террора и запугивания со стороны сепаратистов.
 

    Развитие  Индии и Пакистана с конца  90-х годов ХХ века.

 Экономика.

   Наиболее развитыми странами Южной Азии являются Индия и Пакистан. 
Индия. Это мощнейшая по экономическому и геополитическому потенциалу страна региона. В конце 90-х годов XX в. она имела довольно высокие темпы развития промышленности (до 12 % в год). Все более большую долю в ВВП страны занимает продукция машиностроения, химической и фармацевтической областей. Учитывая значительный экономический потенциал страны, ожидаются высокие темпы роста ее ВНП на ближайшую перспективу. Эксперты Всемирного банка внесли Индию к списку стран «большой пятерки» (вместе с Китаем, Бразилией, Индонезией и Россией). Доля этих стран в мировом производстве, торговли в конце 90- х годов XX в. составляла 8-10 %. 
   В конце XX в. правительство Индии начало политику открытой экономики, привлекая иностранный капитал, который привлекают значительные естественные богатства, дешевая рабочая сила, либерализованная правовая система. Только в 1999 г. иностранные прямые инвестиции в экономику страны составляли свыше 3 млрд долл. Наиболее привлекательными для них являются телекоммуникации, энергетика, металлургия, нефтехимия, выпуск транспортного оборудования, деревообработка и добыча драгоценного камня. Тем не менее из-за сложной демографической ситуации в стране повышение некоторых макроэкономических показателей связано с определенными трудностями. Так, за вторую половину XX ст. в Индии ВНП возрос почти в 4 раза, а этот самый показатель на душу населения - меньше чем в 2 раза. При этом почти 40 % населения проживает за границей бедности. По данным Всемирного банка, в Индии живет 63 % самых бедных людей планеты. 
Пакистан. Также играет ведущую роль в экономике стран Южной Азии. В 90-ые года XX ст. экономика страны вследствие значительных военных расходов (30 % бюджета) и обслуживания внешнего долга (40 % бюджета) развивалась довольно медленно. Ныне правительство страны проводит курс на экономические реформы, которые имеют целью расширение экспорта, уменьшение импорта, увеличение производства товаров, которые заменяют импорт, например растительного масла. Осуществляются протекционистские мероприятия, направленные на рост производства товаров экспортируемых областей: текстильных и кожаных изделий, ковров. Повышены тарифы на импортные товары, которые конкурируют с продукцией местного производства. 
   Реформы предусматривают приватизацию некоторых важных экономических объектов: систем телекоммуникаций, государственных банков, больших аэропортов и портов.                                   Иностранные займы и кредиты влияют на развитие экономики Пакистана. Главными инвесторами являются США, Япония, Великобритания, некоторые исламские страны Ближнего Востока. 
   Страны региона фигурируют прежде всего как поставщики разных продуктов сельского хозяйства тропических и субэкваториальных поясов (сахарный тростник, рис, хлопчатник, джут, чай, табак, пряности) и продуктов их переработки (ткани, текстильные изделия). Значительную роль играют добывающие области (особенно в Индии) и кустарные промыслы (изделия из драгоценного камня, кожи, металла).

  Туризм.

  Важным источником валютных поступлений в некоторых странах является иностранный туризм. Ежегодно Южную Азию посещает свыше 2 млн туристов, которых привлекают горные ландшафты Гималаев, Каракорума, тропические пустыни, саваны, влажные леса, замечательные морские побережья Индии и Мальдив, а также исторические и культурные реликвии и экзотика местного образа жизни: культурные казны ламаистских монастырей, индуизм и йога, индуистская и могольская архитектура, монументы буддистов, сикхов, фестивали, религиозные праздники и т.п.. 
   Туристической жемчужиной региона является Индия с ее разнообразной тропической природой, пестрым этноконфессийным составом населения, большим количеством городов с уникальными историко-культурными памятками разных эпох (Нью-Дели, Мумбай, Колката(Калькутта), Ченнай, священный для индуистов Бенарес на г. Ганг, город Агра со всемирно известным чудом архитектуры XVII ст. - Мавзолеем Тадж-Махал). В Гималаях немало горных курортов. 
     В список ЮНЕСКО занесено 47 объекта: 
— в Бангладеш (3) — руины буддийского монастыря в Пахарпури и мечеть Багерхата и др; 
— в Индии (27) — национальные парки Казиранга, Манас, Кеоладео, Сундарбан и Нанда Деви, пещерные храмы Аджанта, Эллора,Элефанта, храм солнца в Конараке, руиы Хампи, гробница Хумаюна, Тадж-Махал, минарет Кутб-Минар, католические монастыри  Гоа, форт в Агре,красный форт(Дели), группа памятников в городе Махабалипурам,храм Махабодхи, горные железные дороги Индии и другие; 
— в Непале (4) — Лумбини (место рождения Будды в 563 г. к н.э.), долина Катманду, национальные парки Читауен и Сагарматха; 
— в Пакистане (6) — археологические памятки Мохен-джодаро, Таксила, руины буддийских храмов Тахт-и-Бахи и Сахри-Бахлол, исторические монументы Тхатти, форт и сады Шалимара (Лахор); 
— в Шри-Ланке (7) - священные места Анурадхапура и Канди, давние города Полоннарува и Сигирия, золотой храм Дамбулла, национальный парк Сингараджа, исторический центр г. Галл. 
    В последние десятилетия развитие туризма в регионе тормозится из-за политической и военной конфронтации между Индией и Пакистаном, межэтнической враждой в Шри-Ланке, политической нестабильностью в Бангладеш. 
 

Заключение.

  Поступательное  развитие парламентской демократии  в Индии, ее стремление к  стабилизации обстановки в регионе,  поддержка ею буржуазно-демократических  движений в соседних странах,  с одной стороны, и попытки  добиться эволюционной демократизации  режимов в странах-соседях - с  другой, отвечают современным внешнеполитическим  интересам держав глобального  уровня. Усилия Индии по развитию  собственного экономического потенциала, по преодолению отсталости стран  региона, ее подход к созданию  модели всеобщей экономической  безопасности заслуживают поддержки. 

Информация о работе Индийско-пакистанские отношения