Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является – изучение теоретико-методологических основ и предпосылок инфляционного регулирования в развитых странах.
В исследовании выделим следующие задачи:
-изучение сущности инфляционного процесса в развитых странах и его факторов;
-рассмотрение основных положений инфляционного процесса и регулирования в развитых странах;
-характеристика механизма инфляционного регулирования в развитых странах на современном этапе.
Объект исследования – инфляция в развитых странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ И
ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………......

1.1 История возникновения инфляции…………………………………..
5
1.2 Виды и измерение инфляции………………………………………..
7
1.3 Характер инфляционных процессов………………………………...
10
2. ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИИ

2.1 Сущность монетаристской теории инфляции………………………
12
2.2 Значение монетаристской теории……………………………………
17
2.3 Недостатки монетаристской теории…………………………………
20
3. АНАЛИЗ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИИ В
РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………………….

3.1. Динамика показателей инфляции в развитых странах…………….
27
3.2. Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых
странах…………………………………………………………………….

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......
52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

монетарная теория инфляции.doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

Значительная доля факторов роста является результатом мягкой монетарной политики и господдержки, то есть факторов посткризисной стабилизации, близких к исчерпанию и уже создавших некоторый навес диспропорций. Тем не менее, фундаментальные факторы и проявляющиеся риски пока не имеют достаточного негативного потенциала для перелома восходящего тренда на товарных рынках. Готовность ФРС США поддержать экономику новой программой смягчения кредитно-денежной политики может возобновить приток ликвидности на товарные рынки, способствуя продолжению роста котировок цен на нефть. Конъюнктурный фактор – Открытие Международным энергетическим агентством своих резервов для поставки нефти на мировой рынок – так же оказалось недостаточным для перелома восходящей ценовой динамики. Хотя снижение цен на энергоносители могло бы стимулировать рост промышленности США и других стран-импортеров, объем поставок IEA оказался для этого недостаточным и покрыл только 2,3% от ежедневного мирового потребления нефти. Таким образом, видя необходимость перехода к циклу ужесточения денежно-кредитной политики и ощущая растущее давление на экономику долговой нагрузки и угрозу суверенных дефолтов, развитые страны, из-за слабости экономики, не в состоянии приступить к реализации полномасштабных мер консолидации, что повышает риски формирования новой рецессии. Одновременно мягкая кредитно- денежная политика развитых стран будет поддерживать приток ликвидности на мировых товарных рынках, способствуя сохранению цен на нефть на относительно высоком уровне. Однако в среднесрочном периоде будут существовать риски снижения темпов роста, включая угрозу того, что глобальный экономический подъем может быть неустойчивым. На этом фоне возможности для противодействия шокам за счет механизмов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики будут существенно более ограниченными, чем в период восстановления после кризиса 2009 года. В условиях реализации существующих рисков на мировых товарных рынках спрос существенно сократится, что приведет к формированию устойчивого нисходящего тренда цен на нефть.

 

3.2 Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых

странах

 

В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют денежные агрегаты или валютные курсы. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование» [19, с.78].

По мнению ряда специалистов, денежно-кредитную политику многих стран можно в той или иной степени охарактеризовать как инфляционное таргетирование. Например, известный американский экономист Дж. Тэйлор полагает, что денежно-кредитная политика США опирается на эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно этому правилу, Федеральная резервная система (ФРС) регулярно корректирует процентную ставку по федеральным фондам, реагируя на отклонения внутреннего производства от своего потенциального объема и инфляции - от прогнозного уровня.

Некоторые страны выбрали инфляционное таргетирование, потому что достижение стабильности цен (то есть низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.

В первое время угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:

- предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;

- создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

  1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
  2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах.
  3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.
  4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках [20, с.75].
  5. Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующего инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения.
  6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
  7. С тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время целесообразно сохранить «валютный коридор».
  8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

В заключительный период целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Как показывает опыт, попытки властей достигнуть других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен.

Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая шквал критики, особенно со стороны представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое "создание" инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции.

Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем.

Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.

Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий. Первое условие - центральный банк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя ни в одной стране он не может быть полностью независим от правительства, банк должен, по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа "фискального доминирования", то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных заимствований у центрального банка и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка.

Кроме того, правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики. На практике это может найти отражение в достаточно "безобидных" на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.

Второе условие, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности валютного курса, центральному банку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.

Однако неограниченная свобода действий центрального банка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центральным банком оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства [17, с.44].

Выполнив два основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще ряд мероприятий:

- разработать модель или методологию  прогнозирования инфляции;

- установить количественные показатели  инфляции на предстоящий период;

- заверить участников рынка, что  инфляционные цели превалируют  над всеми остальными;

- подобрать подходящий монетарный  инструментарий, который позволит снизить инфляцию до целевых ориентиров;

- создать технические и институциональные  предпосылки моделирования и прогнозирования внутренней инфляции;

- определить лаг между моментом  применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию;

-исследовать степень эффективности  отдельных монетарных инструментов.

Кроме того, определение целевого ориентира инфляции, или инфляционной цели включает: выбор типа индекса цен; постановку цели с точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых значений или отказ от инфляционного ориентира в случае возникновения особых обстоятельств.

В начале 90-х годов 7 индустриально развитых стран решили перейти к инфляционному таргетированию. Первыми были Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999г. инфляционное таргетирование использует Европейский центральный банк. В свое время Европейский валютный институт ограничил число вариантов денежно-кредитной политики в еврозоне двумя, а именно - определением целевых денежных агрегатов и инфляционным таргетированием. В настоящее время в еврозоне используется комбинация денежного таргетирования, исходящего из установления ориентира денежного агрегата МЗ, и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.

Причина такого выбора - неудачный опыт таргетирования денежных агрегатов или поддержания фиксированного валютного курса. В Новой Зеландии и Канаде инфляционное таргетирование сначала использовалось для снижения темпов инфляции, которая в 80-е годы по меркам западных стран была у них достаточно высокой. Поскольку опыт борьбы с инфляцией оказался успешным, остальные пять стран переняли инструментарий инфляционного таргетирования, несмотря на то, что темпы инфляции у них были сравнительно низкими. Отметим, что названные семь стран в отличие от Германии, Японии, Швейцарии и США за последние тридцать лет не добились значительных успехов в борьбе с инфляцией. По мнению участников рынка, в то время их национальная денежно-кредитная политика испытывала ощутимый недостаток доверия. Поэтому, перейдя к инфляционному таргетированию, власти пытались не только снизить темпы инфляции, но и повысить авторитет своей экономической политики [16, с.56].

Объявление инфляционной цели. Подходы к объявлению целевых ориентиров инфляции различаются по странам. В Австралии, Финляндии и Швеции центральные банки изначально называли целевые ориентиры инфляции без официального согласования с правительством. В Канаде и Новой Зеландии они с самого начала были результатом договоренности между министром финансов и управляющим центральным банком. Вскоре к этому пришли и другие страны. Там, где инфляционная цель изначально объявлялась центральным банком самостоятельно, впоследствии в большинстве случаев ориентиры инфляции стали утверждаться правительством. Хотя ни в одном учредительном документе центральных банков инфляционное таргетирование не упоминается, целевые ориентиры инфляции считаются своеобразной интерпретацией других целей денежно-кредитной политики - достижения валютной или ценовой стабильности.

Информация о работе Инфляционное таргетирование и его особенности в развитых странах