Интеграционные объединения мира: Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении истории создания ЕС, его современного состояния, а также отношений ЕС и России.
На пути достижения этой цели, был поставлен ряд задач:
- выявление проблем регионального развития Европейского союза;
- рассмотрение проблема безработицы;
- исследование проблем внешнего долга;
- институты Европейского союза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ, ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА…………………………………………………………………...…………..4
1.1. Предпосылки создания Европейского союза……………………………….4
1.2. Этапы развития Европейского союза………………………………………..7
1.3. Институты Европейского союза……………………………………………10
2. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ……………………………………………………………………………...15
2.1. Проблемы регионального развития………………………………………..…15
2.2. Проблема безработицы………………………………………………………..17
2.3. Проблема внешнего долга…………………………………………………….20
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ…………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая ЕС.docx

— 137.82 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


 

 

Кафедра «Правовое регулирование и экономика таможенного дела»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

на тему:

 

«Интеграционные объединения мира: Европейский союз».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Бебнева Анастасия

Группа ЮТД-319

 

 

 

 

Проверил:

Кандидат технических наук,

Доцент

Подсветова Т.В.

 

 

 

 

Москва  2012

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3

 

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ, ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА…………………………………………………………………...…………..4

    1. Предпосылки создания Европейского союза……………………………….4
    2. Этапы развития Европейского союза………………………………………..7
    3. Институты Европейского союза……………………………………………10

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ……………………………………………………………………………...15

2.1. Проблемы регионального развития………………………………………..…15

2.2. Проблема безработицы………………………………………………………..17

2.3. Проблема внешнего долга…………………………………………………….20

 

 

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ…………………………………………………………………………….23

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Интеграция - это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального, хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенные на потребности региона в целом; процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы от национальных перегородок; создание единого внутреннего рынка; рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения.

 

Европейский Союз (ЕС) — экономическое объединение стран Западной Европы, которое характеризуется отменой таможенных пошлин, других ограничений в торговле между участниками, устранением препятствий во взаимном движении товаров, капиталов, рабочей силы, а также созданием общей денежной единицы и общих органов управления национальными хозяйствами.

 

В связи с этим, объектом данной работы является Европейский союз.

 

В условиях  научно - технического прогресса все большую актуальность приобретает проблема взаимодействия государств, которое выражается как в политических, так и в экономических отношениях. Для регулирования межгосударственных отношений, а также принятия решений, касающихся глобальных проблем, существуют специальные международные организации, в частности Европейский союз. 

Предметом являются предпосылки создания, этапы развития и формы интеграционного объединения Европейского союза.

 

Цель данной работы заключается в рассмотрении истории создания ЕС, его современного состояния, а также отношений ЕС и России.

 

На пути достижения этой цели, был поставлен ряд задач:

 

- выявление проблем регионального развития Европейского союза;

- рассмотрение проблема безработицы;

- исследование проблем внешнего долга;

- институты Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ, ФОРМЫ  ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

 

 

 

    1. Предпосылки создания Европейского союза.

 

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.  Основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета.

 

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции - Роберта Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики.

 

Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

 

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

 

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались, или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

 

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС).

 

В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС.

 

Вплоть до 1970-х годов не было никаких расширений; Великобритания, до того давшая отказ вступать в сообщество, после Суэцкого кризиса поменяла свою политику и подала заявку на членство в сообществе вместе с Данией, Ирландией и Норвегией. Однако французский президент Шарль де Голль наложил вето на весь план расширения, опасаясь «американского влияния» Великобритании.

 

Как только де Голль покинул занимаемый им пост, возможность вступить в Сообщество вновь открылась. Вместе с Великобританией Дания, Ирландия и Норвегия подали заявки и получили одобрение, однако норвежское правительство проиграло национальный референдум по членству в Сообществе и, следовательно, не вступало в Сообщество 1 января 1973 года наравне с другими странами. Гибралтар - британская заграничная территория - был присоединён к Сообществу с Великобританией.

 

В 1970 году произошло восстановление в Греции, Испании и Португалии демократии. Греция (в 1981 г.), а за ней и обе иберийские страны (в 1986 г.), получили допуск в сообщество. В 1985 году Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из состава Европейского сообщества. Марокко и Турция подали заявки в 1987 году, Марокко отказали, поскольку не сочли европейским государством. Заявление Турции было принято к рассмотрению, но лишь в 2000 году Турция получила статус кандидата, и лишь в 2004 году начались официальные переговоры о вступлении Турции в Сообщество.

 

В 1989-1990 годах закончилась холодная война, 3 октября 1990 года Восточная и Западная Германия были воссоединены. Следовательно, Восточная Германия стала частью сообщества в составе единой Германии. В 1993 году Европейское сообщество стало Европейским союзом на основании Маастрихтского договора от 1993 года. Часть государств Европейской Ассоциации Свободной Торговли, граничивших со старым Восточным блоком ещё до окончания холодной войны, подала заявки на вступление в Сообщество. В 1995 году Швеция, Финляндия и Австрия были приняты в Европейский союз.

 

Это стало 4-м расширением Европейского союза. Норвежское же правительство провалило в то время второй национальный референдум по членству. Конец холодной войны и «западнизация» Восточной Европы поставили ЕС перед необходимостью согласовать стандарты для будущих новых членов, чтобы оценить их соответствие. По Копенгагенским критериям было решено, что страна должна быть демократией, иметь свободный рынок и быть согласной принять всё право Европейского союза, уже согласованное ранее.

 

8 из этих стран (Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов.

 

В новогоднюю ночь Болгария и Румыния стали членами Европейского союза. Таким образом, количество стран - участниц увеличилось до 27 (табл. 1 - Приложение).

 

Дальнейшее расширение открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре. Является ли страна европейской, определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.

 

 

 

 

    1. Этапы развития Европейского союза.

 

 

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

 

    1. 1957  - 1968 гг. Создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам.

Первым импульсом для создания зоны свободной торговли, а также общего рынка стал Парижский договор (1951 г.), установивший первую форму секторального объединения, отнесенного к рынку угля и стали. Зона свободной торговли, означающая упразднение таможен, а также нетарифного ограничения и двойного тарифного обложения в торговле между странами-членами, начала действовать только спустя восемь лет после подписания Парижского договора, когда 1 января 1959 г. были снижены таможенные тарифы между странами, входившими в состав Европейского экономического сообщества. Зона свободной торговли создавалась до 1968 г., когда вступил в силу таможенный союз. Созданию зоны свободной торговли способствовало (а точнее – ее упреждало) введение преференций в торговле, которые частично исключали таможенные сборы в торговом обороте вплоть до получения конечного результата – нулевой таможенной ставки внутри ЕЭС, что произошло по прошествии десяти лет от момента начала экономической интеграции.

С точки зрения общих целей экономической интеграции зона свободной торговли служила кроме всего прочего снижению уровня цен. Как известно, таможенные сборы являются важным элементом ценообразования. С большой долей обобщения и не вдаваясь в подробности микро- и макроэкономического анализа, можно сказать, что глобальный эффект этой фазы объединения выразился в росте общего благосостояния потребителя, решении вопроса выбора производителя и при этом нашел выражение в увеличении уровня продукции (понижение стоимости продукции) и уровня товарооборотов.

 

    1. 1968–1987 гг. Создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран.

Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом. Если в зоне свободной торговли страны-участницы снижают таможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определять ставки таможенных сборов в отношении третьих стран, конкурируя между собой на внешних рынках, то в случае таможенного союза страны-участницы согласовывают таможенные тарифы в отношении третьих стран. Таким образом, они проводят общую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что на конкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зоны свободной торговли решающее воздействие оказывала ставка таможенных сборов, а не очевидная стоимость производства товаров. В результате в странах – участницах возрастает производство, усиливается экономическое сотрудничество, углубляется взаимный торговый обмен. Торговля же с третьими странами отвечает различным модификациям или даже некоторым ограничениям в интересах интеграционного объединения; углубляется производственная специализация, что в результате приводит к росту предложения товаров и услуг (эффект производства), сочетающемуся с повышенной потребительской способностью отдельных клиентов (домашних хозяйств), а в конечном итоге наступает рост ВВП.  
Основываясь на исследованиях результатов введения таможенного союза в ЕС, отметим, что он должен привести к росту ВВП на 4.3–6.4%, причем этот рост наполовину обеспечивается исчезновением торговых барьеров, а наполовину – ростом конкуренции.  
Можно сказать, что в настоящее время не подлежит сомнению: динамические эффекты таможенного союза многообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступает снижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует также демонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенного союза приводит к изменениям в существовании монопольного и даже олигархического производителя, т.е. способствует дроблению или ограничению деятельности монополии. Если местный производитель не учел иностранной конкуренции в своей деятельности, используя свое доминирующее положение на рынке, то в условиях таможенного союза из-за снижения цен доходы производителя снижаются, постепенно он теряет свое привилегированное положение, а выигрывает потребитель.

Информация о работе Интеграционные объединения мира: Европейский союз