Интеграция: понятие,признаки,предпосылки,формы,экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

П Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1 Сущность международной экономической интеграции………………4
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции……………………………………………………………….....4
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции……………7
1.3 Признаки интеграции………………………………………………………8
1.4 Формы и этапы интеграционных процессов………………………….…10
2 Последствия международной экономической интеграции……………..12
3 Этапы экономической интеграции Беларуси, Казахстана, России и других государств…………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат ИНТЕГРАЦИЯ.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

• Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

            Большинство интеграционных объединений  мира начинались с нескольких  соседних стран, расположенных  на одном континенте, в непосредственной  географической близости друг  от друга, имеющих транспортные  коммуникации и нередко говорящих  на одном языке. К изначальной  группе стран - интеграционному  ядру, - ставших инициаторами интеграционного  объединения, подключались другие  соседние государства.

• Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

           Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект.

          В странах, создавших интеграционные  объединения, обычно происходят  положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического  роста, снижение инфляции, рост  занятости и т.д.), что оказывает  определенное психологическое воздействие  на другие страны, которые, конечно,  следят за происходящими изменениями.  Демонстрационный эффект проявился,  например, наиболее ярко в желании  многих стран бывшей рублевой  зоны как можно быстрее стать  членами ЕС, даже не имея для  этого сколько-нибудь серьезных  макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино».

         После того как большинство  стран того или иного региона  стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся  за его пределами, неизбежно  испытывают некоторые трудности,  связанные с переориентацией  экономических связей стран, входящих  в группировку, друг на друга.  Это нередко приводит даже  к сокращению торговли стран,  оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не  имея существенного первичного  интереса в интеграции, высказывают  заинтересованность в подключении  к интеграционным процессам просто  из-за опасения остаться за  ее пределами. Этим, в частности,  объясняется быстрое заключение  многими латиноамериканскими странами  соглашений о торговле с Мексикой  после ее вхождения в Североамериканскую  зону свободной торговли - НАФТА.

 

1.3 Признаки интеграции

 

         Таблица 1-Экономическая интеграция.

Признаки интеграции

1) взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

2) необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции

1) развитая инфраструктура;

2) наличие политических  решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).

Уровни интеграции

1) макроэкономический (государственный  уровень);

2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).

         Развивающиеся страны создают  интеграционные группировки для  преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся  странах составляет приблизительно  от 35 до 40.

         Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина,  Бразилия, Парагвай и Уругвай.  Целями группировки являются - снижение  бюджетного дефицита, преодоление  кризиса.

Цели и значения международной экономической интеграции:

1.Использование преимуществ  экономии от масштаба за счет  расширения размеров рынка, сокращения  трансакционных издержек.

2.Создание более стабильной  и предсказуемой среды для  взаимной торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е.  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества участвующих стран  в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических  областях.

3.Создание блока стран  для участия в многосторонних  торговых и иных переговорах.

4.Содействие структурной  перестройке экономики стран,  осуществляющих глубокие экономические  реформы, при подключении их  к региональным торговым соглашениям  со странами, находящимися на  более высоком уровне рыночного  развития.

5.Поддержание молодых  отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае  возникает более широкий региональный  рынок.

6.Достижение наиболее  высокой эффективности производства.

7.Возможность регуляции  социально-экономических процессов  на региональном уровне.

8.Насыщение рынка товарами.

9.Обеспечение экономической  и политической консолидации  и международной военной безопасности.


 

        Таблица2 –Преимущества и недостатки интеграции

Преимущества  экономической интеграции

Недостатки  экономической интеграции

1.Увеличение размеров  рынка - действие сквозь масштабы  производства (для стран с малой  емкостью национального рынка), на  этой основе необходимо определение  оптимального размера предприятия.

2.Растет борьба между  странами.

3.Обеспечение лучших условий  торговли.

4.Расширение торговли  параллельно с улучшением инфраструктуры.

5.Распространение новых  технологий.

1.Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор  между ТНК стран- участниц , что  приводит к повышению цен.

3.Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

 


.

 

1.4 Формы и этапы  интеграционных процессов

 

        Таблица 3- Формы и этапы интеграционных процессов


тип интеграции

признаки

1)зона свободной торговли

Форма соглашения, когда  участники

договариваются о снятии таможенны                      тарифов и квот в отношении друг друга.

При этом к третьим сторонам- у каждого своя политика. Пример: НАФТА,АНЗСЕРТА,  раньше ЕЭС.

2)таможенный союз

Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия.Пример: ЕЭС.

3)общий рынок

Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процесс решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей.

4)экономический союз

Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные(надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

5)валютный союз

Форма экономического союза  и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

1)согласованное (совместное) плавание национальных валют;

2)установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3)создание единой региональной валюты;  4)формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.

6)полная экономическая  интеграция

Единая экономическая  политика и, как следствие, унификация законодательной базы.Условия:

-общая налоговая система;

-наличие единых стандартов;

-единое трудовое законодательство и т.д.


 

 

        Таблица 4- Ступени развития экономической интеграции

  Ступени                         Сущность                                          Примеры


Зона свободной        Отмена таможенных пошлин в     ЕЭС в 1958–1968

 торговли                  торговле между странами –           ЕАСТ с 1960

                                    участниками интеграционной       НАФТА с 1988

                                    группировки                                      МЕРКОСУР с 1991


Таможенный           Унификация таможенных               ЕЭС в 1968–1986

  союз                       пошлин в отношении третьих         МЕРКОСУР с 1996

                                   стран


 Общий рынок        Либерализация движения ресур-    ЕЭС в 1987–1992

                                    сов (капиталов, рабочей силы и

                                    т.д.) между странами – участни-

                                    ками интеграционной группи-

                                    ровки


 Экономический      Координация и унификация              ЕС с 1993               

   союз                        внутриэкономической политики                                           

                                   стран-участников, включая пере-

                                    ход к единой валюте


 Политический         Проведение единой внешней             Пока примеров

   союз                          политики                                                нет


2 Последствия международной экономической интеграции

 

           Современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени и в пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.

            Статические эффекты определяют  экономические последствия международной  интеграции, полученные непосредственно  после осуществления мероприятий  по консолидации экономик двух  или нескольких стран. 

              Динамические эффекты оценивают  экономические последствия международной  интеграции на перспективу, проявляющиеся  на более поздних стадиях функционирования  таможенного союза.

 Как правило, расчеты  статического эффекта сводятся  к сопоставлению результатов  переориентации потребителей в  одной стране в связи с закупкой  товара или фактора производства  у более эффективного участника  интеграционной связи в другой  стране.

            При этом учитывается эффект от наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой интеграционной формы. В расчетах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.

 

 

 

 

 

 

3 Этапы экономической интеграции Беларуси, Казахстана, России и других государств

 

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС) (2001)  → Таможенный союз (2010)  → Единое экономическое  пространство (2012)  → Евразийский  экономический союз (~2015)  → Евразийский  Союз (после 2015)

Единое экономическое  пространство (ЕЭП) — проект экономической интеграции трёх государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз.

ЕЭП должно быть создано  на территории России, Белоруссии и  Казахстана к 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП  начнут работать с июля 2012 года

 

Базовые документы  для вступления в Единое Экономическое  Пространство

 

Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы[2]:

1.Соглашение о согласованной макроэкономической политике

2.Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий

3.Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере элетроэнергетики, транспортировки газа

4.Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования

 

Органы Единого  Экономического Пространства

 

Высший Евразийский  экономический совет — орган, состоящий из глав государств и глав правительств.

Евразийская экономическая  комиссия — новая структура, которая должна начать работу с 1 января 2012 года. Она придет на смену комиссии Таможенного союза, которая прекратит существование 1 июля 2012 года. Комиссии будут постепенно передаваться национальные полномочия (полномочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии.

Информация о работе Интеграция: понятие,признаки,предпосылки,формы,экономические последствия