История российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Геополитическая стратегия Китая должна одновременно преследовать две цели, определенные в августе 1994 г. Дэн Сяопином: «Первое – противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе – создать новый международный политический и экономический порядок». Первая задача, очевидно, направлена против интересов США и имеет своей целью уменьшить американское превосходство, тщательно избегая при этом военного столкновение, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. Вторая задача – пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией, в которой наверху располагаются США, при поддержке Европы (или Германии) на крайнем западе Евразии и Японии на крайнем Востоке.

Содержание работы

Введение
1. История российско-китайских отношений
2. Географическое положение и население Китая
3. Демографическая политика Китаяjavascript:activate_paper(1295713)
4. Преимущественно экстенсивный характер экономического роста КНР
5. Внешнеэкономические связи КНР
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

контрольная ГЕОПОЛИТИКА.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

К концу XX в демографическая  нагрузка на китайские части российско-китайских  речных бассейнов превышает российскую в 17 раз. Немалая часть китайцев (по российским стандартам) вовлечена в  различные формы проникновения  на юг Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, а также на территории Казахстана и Киргизии, куда также активно проникают китайские казахи и киргизы. Не сняли китайцы и своих претензий в отношении Горно-Бадахшанской области в Таджикистане.

Если учесть, что население  Средней Азии удваивается через  каждые 23 - 25 лет, а его расселение жестко ограничено пустынями и высокогорными  территориями, то не исключено, что внимание узбеков, казахов, киргизов, как и китайцев, может быть привлечено к жизненным пространствам Алтая, Сибири. Пока же в Средней Азии идет борьба за перераспределение сфер национального влияния и пересмотр нарезанных в начале 20-х годов XX в. границ. Так, Ферганская долина после развала СССР превратилась в объект острых территориальных разногласий между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Сейчас таких территориальных споров между тремя бывшими советскими республиками более десятка Они принесли уже кровь и трагедии для тысяч людей. Эти военные конфликты «выдавливают» в основном русское население (но не только русское) в Россию. Но в этно-территориальные конфликты, происходящие в Средней Азии, Казахстане, Киргизии, могут вмешаться не только этнические казахи и киргизы Китая, а также уйгуры, монголы, тибетцы, проживающие на Северо-Западе КНР, во внутренней Монголии. Что касается внешней Монголии, то территория им не нужна, жизненного пространства им хватает, но подпирает с юга могучий сосед - Китай.

 

4. Преимущественно  экстенсивный характер экономического  роста КНР

 

Китай - крупнейшая в мире аграрно-индустриальная держава, поэтому  главной стратегической целью КНР  стал выход на первые позиции в  мире по уровню промышленного производства. Для ликвидации отсталости, для повышения уровня ВВП, как совокупного, так и в расчете на душу населения, Китаю необходимо поддерживать достаточно высокие темпы своего развития.

Специфические условия развития Китая можно свести к нескольким группам факторов:

  1. самая важная из них — ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал и низкая стоимость рабочей силы;
  2. фактор, до сих пор не оцениваемый в России, — планомерное государственное регулирование инвестиций и развития экономической сферы жизни общества;
  3. планирование (в первую очередь) освоения высоких технологий, динамично растущего экспортного потенциала;
  4. самый крупный в Евразии рынок;
  5. ускоренное наращивание военной мощи;
  6. все большее негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку и т.д.

Проблема перехода КНР  к интенсивному типу воспроизводства  экономики заключается, прежде всего, в огромной численности населения. Большая численность населения в свое время стимулировала развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. В стране возникла огромная масса мелких технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т. п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей, хронический дефицит сырьевых, энергетических и водных ресурсов.

В результате следующие особенности  характеризовали экстенсивный путь развития КНР:

  1. обвальное падение эффективности производства;
  2. увеличение числа убыточных предприятий и размеров убытков, низкая эффективность государственных предприятий;
  3. рост неплатежей и государственного долга;
  4. увеличение числа безработных (официальная цифра около 3% неофициальные китайская безработица оценивается выше 20%, особенно в экономически отсталых районах);
  5. отрицательное воздействие на окружающую среду.

Кризис экстенсивной модели особенно ясно обнаружился в 1992 - 1996 гг., когда стало ясно, что сверхвысокие темпы роста экономики КНР  носят разрушительный характер. Был выработан проект экономического и социального развития Китая на 1996 - 2010 гг., который утвержден сессией ВСНП в марте 1996 г.

Стратегией дальнейшего  экономического развития Китая стала  концепция «двух стратегических переходов»: от традиционной плановой экономики к системе социалистической рыночной экономики и от экстенсивной формы роста к интенсивной.

Переход на интенсивную модель развития КНР осуществляется под  четким руководством коммунистической партии и правительства. В «Программе 2010» четко сформулированы основные принципы управления переходным процессом: макрорегулирование, единое государственное планирование (в модифицированной форме), нормативное рыночное регулирование. Предусматривается широкое использование правовых и административно-политических методов управления.

Конкретные экономические  показатели и темпы роста прогнозируются достаточно осторожно, поскольку считается, что переход будет связан с усилением социально-политической напряженности в обществе, возможны различные конфликты, которые смогут повлиять на реализацию планов.

Структура экономики Китая  носит явный отпечаток аграрно-индустриального  национального хозяйства.

Характерная черта современной  китайской экономики - зависимость  ее от внешнего рынка. По темпам роста экспорта-импорта Китай является одним из лидеров в международной торговле. Во второй половине 1990-х годов показатели роста внешней торговли КНР достигли 25%. Страна является девятым в мире экспортером товаров, на долю которого приходится 3,5% мирового экспорта. Самой конкурентоспособной продукцией является обувь и одежда. Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция страны представлена во всех странах на всех континентах. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине.

Правительство особенно заинтересовано в развитии химической отрасли промышленности, особое внимание уделяется производству химических удобрений, пластмасс, синтетических волокон. Рост производства данной отрасли вывел Китай в лидеры по изготовлению азотных удобрений.

Кроме того, Китай занимает первое место в мире выпуску обуви. В настоящее время наблюдается  значительный прогресс в китайском  машиностроении и электротехнической индустрии. Осуществляется повсеместное применение иностранных технологий в производстве. Благодаря заданным приоритетам развития новых секторов экономики, КНР занимает ведущие позиции в мире по выпуску электробытовой техники. Страна находится на первой позиции в мире по производству высококачественных телевизоров. Кроме телевизоров страна поставляет на мировой рынок видеомагнитофоны, стереосистемы, компьютеры. Вместе с тем, имеется некоторое отставание КНР в других областях рынка электроники, например в производстве полупроводников. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны ЕС имеет высокие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных ТНК. Одновременно с ними, в северных и внутренних районах, базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие продукцию - подделки иностранных фирм, отличающуюся низким качеством и такой же ценой. В странах с малым уровнем доходов (в основном, Россия и страны СНГ) эта продукция пользуется повышенным спросом.

В результате топографических  и климатических особенностей карты  Китая, только 10% земель пригодны для  растениеводства. Из них более половины неорошаемые, остальные разделены приблизительно поровну между площадями, отведенными под рис и искусственно орошаемыми землями. До 1980-х гг. около 80% населения Китая напрямую зависели от сельскохозяйственной деятельности. Правительство всемерно поощряло развитие занятости населения в смежных отраслях экономики: торговле, транспорте, кустарном производстве. Уже к середине 1980-х гг. непосредственно растениеводство и животноводство составляли менее половины всей сельскохозяйственной продукции. Перед страной остро встала проблема разрушения почв и лесов. Программа восстановления лесных массивов провалилась: вырубка лесов шла опережающими темпами. Основные лесные ресурсы Китая находятся в Цилиньских горах и на Юннаньском плато. Западный Китай (Тибет, Синьцзян-Уйгурский район) имеют небольшое сельскохозяйственное значение, здесь преобладает животноводство и ирригируемое земледелие. Основная продовольственная культура – рис, выращивается преимущественно в южных провинциях страны. Урожаи риса здесь собирают по два раза в год. На Севере культивируют пшеницу, а в центральных провинциях посевы риса и пшеницы представлены в равной степени. На Северо-

Востоке Китая выращивают просо и гаолянь. Большая часть  урожая ячменя собирается на Северо-Востоке  и Севере страны; здесь же выращивают сою. В центральных и северных районах - кукурузу, на Юго-Востоке - чай. Хлопок выращивают в центральных и, в меньшей степени, на Юго-Востоке и на Севере Китая, в южных и центральных провинциях - табак. Сельское хозяйство механизировано слабо, но значительных прогресс был достигнут в искусственном орошении земель.

Животноводство в Китае  имеет приоритетное развитие. Китай - главный в мире производитель  свинины, домашней птицы. Начиная с  середины 1970-х гг. правительство  поощряло увеличение поголовья скота. Китай - традиционно рыболовецкая держава. Ведется интенсивный лов морепродуктов в прибрежных морях и внутренних водоемах. В последнее время развитие получило искусственное разведение креветок, идущих на экспорт.

С середины 80-х по конец 90-х  годов произошло неуклонное снижение экспорта сырья (его доля в совокупном экспорте уменьшилась в 4,5 раза). В  настоящее время Китай экспортирует уголь (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Японию), до половины экспорта составляет продовольствие овощи, фрукты, рыба, морепродукты (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44%). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.

Все железные дороги Китая  принадлежат государству и находятся  в ведении Министерства путей сообщения. Основные железнодорожные направления: Северо-Восточный район (сеть дорог была построена русскими и японцами до 1949 г.) и внутренние линии, соединяющие Юг и Север и Запад и Восток страны соответственно. Кроме того, государству принадлежит множество небольших дорог, соединяющих шахты, фабрики, фермы, леспромхозы. Правительство стимулирует развитие местного железнодорожного строительства с целью стимулирования экономического развития провинций. Долгое время основным грузом железнодорожных перевозок был уголь. Неравномерность распределения угольных бассейнов вызвала необходимость транспортировки больших объемов топлива с Севера на Юг страны. Увеличение добычи нефти и газа привело к дополнительному росту строительства дорог. После 1949 г. стало развиваться строительство железных дорог в труднодоступных западных районах.

Первое шоссе было построено  в Китае в 1913 г. в провинции Хуннань. В наши дни вся автодорожная сеть Китая делится на три категории:

1) государственные, провинциальные  и региональные шоссе политической, экономической и военной важности;

2) местные шоссе вторичной  важности, используемые округами  и коммунами;

3) шоссе специального  назначения, используемые предприятиями,  шахтами, леспромхозами, военными гарнизонами.

Самое поразительное достижение автодорожного строительства - Тибетское  шоссе - самое высокогорное и протяженное  шоссе в мире. На самом деле это  система из трех автодорог, соединяющих  Тибетский автономный район с  провинцией Сычуань, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Цинхай. Постоянно идет строительство автодорог в сельской местности, что должно стимулировать оптовую торговлю, развитие рыночных отношений и тесную интеграцию сельских районов с промышленными городами.

Обширные территории Китая  способствуют развитию именно авиационного транспорта. Китайская гражданская  авиация подразделяется на две категории: общего назначения (перевозка пассажиров и грузов) и специальную (научная, сельскохозяйственная и т. п.). Цель гражданской авиации - развитие тесных связей между труднодоступными провинциями и городами-коммерческими и промышленными центрами, обслуживать запросы сельского хозяйства, лесоводства, геологической разведки. До 1950-х гг. международные авиаперевозки Китая полностью зависели от СССР: вся связь с внешним миром осуществлялась через московские аэродромы, откуда советские самолеты доставляли грузы и пассажиров. С конца 1950-х гг. китайская авиация стала самостоятельно налаживать связи с внешним миром. Было установлено воздушное сообщение с США, Западной Европой, странами Африки и Западной Азии. После 1980 г. (года открытия воздушного сообщения с Гонконгом) объем авиаперевозок резко возрос. Первый современный аэропорт был построен в Пекине в 1958 г. В 1980 г. он был расширен, были построены международные аэропорты в Шанхае и Кантоне. В Гонконге действует крупнейший международный аэропорт - настоящее чудо современных технологий.

На протяжении 8 700-мильного побережья Китая расположены  около 100 крупных и малых заливов, действует около 20 глубоководных портов, свободных ото льда круглый год. Выделяют две навигационные зоны Китая: северную и южную. Северная - от Амоя до Корейской границы (крупный порт - Шанхай), южная - от вьетнамской границы до Амоя (крупный порт - Кантон). Крупнейший порт Китая - Шанхай отошел на второй план после включения в состав Китая в 1997 г. Гонконга. После 1961 г., когда Китай образовал океанское пароходство, была проведена модернизация старых портов, построены новые порты. Много внимания уделяется развитию механизации грузоперевозок.

Телефонная связь Местные  и международные линии становятся все более доступными для граждан, внутренние линии обслуживают в основном крупные города, индустриальные и торговые центры.

Информация о работе История российско-китайских отношений