История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе

Содержание работы

Введение…………………………….......................................................................3

1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.
Взаимоотношение России с МВФ……………………………………………6

Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12

1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17
1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18

2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20
2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20
2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23
2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24
2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической
ситуации в стране ………………………………………………………...25
2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29
3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций
2012 года………………………………………………………………………..31
3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31
3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (новая курсовая).docx

— 105.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

    1.4 Кредитные механизмы

 

       МВФ  предоставляет в настоящее время  кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей, во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т. е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка - предоставление  валютных средств странам из  его собственных ресурсов;

2) операция  - оказание  посреднических финансовых и  технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными ("общими") и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. [25,с.18]

          Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку, или иначе заимствование, иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять более или менее равномерный спрос на различные валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Отсюда - утверждение о "кооперативном характере" МВФ, представление о нем как о, своего рода пуле валют, постоянно  циркулирующих между странами-членами.

         На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами - эмитентами этих валют.

 

           2 Анализ деятельности МВФ в России

 

          2.1 Обязанности России как члена МВФ

 

Членство  в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

Во-первых, в соответствии со статьей 8 устава обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничении, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья 14 позволяет вновь пришлым странам в течение "переходного периода" (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения. [15, с. 48]

         К числу валютных ограничений обычно относят и требование обязательной продажи экспортерами части их валютной выручки (1992 - 1998 гг. -50%. с начала 1999 г. - 75%). Действительно, это требование формально касается внешней торговли, которая относится к текущим операциям. Однако по сути дела оно направлено на сдерживание вложении в иностранную валюту, а следовательно, ограничивает вывоз капитала.  Поэтому такое требование не вступает в противоречие с обязательствами России по статье 8.

Во-вторых, статья 8 требует  от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной "корзине" и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятии и организаций, а также для статистической отчетности. [4, с.174]

В 1992 - 1993 гг. МВФ поддерживал  существовавший в то время план стабилизации - или даже фиксации - курса рубля, причем не только в качестве национальной денежной единицы России, но и как единой валюты ряда стран бывшего СССР, принадлежавших к рублевой зоне. Реализации этих целей должен был служить фонд стабилизации рубля в размере 6 млрд. дол., формирование которого предусматривалось международными программами финансовой помощи России в 1992 и 1993гг. Однако в условиях нарастания кризисных процессов в России и странах СНГ реализовать эти планы оказалось невозможным.

В условиях нарастания глубокого  финансового и валютного кризиса  власти 17 августа 1998 г., наряду с решением о переоформлении государственных ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками полученных от иностранцев финансовых кредитов (а эти меры означали практически объявление дефолта), вынуждены были пойти на смещение в сторону понижения (для рубля) и существенное расширение границ валютного коридора, которые были установлены на уровне от 6 до 9,5 руб. за 1 дол. США. Однако очень скоро верхняя граница нового коридора была "пробита", и курс рубля стал резко падать. В результате властям пришлось отказаться от фиксирования границ колебании валютного курса рубля и перешли к режиму практически свободного плавания этого курса. [7, с.118]

Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание.

         Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов таковы:

- всемерное поощрение  частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;

- усиление роли рыночных  сил в распределении и перемещении  произволе венных и финансовых ресурсов,

- полное устранение административного  контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополии,

- радикализация земельной  и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничении на куплю и продажу земли;

- укрепление банковского  сектора - усиление  эффективности  надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы,

- формирование и развитие  финансовых рынков, что предполагает  создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, секьюритизацию долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей;

          - обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

Особый упор на осуществление  структурных преобразовании делается в экономических программах  1999 г. Эти программы направлены на реформирование финансовою сектора, включая реструктуризацию банковской системы. Имеется в виду совершенствование финансовою законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

 

2.1.1 Введение конвертируемости валюты

 

Введение конвертируемости валюты после периода существования  валютных ограничении должно быть тщательно продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом. При этом властям приходится решить для себя три главные проблемы: в какой момент и как быстро устанавливать конвертируемость валюты; на кого - резидентов или нерезидентов - и в какой последовательности она должна быть распространена; при осуществлении какого рода операций - текущих, связанных с движением капиталов или тех и других - будет свободно  обмениваться  национальная  денежная единица. [18, с. 233]

Россия ввела конвертируемость рубля с самого начала осуществления  рыночных преобразований. Юридической основой такого шага послужил Указ Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. Предприятия и физические лица получили право покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Вслед за Россией и другие страны бывшего СССР - одни раньше, другие позже - также объявили свои денежные единицы конвертируемыми.

В связи с тяжелым экономическим  положением России и других государств СНГ введение конвертируемости их валют в объеме требовании статьи VIII устава МВФ (по текущим операциям) было в то время невозможным. Поэтому эти государства, воспользовавшись положениями статьи XIV, применили на первых порах режим конвертируемости валют, который распространялся  только на резидентов, т.е.  юридические и физические лица этих стран. А валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Ограничивались также и операции, как резидентов, так и нерезидентов, связанные с движением капиталов. [2, с. 61]

Охарактеризованная выше последовательность введения конвертируемости валюты в России имела свою логику.      Для  России  приоритетной задачей было создание самих институтов валютного рынка и налаживание их деятельности при обеспечении достаточно эффективного контроля над ней.

Значительное снижение темпов инфляции на протяжении 1995 - 1996 гг. , ограничение  колебаний валютного курса в  результате установления валютного коридора, увеличение объемов золотовалютных резервов российские власти сочли достаточным основанием для расширения сферы действия конвертируемости денежной единицы. В результате этого Россия с июня 1996 г. официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава МВФ. Осуществленный не без нажима со стороны МВФ данный шаг предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям и на нерезидентов.

 

2.1.2 Движение капиталов и кредитов

 

          Что касается движения капиталов и кредитов, то основной формой их регулирования по-прежнему остаются прямые ограничения операции с иностранной валютой. Российские резиденты имеют возможность открывать банковские счета и получать валютные кредиты (на срок свыше 90 дней), приобретать ценные бумаги и недвижимость за рубежом только с разрешения Центрального банка в качестве главного органа валютною контроля.

         К числу валютных ограничений обычно относят и требование обязательной продажи экспортерами части их валютной выручки (1992 - 1998 гг. -50%, с начала 1999 г. - 75%, с 2002 г. – 10%, а с 2006 обязательная продажа отменена совсем). Действительно, это требование формально касается внешней торговли, которая относится к текущим операциям. Однако по сути дела оно направлено на сдерживание вложений в иностранную валюту, а, следовательно, ограничивает вывоз капитала.  Поэтому такое требование не вступает в противоречие с обязательствами России по статье VIII. Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной "корзине" и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятии и организаций, а также для статистической отчетности.

 

2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической ситуации в стране

 

В январе 1992 г. Правительство  России официально обратилось в МВФ  за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил  России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних  экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

Информация о работе История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ