Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках. Экологическим проблемам в современных условиях начинают уделять внимание не только государственные органы власти и общественные организации, но и коммерческие компании, особенно международного формата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 5
1.1. Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии 14
ГЛАВА II. КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ КАК АКТИВАТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ В ПРИНЯТИИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КИОТСКОМУ ПРОТОКОЛУ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках. Экологическим проблемам в современных условиях начинают уделять внимание не только государственные органы власти и общественные организации, но и коммерческие компании, особенно международного формата.

Изучение проблемы охраны окружающей среды в современных международных отношениях важно тем, что позволяет изучить причины ухудшения экологии в настоящее время, найти средства предупреждения или нейтрализации негативного воздействия на окружающую среду. Тем самым обеспечив более чистую экологию будущим поколениям, не на локальном уровне, а на уровне межгосударственном, который есть глобальным, и дает возможность более эффективно координировать действия направленные на улучшение экологии, поскольку позволяет смотреть на эти проблемы более широко.

Международные отношения есть регулятором многих видов деятельности на международном пространстве, в том числе они влияют на экологическое состояние планеты. Во власти их находится управление предприятиями не только на территории одной страны, а на территории всей Земли, посредством международных соглашений и договоров межгосударственного или межкорпоративного уровня.

Киотский протокол как источник международных отношений регулирует выбросы парниковых газов в атмосферу и его изучение, как инструмента для стабилизации выбросов парниковых газов позволит более эффективно регулировать межгосударственные отношения в сфере выброса парниковых газов, особенно это относится к экономикам быстроразвивающихся стран, таких как Китай, Индия, Бразилия.

Таким образом, объектом исследования является проблема окружающей среды в современных международных отношениях.

Предметом исследования есть киотский протокол, как источник норм взаимодействия в сфере защиты окружающей среды в международных отношениях.

Цель работы: изучить роль Киотского протокола в регулировании охраны окружающей среды в рамках современных международных отношениях.

Задачи исследования:

- определить проблемы окружающей среды в современных международных отношениях;

- дать характеристику Киотского протокола, как активатора международной кооперации в сфере защиты окружающей среды;

- указать нарушения в принятии второго периода обязательства по Киотскому протоколу.

 

ГЛАВА I. Проблема окружающей среды в современных международных отношениях

 

Одной из наиболее острых экологических угроз современности является, без сомнения, глобальное изменение климата, которое особенно заметно проявляется на европейском континенте. Последствия глобального потепления могут оказаться катастрофическими, в том числе и для целлюлозного бизнеса, так как отрицательно сказываются на состоянии лесов (породном составе леса, частоте и масштабах распространения лесных пожаров) и способны подорвать ресурсную базу отрасли.

В последнее время в различных странах предпринимаются меры, направленные на смягчение климатических изменений, ограничение и сокращение выбросов парниковых газов. С 2005 г. в странах Европейского союза начинает действовать система торговли выбросами, в рамках которой предприятиям устанавливаются квоты на выбросы парниковых газов. Аналогичные системы разрабатываются в Канаде и Японии. Программы ограничения выбросов парниковых газов действуют в Австралии и в 25 штатах США.

Проблема изменения климата была включена в политическую повестку дня международного сообщества в середине 80-х годов. Тогда ученые пришли к выводу, что климатические изменения связаны с человеческой деятельностью. Впоследствии стало ясно, что проблема очень сложна и для получения максимально точных выводов и прогнозов надо объединить усилия ученых всех стран. В 1988 году Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП) учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) - форум тысяч ученых, в том числе и российских. В этом же году Генеральная Ассамблея ООН впервые рассмотрела вопрос об изменении климата и приняла резолюцию 43/53 «О защите глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества»1.

В 1990 году МГЭИК выпустила свой Первый оценочный доклад, в котором подтвердила угрозу изменения климата и призвала к подготовке специального глобального соглашения по решению этой проблемы. Призыв ученых был поддержан Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №45/212, на основании которой была разработана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК).

В 1992 году на Всемирном саммите по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро была открыта к подписанию Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК).

В ХХ в. изменения окружающей среды, вызванные хозяйственной деятельностью человека и его непрерывным наступлением на природу, приобрели глобальный характер. Одним из таких изменений стало глобальное потепление. Как и любые другие глобальные проблемы, оно требует для решения совместных действий всего мирового сообщества. Одним из таких совместных шагов стали Рамочная конвенция по климату и в развитие ее - Киотский протокол.

Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 года на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 года вступила в силу. В настоящее время Сторонами Конвенции являются более 190 стран, включая Россию, все промышленно развитые страны, все страны с переходной экономикой, а также подавляющее большинство развивающихся стран. Высший орган Конвенции - Конференция Сторон РКИК. Все решения Конференций Сторон Конвенции принимаются на основе консенсуса, так как предлагавшиеся иные принципы принятия решений согласовать не удалось. В качестве финансового механизма РКИК определен Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Фонд финансирует создание систем учета выбросов парниковых газов в развивающихся странах, проекты по адаптации наименее развитых стран к новым климатическим условиям.

В качестве конечной цели РКИК заявлена стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере «на таком уровне, который не допускал бы/ опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе». Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, такая формулировка дает возможность отстаивать национальный уровень выбросов парниковых газов, исходя из экономических интересов развития страны, а во-вторых, уровень численно нигде не оговорен и является предметом ожесточенных научных дискуссий. Очевидно, что сам термин «безопасно» для разных стран различен. Для маленьких островов или для низинной Голландии повышение уровня моря даже на 1 метр (из-за нагрева и расширения верхнего слоя Океана, а затем и из-за таяния льдов) - трагедия. Для других стран, в частности для большей части России, ничего очень страшного пока не ожидается. Поэтому споры о величине безопасного уровня, вероятно, будут вестись еще десятки лет.

РКИК не устанавливает каких-либо ограничений или запретов для конкретных видов экономической деятельности или производства. РКИК устанавливает, что «Стороны/ должны/ защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями». В данном случае сохраняется базовый принцип ООН - разделение стран на развитые и развивающиеся. «Сторонам, являющимся развиты/ми странами, следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями». Таким образом, наличие численных обязательств у России и отсутствие у Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и др2.

Итак, с принятием РКИК были заданы рамки будущего международного сотрудничества. Однако требовалось воплотить идеи и принципы на практике. Такая несколько необычная структура - «Рамочная конвенция + Протокол» - отражает новизну и сложность проблемы, ее прямую связь с основой мировой экономики: потреблением нефти, газа и угля. Было практически невозможно сразу согласовать - что и когда надо делать.

Киотский протокол был единогласно принят на Третьей конференции сторон РКИК в г. Киото. Он устанавливает обязательства развитых стран по ограничению выбросов парниковых газов в 2008 - 2012 гг. (для России - не превысить в 2008-2012 годах уровень выбросов 1990 года). Парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом, это: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Однако чтобы понять суть и структуру Протокола, надо обратиться к базовым фактам, от которых отталкивались его разработчики3.

В основе разработки Киотского протокола несколько основополагающих соображений. Они во многом необычны, и при обсуждении протокола данные соображения иногда представляются как «открытия». Однако все они были ясны и в 1997 г., и именно они предопределили тот Протокол, который существует сейчас.

Есть уверенность в антропогенном характере и причинах наблюдающихся изменений климата. Есть понимание будущей угрозы, но нет прямой причинно-следственной связи: снижение выброса - получение эффекта (например, предотвращение наводнения или засухи).

Контроль за выбросами парниковых газов затрагивает всю мировую экономику в целом. Чисто технически необходимо много времени на раскачку, надо начинать с малого - с пилотного, отладочного этапа. В итоге был выбран 5-летний период с 2008 по 2012 гг. включительно.

Парниковые газы в обычном смысле слова не являются загрязняющими веществами. Поэтому было бы неверно регулировать выбросы через предельно допустимые концентрации (ПДК) около трубы. С другой стороны, снижение их выбросов это не очистка отходящих газов и не установка каких-либо уловителей. Это замена самого производственного оборудования, энергоустановок, бойлеров и т. п., что нельзя сделать сразу, нужно время и тесная увязка с экономикой производства в целом. Поэтому был предложен основополагающий принцип торговли квотами. Киотский протокол превращался в первое международное соглашение о рыночных принципах охраны природы. Естественно, столь новаторское решение требует отладочного периода.

Если пока нет прямой климатической угрозы (малые тихоокеанские острова и зона Сахеля и др., увы, печальные исключения), то рано затягивать пояса и предпринимать принудительные меры, которые бы мешали развитию национальной экономики. В данной ситуации каждая страна может взять такие обязательства, какие она хочет (в Киото каждая страна сама определяла на сколько процентов она обязуется снизить выбросы от уровня 1990 г., а решение принималось только консенсусом). Киотский протокол не задает никаких обязательных политик и мер (в стиле единой политики Евросоюза).

Подход, при котором страна сама выбирает обязательства, означает решение двух вопросов: 1) как государство хочет повлиять на национальный бизнес и помочь ему; 2) каковы политические амбиции лидеров ведущих стран.

Первое привело к ориентации Протокола на развитие энергетики. Леса и другие поглотители СО2 из атмосферы оказались как бы не нужны. Потребовались жесткие усилия ряда стран, в частности России, чтобы леса сохранить и уравнять в правах с энергетикой. В результате они стали равными для любых межгосударственных обязательств. При этом была введена дополнительная квота на использование лесов (см. ниже).

Второе - политические амбиции - привели к драматическому финалу для США и Австралии, когда одни политики (Альберт Гор) эффектно объявили в Киото о высоких обязательствах, а другие (Джордж Буш) столь же демонстративно от них отказались. При понимании отладочной роли Киотского протокола в долгосрочной глобальной стратегии его ценность не снизилась бы, если бы США взяли в Киото более мягкие обязательства.

Несмотря на самостоятельный выбор обязательств, было решено еще раз перестраховаться и не принимать никаких финансовых санкций к нарушителям. Это записано в Марракешских соглашениях - подзаконных актах Киотского протокола, которые разработаны, но еще не приняты. Когда Протокол вступит в силу, начнется процесс принятия этих Соглашений.

Итак, в результате Киотский протокол реализовался в виде пилотного этапа. Этап призван отладить торговлю квотами и другие механизмы снижения выбросов и понять, как двигаться дальше. При этом, конечно, страны преследуют и вторичные задачи: помочь технологическому перевооружению своих экономик, достичь конкурентных преимуществ и т. п. Собственно влияние 5-летнего периода Киотского протокола на климат очень мало, но это и не являлось целью. Если бы в Протоколе преследовали цель максимального климатического эффекта, то принять такое международное соглашение было бы нереально.

В итоге были приняты обязательства по ограничению выбросов парниковых газов в среднем за 5 лет, с 2008 по2012 гг. включительно (в таблице приведены значения, где за 100% принят выброс страны в 1990 г.).

Киотский протокол дает достаточно общие формулировки и не содержит деталей выполнения обязательств. Детализация была сделана осенью 2001 г. на Седьмой конференции РКИК в Марракеше, где единогласно согласованы Марракешские соглашения - фактически подзаконные акты Киотского протокола. Они должны быть приняты на первой конференции стран-участниц Киотского протокола после его вступления в силу. К соглашениям возможны поправки, дополнения и даже изменения. Однако надо понимать, что любое изменение повлечет пересмотр всех марракешских договоренностей и перенос начала международных программ и проектов на более поздние сроки. Отказ от согласованных ранее правил также нанесет стране-нарушителю значительный политический урон.

Наиболее важной частью Марракешских соглашений, как и всего Протокола в целом, являются экономические механизмы:

- торговля квотами;

- проекты совместного осуществления (ПСО), выполняемые на территории страны Киотского протокола при частичном или полном финансировании другой страны из того же списка;

- проекты механизма чистого развития (МЧР), выполняемые на территории развивающихся стран при финансировании со стороны страны Киотского протокола.

Информация о работе Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии