Китайские евреи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Статья Фадеевой И. «Образ еврея в Китае», размещенной на сайте газеты «Еврейское слово» (выпуск №18 (241), 2005 г) знакомит читателя с трансформацией представлений о евреях в Китае.
Помимо вышеописанных статей использовались материалы сайтов Википедия, Электронная еврейская энциклопедия и т.д. Целью реферата является анализ взаимоотношений принимающего сообщества (в данном случае китайцев) и торгового меньшинства (евреев) и сложившегося образа последнего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Китайские евреи: история и современность……………………………………..4
Образ еврея в Китае………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Китайские евреи.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Китайские евреи: история  и современность……………………………………..4

Образ еврея в Китае………………………………………………………………11

Список использованных источников……………………………………………17

 

 

Введение

Объектом данного реферата являются китайские евреи, их история  и современность, а предметом  – образ еврея сложившийся  в сознании китайцев и его трансформация  с течением времени.

В разные времена наиболее яркими представителями торговых меньшинств были и, наверное, остаются евреи и, если говорить о странах Юго-восточной  Азии, китайцы. Мне показалось очень  интересным проанализировать образ  еврея-торговца, который сложился у  жителей Срединного государства.

При подготовке реферата использовались электронные ресурсы. Среди них  хотелось бы выделить статью Козлова С.Я. «Евреи в Китае – капля в море», размещенной на сайте «Независимой газеты». Кандидат исторических наук, этнолог С.Я. Козлов комплексно анализирует историю пребывания китайских евреев на территории Поднебесной.

Статья Фадеевой И. «Образ еврея в Китае», размещенной на сайте газеты «Еврейское слово» (выпуск №18 (241), 2005 г) знакомит читателя с трансформацией представлений о евреях в Китае.

 Помимо вышеописанных  статей использовались материалы  сайтов Википедия, Электронная еврейская энциклопедия и т.д.

Целью реферата является анализ взаимоотношений принимающего сообщества (в данном случае китайцев) и торгового  меньшинства (евреев) и сложившегося образа последнего.

 

 

 

 

 

Китайские евреи: история и современность

 

Согласно преданиям, евреи  прибыли в Китай при династии Хань в I в. н. э.1 В это время уже существовал Великий Шёлковый Путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока. Документальные данные подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае в VIII – IX вв. Арабские, китайские и другие источники IX – XIV вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний и даже общин в Ханчжоу, Пекине и других городах.2 Эти общины достигли расцвета в XIII – XIV вв., но впоследствии бесследно исчезли.

Проверку временем выдержала  лишь община в Кайфэне, которая со временем приобрела особый этнический облик. Внешне кайфэнские евреи почти ничем не отличаются от своих соседей – китайцев. Связано это с тем, что после разрушения синагоги во время восстания тайпинов многие евреи выехали из Кайфэна, а оставшиеся для продолжения рода вступали в брак с китаянками и хуэйками.

Надпись на местной кайфэнской стеле (1489 г.) утверждает, что 70 еврейских семейств прибыли некогда с запада (Индия или Персия), поднесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфэне3. Поскольку Кайфэн был столицей империи Северная Сун в 960 –1127 гг., то это событие могло произойти не позднее 1127 г., когда Кайфэн был захвачен чжурчжэнями и двор бежал на юг, за реку Янцзы. Возведение синагоги стела относит к 1169 году. В конце X в. синагога была перестроена, стала значительно просторнее, внешне напоминая китайскую пагоду и стала называться Храмом чистоты и правды (что говорит о явном и сильном влиянии культуры окружающего населения). В последующие века синагога неоднократно разрушалась (пожарами, при разливах р. Хуанхэ, в ходе антиправительственных мятежей) и вновь восстанавливалась, перестраивалась, реставрировалась – усилиями общинников и при поддержке властей4.

Первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский, они занимались изготовлением, крашением и украшением узорами хлопчатобумажных тканей. По одной из гипотез, китайские евреи пришли из Бухары и постепенно прибывали в Кайфэн небольшими группами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как её литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и йеменских евреев5. Рукописные тексты на древнееврейском свидетельствуют о том, что переписчики не имели представления о действительном произношении слов.

Упоминания о евреях имеются  в китайских летописях XIV в. К этому  же периоду относятся сведения о  них в записках арабского путешественника Ибн Баттуты.

При династии Мин (1368–1644) кайфынская община состояла из нескольких сотен семей (до 500 и более), ее численность достигала четырех-пяти тысяч человек. Основатель династии император Тай-Цзу в 1390 г. даровал евреям землю и различные привилегии. Среди кайфэнь были удачливые предприниматели и торговцы, зажиточные ремесленники и земледельцы, искусные врачи; появились чиновники, офицеры, государственные служащие высокого ранга. Кайфынские евреи все более интегрировались, инкорпорировались в китайское общество.

На стеле 1663 г., посвященной  восстановлению и освящению кайфынской синагоги (в 1642 г. она была разрушена во время восстания против династии Мин), начертаны имена тех, кто активно участвовал в ее воссоздании и в переписке священных текстов. Особо важную роль сыграли тогда еврей-офицер Чжао Чен-чин и его двоюродные братья мандарины Чжао Ин-чен (автор книги «Сообщения о неясных местах Священного писания») и Чжао Ин-ту (автор «Предисловия к Светлому пути»). Эти сочинения по иудаизму написаны по-китайски в форме рифмованных текстов.

В течение многих веков  религиозные взгляды и конфессиональная практика кайфынских евреев соответствовали, в общем, основным положениям иудаизма. Они отмечали еврейские праздники, соблюдали посты в Йом-Киппур (Судный день) и 9-го Ава (день разрушения Иерусалимского Храма); почитали субботу как особый, с духовным содержанием день недели (как минимум до середины XIX в.); молились, обращаясь лицом в сторону Иерусалима, – и дома, и в синагоге, где они собирались, по-видимому, раз в неделю (одно из ее названий – Дом еженедельных собраний).

Обряд обрезания крайней  плоти у мальчиков сохранялся еще в начале XX в. Детям давали одновременно и китайские, и еврейские имена. В XVII–XVIII вв. среди членов еврейской общины еще было немало знавших иврит – язык Священного Писания, но после смерти (в 1810 г.) последнего кайфынского раввина ивритская грамотность постепенно была утрачена, равно как «затухало» соблюдение иудейских традиций. Но ритуальный убой животных, некоторые заповеди, связанные с приготовлением и употреблением пищи, соблюдались как минимум до середины XIX в.

Однако время, оторванность от еврейских общин в других странах, мощное ежедневное, в течение многих веков, влияние конфуцианской культуры делали свое дело. Китайское культурное воздействие неуклонно нарастало. Оно стало особенно значительным после 1420 г., когда кайфынским евреям за заслуги перед правившим императором было даровано право принимать китайские фамильные имена: один из императоров династии Мин пожаловал евреям семь китайских фамилий, которые потомки кайфэнских евреев носят и по сей день – Ай, Гао, Ши, Чжао, Чжан, Ли, Цзин6. В последние годы несколько обладателей этих древних фамилий репатриировались в Израиль. Евреи все чаще стали жениться на китаянках (причем, как и китайцы, некоторые имели нескольких жен), одевались и говорили по-китайски, бинтовали ноги девочкам, носили косички, усваивали традиции и нормы конфуцианской культуры (в частности, большое значение придавалось культу предков – это специально отмечено на стеле, сооруженной в 1489 г.); иудейские праздники стали отмечать не по еврейскому, а по китайскому календарю.

Таким образом, совершался процесс  аккультурации кайфынских евреев – в общем, характерный и закономерный для небольшой группы (особенно иммигрантской), живущей длительное время среди другого народа, принимающей в процессе приспособления к доминирующей среде его язык, многие элементы и целые комплексы его материальной и духовной культуры. Кайфэнь все более утрачивали свою еврейскую идентичность, все сильнее «китаизировались». Побывавший в Китае в конце XVIII в. французский монах Анри Бастиан Грегуар отметил, что кайфынские евреи «приняли часть китайских культов и поклоняются Конфуцию».

Евреям необходимо было убедить самих себя, что, в общем, ничего «чрезвычайного» не происходит – и вот на стеле 1663 г. появляется утверждение, что нормы и принципы учения Конфуция не противоречат еврейским законам и положениям Торы. От констатации равноценности, равнозначности этих религиозно-этических систем до отказа от одной из них (веры предков) и принятия другой (которую разделяла огромная масса окружающих людей, китайцев) оставался, как говорится, один шаг, и многие кайфынские евреи его сделали, особенно в смешанных семьях. Они стали считать себя китайцами, то есть произошла смена этнического сознания, аккультурация перешла в ассимиляцию.

Смешанные браки привели, естественно, и к изменению антропологического типа, к его «китаизации». Это отчетливо демонстрируют портретные зарисовки, сделанные европейцами-миссионерами в XVII–XVII вв., и фотографии XIX–XX вв.

О ситуации религиозно-культурной деградации в общине в середине XIX в. свидетельствует ответ кайфэнь британскому консулу-миссионеру в Иерусалиме Джеймсу Фину, который написал им письмо-запрос на иврите. Кайфынские евреи сообщали (на китайском языке), что их синагога в плачевном состоянии, а денег на ремонт нет, что свитки Торы и другие религиозные тексты сохранились, но читать на иврите может лишь одна старая женщина, что религию свою они знают и понимают отрывочно, поверхностно.

Наводнение 1860 г. полностью  разрушило синагогу. В конце XIX в. община кайфэнь насчитывала около полутора сотен человек.

В начале XX в. шанхайские евреи и некоторые христианские организации предприняли попытки возродить еврейскую общину в Кайфыне, однако они оказались безуспешными7.

Тем не менее, важно констатировать: практически полная аккультурация не привела к окончательной ассимиляции всех кайфынских евреев. И в конце XX в. группа кайфэнь (более 200 человек) считала себя именно евреями, а не китайцами – при том, что ничего из еврейской культуры, традиций, религии, языка в их жизни не осталось (разве что смутные представления о некоторых обрядах). Такова сила исторической памяти, пожалуй, наиболее устойчивого фактора самоидентификации и отдельных людей, и целых групп.

Живя маленькой группой  – тысячу лет – среди самого большого народа мира с мощной древней  культурой, большинство кайфэнь постепенно становились все более китайцами, чем евреями, и, в конце концов, стали вполне китайцами. Но вплоть до наших дней сохранились и те, кто удерживает в своем сознании память о своей принадлежности к другому народу, к другой древней культуре.

Чем это можно объяснить? Бенедикт Спиноза в своем «Богословско-политическом трактате» (1670 г.) подчеркнул, что именно поддержание из поколения в поколение своих самобытных обычаев обусловило тот для многих удивительный факт, что евреи, живя многие века, тысячелетия среди других народов, сохранили себя как народ8. Разумеется, эти мысли имеют отношение не только к евреям, значение их гораздо шире, оно универсально.

Еврейские общины Шанхая и  Гонконга начали складываться с середины XIX в. Их «отцами-основателями» были семьи богатых предпринимателей-сефардов из Багдада, Каира, Бомбея, Сингапура (Сассуны, Гардуны, Кадури и др.). Они занимались разнообразным бизнесом: банки, торговля, строительство, развитие путей сообщения. Их деловая активность распространялась на многие регионы Китая, всего Дальнего Востока. В конце XIX в. в шанхайской общине насчитывалось около полутысячи человек, в начале 1930-х гг. – до трех тысяч9.

Община в Харбине формировалась  из российских евреев с конца XIX в. (когда  развернулось строительство КВЖД, Китайско-восточной  железной дороги) и в первые три  десятилетия XX в. Еврейские погромы  в начале прошлого столетия, Первая мировая война, Октябрьская революция  и Гражданская война в России привели в Харбин тысячи евреев, искавших здесь укрытия от этих бедствий и катаклизмов. В 1920-х гг. в Харбине проживало около 20 тыс. евреев (из общего числа жителей примерно в 100 тыс.).

Лидером общины в течение 33 лет был А.И. Кауфман, врач (выпускник  медицинского факультета Базельского университета), широко образованный интеллигент, публицист, талантливый организатор. В августе 1945 г., после освобождения Харбина советскими войсками, он был арестован и 16 лет провел в лагерях. Подверглись репрессиям и другие активные члены еврейской общины Харбина. В конце 1950-х гг. она фактически прекратила свое существование.

После Второй мировой войны, гражданской войны в Китае и образования КНР, особенно после начала так называемой культурной революции, почти все евреи покинули Китай (к началу 1980-х в стране оставалось около 30 евреев).

По данным википедии со ссылкой на сайт  «Joshua Project - You Tai Ethnic People in all Countries»10, на сегодняшний день в Китайской народной республике проживает около 800 китайских евреев, в Китайской республике – 100, в Израиле – 10.

 Таким образом, китайская  цивилизация ассимилировала евреев, но остались некоторые группы  тех, кто удерживает в своем  сознании память о своей принадлежности  к другому народу, к другой  древней культуре. Именно такие  ортодоксальные евреи формировали  образ своего народа в сознании  китайцев. 

Образ еврея в  Китае

 

В первой части реферата, мы выяснили, что к середине XIX в. немногочисленная еврейская община в Кайфыне почти полностью растворилась среди китайского населения. И когда на рубеже XIX и XX вв. реформаторы Лян Цичао и Цзян Гуаньюнь писали о евреях как о расовой группе, они имели в виду не конкретных китайских евреев, а «евреев» как составную часть новой расовой картины, изобретенной ими для того, чтобы представить мир как сообщество неравных биологических групп. В качестве «исторической расы» евреи символически противостояли «исторической желтой расе», к которой реформаторы относили китайцев. В 1903 г. Цзян Гуаньюнь причислил евреев к «исторической кавказской расе», ведущей свое происхождение якобы от семитов. Эта изобретенная самими китайцами типология надолго закрепилась в Китае, а идеологию и лексику антисемитизма китайцы позаимствовали в Европе11.

Информация о работе Китайские евреи