Контрольная работа по международноым отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:40, контрольная работа

Описание работы

Венская (1815-1914). Главным субъектом международных отношений по-прежнему остается государство, хотя определенную роль начинают играть и негосударственные участники международных отношений – национальные и пацифистские движения, разного рода политические объединения. Но в начавшуюся эпоху демократизации государство постепенно теряло свою многовековую династическую подоплеку. Однако война, как и раньше, понималась как естественное средство осуществления государством своих внешнеполитических интересов.

Файлы: 1 файл

контрольные вопросы и задания _1испр.docx

— 29.21 Кб (Скачать файл)

Шарифуллина Альбина, 13-104

Тема 1. Социология международных отношений как научная дисциплина.

1. Назовите основные  этапы эволюции международных  отношений.

 

Условной датой становления системы международных отношений считают 1648 г. – время окончания Тридцатилетней войны и заключения Вестфальского мира. В ходе ее развития выделяется ряд крупных этапов, существенно отличавшихся друг от друга по своему внутреннему содержанию, структуре, характеру взаимоотношений между составными элементами, господствующему набору ценностей. На основе этих критериев можно выделить нескоько моделей международных отношений, каждая из которых  проходила в своем развитии через несколько фаз (от фазы становления до фазы распада):

 Вестфальская (1648-1789), когда проходил процесс формирования государственных границ, чему способствовали национальные процессы. Соотношение сил в Европе зависело от обладания колониями: борьба за колонии становилась первостепенным фактором в соперничестве мировых держав.

 Венская (1815-1914). Главным субъектом международных отношений по-прежнему остается государство, хотя определенную роль начинают играть и негосударственные участники международных отношений – национальные и пацифистские движения, разного рода политические объединения. Но в начавшуюся эпоху демократизации государство постепенно теряло свою многовековую династическую подоплеку. Однако война, как и раньше, понималась как естественное средство осуществления государством своих внешнеполитических интересов.

Версальско-Вашингтонская (1919-1939) формировалась как первая глобальная система – в клуб великих держав вошли США и Япония. Однако создать устойчивое равновесие на основе баланса интересов великих держав не удалось. Она не только не устранила традиционные противоречия, но и способствовала появлению новых международных конфликтов. Главным стало противостояние держав-победительниц и побежденных государств. Противоречия между самими державами-победительницами не способствовали проведению ими согласованной политики и предопределили неэффективность первой международной организации по поддержанию мира - Лиги Наций. Органичным пороком Версальской системы было игнорирование интересов Советской России. В международных отношениях возник принципиально новый – межформационный, идейно-классовый конфликт.

Ялтинско-Потсдамская (биполярная) (1945-1991). Основные центры силы, цементирующие систему, переместились из Европы на просторы Евразии (СССР) и Северной Америки (США). Среди элементов системы появилась новая категория сверхдержав, конфликтное взаимодействие которых задавало вектор развития модели. Была образована ООН. Интеграционные процессы породили целую серию наднациональных структур, ведущей из которых стало ЕЭС.

Постбиполярная. Ее отличает колоссальный рост числа взаимодействий между различными ее участниками на разных уровнях. Усложнение современной системы международных отношений делает практически нереализуемым управление ею из одного центра. Наряду со сверхдержавой в мире существуют государства с глобальными и региональными интересами, без сотрудничества которых невозможно решение наиболее острых проблем современных международных отношений.

2. Каково значение современных теорий международных отношений для социологического анализа международных отношений?

 

Многообразие существующих сегодня в международно-политической науке теорий и взглядов в конечном счете может быть сведено к трем известным парадигмам: реалистской (включающей в себя классический реализм и неореализм), либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм) и неомарксистской, каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений. А исследования международных отношений второй половины XX века приводят к выводу, что международные отношения не сводятся к взаимодействию государств и межгосударственных организаций. Параллельно в таких исследованиях все в большей мере используются теоретические и эмпирические методы социологической науки, а также создаются специальные методики анализа международных феноменов, ситуаций и процессов. С другой стороны, изменения происходят и в предмете самой социологии, которая предстает сегодня как наука о социальных общностях - многообразных разновидностях взаимодействующих социальных образований, члены которых связаны совместным интересом, - а также о социальных организациях и социальных процессах как модусах их существования.

Переход от трактовки международных отношений как государственных к их пониманию как взаимодействия гораздо более широкого круга участников, которые могут рассматриваться как субъекты и объекты международных отношений, и означал по существу один из решающих шагов к формированию социологии международных отношений. В отличие от государств как субъектов международной политики в правовой науке, межгосударственных событий как основного объекта истории дипломатии, социологию международных отношений интересуют не только государства, но любые социальные общности, взаимодействующие на мировой арене. Как социологическая дисциплина она исходит прежде всего из макросоциологической парадигмы: рассмотрения общества в его целостности, выделения главных аспектов предметной области - социальной структуры, социальных институтов, социальных процессов и изменений, социальных систем, а также социальных взаимодействий и взаимосвязей. Вместе с тем ей нисколько не чужда и микросоциологическая парадигма: именно на ней основаны исследования американских «модернистов» и их европейских последователей, некоторые из которых обосновывают свое понимание социологии международных отношений как вида поведенческой либо событийной социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Каковы основные  положения политического реализма?

 

Одним из самых авторитетных представителей теории политического реализма стал в 30-е и особенно в послевоенные 40-е годы Г. Моргентау. И в своей концепции Г. Моргентау исходит из 6 принципов политического реализма:

1. Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, корни которых находятся в вечной и неизменной человеческой природе. Поэтому существует возможность создания рациональной теории, которая в состоянии отражать эти законы - хотя лишь относительно и частично. Такая теория позволяет отделять объективную истину в международной политике от субъективных суждений о ней.

2. Главный показатель политического реализма - «понятие интереса, выраженного в терминах власти». Оно обеспечивает связь между разумом, стремящимся понять международную политику, и фактами, подлежащими познанию, позволяет понять политику как самостоятельную сферу человеческой жизнедеятельности, не сводимую к этической, эстетической, экономической или религиозной сферам. Тем самым указанное понятие позволяет избежать двух ошибок: суждения об интересе политического деятеля на основе мотивов, а не на основе его поведения, и выведения интереса политического деятеля из его идеологических или моральных предпочтений, а не «официальных обязанностей».

Политический реализм включает не только теоретический, но и нормативный эле-мент: он настаивает на необходимости рациональной политики, минимизирующей риски и максимизирующей выгоды, зависящая от моральных и практических целей.

3. Содержание понятия «интерес, выраженный в терминах власти» не является неизменным. Оно зависит от того политического и культурного контекста, в котором происходит формирование международной политики государства. Это относится и к понятиям «сила» (power) и «политическое равновесие», а также к такому исходному понятию, обозначающему главное действующее лицо международной политики, как «государство-нация». Политический реализм отличается от всех других теоретических школ прежде всего в коренном вопросе о том, как изменить современный мир - такое изменение может быть осуществлено только при помощи умелого использования объективных законов, а не путем подчинения политической реальности некоему идеалу, который отказывается признавать такие законы.

4. Политический реализм признает моральное значение политического действия. Но одновременно он осознает и существование неизбежного противоречия между моральным императивом и требованиями успешного политического действия. Главные моральные требования не могут быть применены к деятельности государства как абстрактные и универсальные нормы. Они должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени.

5. Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо нации с универсальными моральными нормами.

6. Теория политического реализма исходит из плюралистической концепции природы человека. Реальный человек - это одновременно и «экономический человек», и «моральный человек», и «религиозный человек» и т.д. Признавая это, политический реализм отстаивает относительную автономность указанных аспектов и настаивает на том, что познание каждого из них требует абстрагирования от других и происходит в собственных терминах

4. Что является  предметом изучения социологии  международных отношений?

 

Социология международных отношений изучает поведение специфических социальных общностей - государств, межправительственных и неправительственных организаций, других участников международных отношений и их систем, их взаимосвязи и взаимодействия, особенностью которых является выход за пределы их территориальных образований. Она занимается также анализом социальных основ функционирования международных отношений - закономерностями и тенденциями их эволюции и изменения, противоречиями, кризисами и конфликтами и т.п. Наконец, социологию международных отношений интересует современное состояние глобальной международной общности, возможности и пути становления целостного социального субъекта мирового развития, его природные и общественные условия. В ее предмете в полной мере отражаются противоречия предмета социологической науки в целом: дихотомия макро- и микропарадигм, стремление к определенной концептуальной целостности (на уровне частносоциологичекой теории) и осознание невозможности создания завершенной картины, отражающей сущность, состояние и перспективы эволюции международных отношений.

Объектом социологии выступает, по общему признанию, вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Эти связи и отношения, в основе которых отношения людей друг к другу и обществу, составляют неотъемлемое свойство любой сферы человеческой деятель ности, в том числе и поли-тической. Именно подход к ней с точки зрения «социального», как и методы ее исследования, дают основание говорить о политической социологии. Можно сказать и так: в основе социологии - исследование социальных и общественной (социетальной) систем. Занимаясь поиском и изучением закономерностей и детерминант функционирования и эволюции своего объекта, социология международных отношений исходит из представления о нем как о сохраняющей свои специфические особенности изменяющейся глобальной социальной общности, включающей различные структурные уровни, важнейшими из которых выступают политический, экономический и социокультурный. При этом постоянно возрастающее значение других уровней не отменяет (во всяком случае, на сегодняшний день и на обозримую перспективу) того, что уровень политических структур является ведущим, во многом (хотя уже не во всем) определяющим состояние и эволюцию международных отношении. Отсюда термин «политическая» в социологии международных отношений является как бы само собой разумеющимся, вытекающим из самой сути этой дисциплины и отражающим ее междисциплинарный характер.

Междисциплинарностъю обусловлено и то, уже отмеченное выше обстоятельство, что социология международных отношений не имеет своего собственного, только ей одной присущего метода. Ее специфика - в преимущественном внимании к тем или иным общенаучным или общесоциологическим методам, конкретным эмпирическим методикам, а также в особенности их использования при исследовании своего предмета.

 

5. Является ли  социология международных отношений  самостоятельной дисциплиной?

 

Переход от трактовки международных отношений как государственных к их понима-нию как взаимодействия гораздо более широкого круга участников, которые могут рассмат-риваться как субъекты и объекты международных отношений, и означал по су- ществу один из решающих шагов к формированию социологии международных отношений. В отличие от государств как субъектов международной политики в правовой науке, межгосударственных событий как основного объекта истории дипломатии, социологию международных отношений интересуют не только государства, но любые социальные общности, взаимодействующие на мировой аре- не. Как социологическая дисциплина она исходит прежде всего из макросоциологической парадигмы: рассмотрения общества в его целостности, выделения главных аспектов предметной области - социальной структуры, социальных институтов, социальных процессов и изменений, социальных систем, а также социальных взаимо- действий и взаимосвязей. Вместе с тем ей нисколько не чужда и микросоциологическая парадигма: именно на ней основаны исследования американских «модернистов» и их европейских последователей, некоторые из которых обосновывают свое понимание социологии международных отношений как вида поведенческой либо событийной социологии17

В то же время было бы неправомерно говорить о социологии международных отношений как о сложившейся автономной дисциплине. Скорее, она представляет собой совокупность наиболее распространенных прежде всего именно в социологической науке подходов, проблематик и методов, заявляющих о своей альтернативности традиционным парадигмам и теориям международно-политической науки или же претендующим на дополнительность по отношению к ним. В отличие от неореалистов и неолибералов, представители социологического направления в исследовании международных отношений подчеркивают значимость в мировой политике не столько национальных интересов, сколько ценностей, норм, идентичностей, культурных особенностей, традиций и идей. В результате все основные вопросы международных отношений (характер международной среды, перспективы ее изменения, основные процессы, их участники, возникающие между ними проблемы, пути их разрешения), как и наиболее распространенные теории (национального интереса, безопасности, баланса сил, сотрудничества, демократического мира), получают трактовки, альтернативные тем, которые господствовали в между народно-политической науке на протяжении многих десятилетий.

Информация о работе Контрольная работа по международноым отношениям