Косовский конфликт: возникновение и дальнейшее ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 14:03, реферат

Описание работы

Эволюция кризисной ситуации в Косово и вокруг него подтверждает тот очевидный для международных наблюдателей факт, что косовский конфликт еще далек от окончательного разрешения, как далеки и перспективы мира и стабильности в Балканском регионе. В 1998 г. наиболее опасные этапы косовского кризиса (февраль - март и октябрь), как правило, завершались выработкой компромиссных формальных и неформальных соглашений, в основу которых были положены взаимные уступки сторон. Но это не снимало, а лишь временно приглушало остроту противоречий, представляющих потенциальную угрозу европейскому миру. Военная акция НАТО против Югославии, начавшаяся в конце марта 1999 г., привела к превращению косовского конфликта в международный.

Файлы: 1 файл

Косовский конфликт (1).docx

— 47.87 Кб (Скачать файл)

Введение

Эволюция кризисной ситуации в Косово и вокруг него подтверждает тот очевидный для международных наблюдателей факт, что косовский конфликт еще далек от окончательного разрешения, как далеки и перспективы мира и стабильности в Балканском регионе. В 1998 г. наиболее опасные этапы косовского кризиса (февраль - март и октябрь), как правило, завершались выработкой компромиссных формальных и неформальных соглашений, в основу которых были положены взаимные уступки сторон. Но это не снимало, а лишь временно приглушало остроту противоречий, представляющих потенциальную угрозу европейскому миру. Военная акция НАТО против Югославии, начавшаяся в конце марта 1999 г., привела к превращению косовского конфликта в международный.

Кризис вокруг Косово оказывает непосредственное воздействие на внутрибалканскую ситуацию, чреватое опасными последствиями. По оценке директора белградского Центра стратегических исследований В. Векарича, косовский конфликт представляет собой потенциальный очаг общебалканской войны, в которую в случае ее возникновения неизбежно будут вовлечены Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория), Албания, возможно - Македония и Греция, а также Турция, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для мира в Европе. Но и сейчас, замечает он, неразрешенный косовский конфликт порождает и усиливает почти все опасности и тревоги, с которыми столкнулся балканский мир после окончания «холодной войны», - от межэтнических конфликтов, терроризма и нарушений прав человека до неконтролируемых миграций, торговли наркотиками, разрастания криминальных структур.

 

 

 

 

 

§1. Косовский конфликт: возникновение и дальнейшее ее развитие

 Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

  В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

    Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

   Однако в конце 1980 х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

   Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово» (ОАК).

    В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием «Союзническая сила», продолжавшаяся до 20 июня 1999 г., когда был завершен вывод югославских войск.

  Начиная, с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тыс. этнических сербов.1

    Сегодня косовское урегулирование остается наиболее проблемным вопросом балканской повестки дня. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

 Под эгидой МООНК  действует международная полиция (3 тыс. чел.). В ее задачи входит  обеспечение законности и правопорядка  в крае, мониторинг деятельности  Косовской полицейской службы (6,2 тыс. чел.). Квота Российского полицейского  контингента в составе МООНК   81 человек.

 В мае 2001 года глава  МООНК утвердил «Конституционные  рамки временного самоуправления  в Косово», в которых закреплен  порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.

     24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

  Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28 29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

  Россия поддерживает международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвует в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивает приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считают, что единственный выход из тупика   «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляют, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.2

§.2 Евроатлантический фактор в косовском конфликте

17 февраля 2008 года состоялось  одностороннее провозглашение независимости (ОПН) Косово, после которого последовало  массовое признание, в ходе которого  подавляющая часть стран ЕС  и НАТО, а также ряд других  стран официально заявили о  своем признании нового государства. Ключевой предпосылкой этого  события стало предшествующее  развитие края под управлением  миссии ООН в Косово.

С международно-правовой точки зрения ОПН Косово декларировалось как исполнение плана Марти Ахтисаари. План де-факто предполагал независимость Косово под контролем международного сообщества. Функции контроля над новым государством были получены ЕС, направившем в Косово миссию ЕС в области верховенства закона и правопорядка (МОВЗ). В числе положений плана, содержащих ограничения суверенитета Косово, был пункт о запрете на объединение с другим государством или его частью. Кроме того, план М.Ахтиссари предполагал расширенные полномочия шести муниципальных районов Косово, в которых преобладали сербы. Таким образом, в плане обеспечивалась безопасность косовских сербов и гарантировалось неприсоединение Косово к Албании.

 

 В атлантическом факторе суть балканской политики Соединенных Штатов заключается в поддержании стабильности в регионе в контексте интеграции балканских стран в евроатлантические институты. При этом активность Вашингтона в регионе и, в частности на территории бывшей Югославии, существенно снизилась после 11 сентября 2001 года. Эта веха обозначила активизацию американских внешнеполитических ресурсов на Большом Ближнем Востоке за счет ослабления присутствия на Балканах и, в частности в Косово. С 2002 по 2009 год численность военнослужащих США в Косово уменьшилась с 5,5 тыс. до 1,5 тыс. человек.3

По мнению автора, в настоящий момент мала вероятность повышения активности США в Косово (в объемах денежной помощи и военного присутствия). Это обусловлено как общим снижением доступных Вашингтону внешнеполитических ресурсов, так и переориентацией с Ближнего Востока и Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Несмотря на обозначенную тенденцию, расстановка сил на Балканах является одним из фокусов внешней политики США. Учитывая тот факт, что основная военная задача НАТО в Косово заключается (с 1999 года) в гарантировании безопасности этой территории от сербских вооруженных сил, текущий уровень военного присутствия является достаточным: увеличение военного контингента стран-членов НАТО не является целесообразным с военной точки зрения.

Основной инструмент Вашингтона в проведении политики включения балканских стран в евроатлантическое сообщество безопасности – это НАТО. Особую роль в этом отношении играет программа «Партнерство ради мира». На базе этой программы Альянс оказывает влияние на развитие вооруженных сил и формирование оборонных политик стран региона.

В 2009 году Косово было принято в МВФ и Всемирный банк. Это свидетельствует о том, что США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и ряд других стран, поддержавших эту акцию, придерживаются политики давления на Сербию и другие страны, не признавшие независимость Косово, с целью легитимизации международного признания Косово. Однако, ситуация де-факто на территории Косово интенсивно развивается независимо от признания или непризнания этого государства.

О значимости евроатлантического фактора в конфликте вокруг Косово свидетельствует тот факт, что двумя ключевыми международными миссиями, действующими на территории частично признанного государства, являются миссия НАТО «Силы для Косово» («СДК») и миссия Европейского Союза МОВЗ.

Атлантический компонент ситуации вокруг Косово выражается в двух основных факторах. Во-первых, это роль «СДК» как ключевого механизма обеспечения безопасности в Косово. Во-вторых, речь идет о двустороннем диалоге партнерства между НАТО и Косово.

В контексте изучения фактора НАТО в конфликте вокруг Косово целесообразно проанализировать взаимоотношения Альянса с Сербией, интенсивно развивающиеся в 2006-2012 годы, несмотря на противоречия по косовскому конфликту.

В настоящий момент связи Сербии с НАТО осуществляются на основе программы «Партнерство ради мира», к которой Белград присоединился в соответствии с соглашением от 14 декабря 2006 года.4

Неоднозначный характер и сознательно ограниченный уровень сотрудничества Сербии с Альянсом обусловлены последствиями конфронтации в ходе распада Югославии в 1990-х годах и войной НАТО против СРЮ 1999 года.

О тесном взаимодействии Белграда с НАТО свидетельствует деятельность Группы Сербия – НАТО по военной реформе (функционирует с февраля 2006 года). В задачи Группы входит оказание помощи и предоставление рекомендаций в реформировании и модернизации сербских вооруженных сил и формировании оборонной структуры.5

После вхождения Сербии в программу «Партнерство ради мира» 18 декабря 2006 года в Белграде было открыто военное представительство по связи НАТО. Примечательно, что представительство было размещено в Министерстве обороны Сербии и учреждено с целью активизации контактов с Североатлантическим альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира». В задачи военного представительства по связи НАТО также вошло взаимодействие с военными органами Сербии по практическим аспектам выполнения соглашения о транзите (от 18 июля 2005 года) с целью улучшения тылового обеспечения операций НАТО в западной части Балкан. Таким образом, с 2006 года НАТО существенно увеличила свое влияние на оборонную политику Сербии и стала определять некоторые из вопросов военной реформы, оборонного планирования и военного бюджета.

В отличие от однозначной установки лидеров Прогрессивной и Демократической партий Томислава Николича и Бориса Тадича на сближение с ЕС, развитие отношений с Альянсом имеет ограничения, установленные резолюцией Народной скупщины Сербии в декабре 2007 года. Ключевой тезис резолюции - положение о военном нейтралитете Сербии.

Стоит отметить, что избранный 20 мая 2012 года президент Т.Николич однозначно выступает за приверженность Сербии нейтрального подхода и отказ от вступления в НАТО. При этом общественные настроения в Сербии остаются, главным образом, антинатовскими. От 65 до 70% населения негативно воспринимают перспективу членства страны в Североатлантическом альянсе.

Тем не менее, перспективы членства в ключевых евроатлантических институтах (НАТО и ЕС) стали эффективным средством влияния на политику балканских стран (в частности, Сербии и Косово). Суть доминирующего в рамках НАТО подхода касательно дальнейшей экспансии Альянса не изменилась с 1990-х годов: в целях создания единого пространства траснатлантической безопасности в состав НАТО должны войти страны Восточной Европы (то есть, включая весь регион Балкан).

Таким образом, НАТО играет принципиальную роль в урегулировании ситуации вокруг Косово. Перспектива полной передачи функций обеспечения безопасности в Косово от натовских структур к косовским силам безопасности и ЕС является маловероятной в ближайшей перспективе.

Касательно европейского фактора в косовском вопросе, необходимо отметить, что пять стран-членов ЕС (Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия) не признали независимость Косово из-за проблем с собственными этническими меньшинствами и/или из-за особых отношений с бывшей Югославией. Помимо прочего, это свидетельствует о том, что часть стран-членов ЕС рассматривают случай Косово как звено в цепи конфликтов вокруг непризнанных государств, имеющих прецедентный характер.

Информация о работе Косовский конфликт: возникновение и дальнейшее ее развитие