Кризис мировой финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

В современном мире экономики всех стран тесно взаимосвязаны. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Банкротства, долговые моратории, дефолты в одной конкретной стране могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, неплатежи, взлет цен и другие нарушения повсюду в мире. Особенно актуально это на современном этапе развития мировой финансовой системы, когда ведущие экономисты мира бьют тревогу по поводу резкого ухудшения и угрозы кризиса мировой экономики на фоне возможной рецессии в США. США занимает ведущую роль на мировой финансовой арене. Это связано с тем, что доллар признан мировой резервной валютой.

Файлы: 1 файл

1 ТРЕТЬЯКОВ МЭ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики, управления и природопользования

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

 

 

НА ТЕМУ:

«КРИЗИС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель                              __________                               А. В. Третьяков                 

                                              подпись, дата                                  инициалы, фамилия

 

 

Студент   ЭЭ12-05М15М             131205425        _________    Е. C. Резникова  

         номер группы        номер зачетной книжки   подпись, дата    инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Понятие Международной финансовой системы.

Международная финансовая система является составной частью и одной из наиболее сложных сфер мирового хозяйства. В ней сосредоточены проблемы мировой и национальных экономик, развитие которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь, тем более при сегодняшних темпах глобализации. Международные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений.

Мировая финансовая система - это экономические отношения, связанные  с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды взаимосвязей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, и др.).

Развитие и  стабильное функционирование международной  финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

В современном мире экономики  всех стран тесно взаимосвязаны. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Банкротства, долговые моратории, дефолты в одной конкретной стране могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, неплатежи, взлет цен и другие нарушения повсюду в мире. Особенно актуально это на современном этапе развития мировой финансовой системы, когда ведущие экономисты мира бьют тревогу по поводу резкого ухудшения и угрозы кризиса мировой экономики на фоне возможной рецессии в США. США занимает ведущую роль на мировой финансовой арене. Это связано с тем, что доллар признан мировой резервной валютой.

Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений  на мирохозяйственные связи, а с  другой - явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, то есть финансовых ресурсов стран мира с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех фирм легального бизнеса и всего населения Земли, превышающего, как известно, 7 млрд чел.

Международная финансовая система представляет собой совокупность национальных экономик различных стран. Национальную финансовую систему образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства конкретной страны.

Мнение Джозеф Стиглиц о кризисе мировой финансовой системы.

По мнению Джозеф Стиглиц - лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского университета, когда американский инвестиционный банк Lehman Brothers лопнул в 2008 году, ознаменовав тем самым сильнейший со времен Великой депрессии глобальный финансовый кризис, казалось, что по поводу причин этого кризиса достигнут общий консенсус. Раздутая и разлаженная финансовая система неправильно размещала капитал: вместо того, чтобы управлять риском, фактически его создавала. Финансовое разрегулирование наряду с легкими деньгами внесло свой вклад в избыточный риск. Попытки оживить экономику при помощи денежно-кредитной политики не дали бы особого эффекта, даже если бы еще более легкие деньги и предотвратили полный коллапс финансовой системы. Поэтому в большей степени нужно было полагаться на финансовую политику, то есть на увеличение государственных расходов.

Даже спустя пять лет  ни один человек в Европе или США  не может утверждать, что вновь  наступило процветание (хотя кое-кто поздравляет сам себя с тем, что избежал очередной депрессии). Европейский союз только поднимается из двукратной (в некоторых странах -  трехкратной) рецессии, а некоторые государства, входящие в него, находятся в депрессии. Во многих странах ЕС валовой внутренний продукт по-прежнему ниже или незначительно выше, чем до рецессии. Почти 27 миллионов европейцев - безработные.

Аналогично и 22 миллиона американцев, желающих работать на полную ставку, не могут найти такой работы. Доля работающего населения в США снизилась до беспрецедентного уровня, потому что на рынок труда начали в большом количестве выходить женщины. Доходы и благосостояние большинства американцев ниже того уровня, который был у них задолго до кризиса. Фактически, доход среднего мужчины, работающего полный день, сейчас ниже, чем он был на протяжении более чем четырех десятилетий.

«До сих пор мы остаемся в неведении об одном из крупнейших источников риска для финансовых учреждений - деривативах».

Да, мы кое-что сделали  для улучшения состояния финансовых рынков. Требования к уставным капиталам банков несколько увеличились, но намного меньше, чем нужно. Некоторые из рискованных деривативов - финансового оружия массового уничтожения - были выведены на биржу, что повысило их прозрачность и уменьшило системный риск. Но они в большом количестве продолжают продаваться на сомнительных внебиржевых рынках. А это означает, что мы остаемся в неведении об одном из крупнейших источников риска для наших финансовых учреждений.

Аналогично, некоторым хищническим и дискриминационным подходам в выдаче займов и злоупотреблениям в сфере кредитных карточек был положен конец, но другие, столь же эксплуататорские, продолжают существовать. Беднейшие слои работающих по-прежнему слишком часто подвергаются эксплуатации с помощью ростовщических "займов до зарплаты". Доминирующие на рынке банки по-прежнему взимают с продавцов большую плату за операции по дебетовым и кредитным карточкам, в результате чего те вынуждены платить в несколько раз больше, чем было бы позволительно на рынке с реальной конкуренцией. Говоря по-простому, все это налоги, только собранные с их помощью средства оседают у частных лиц, а не служат общественному благу.

«Беднейшие слои работающих по-прежнему слишком часто подвергаются эксплуатации с помощью ростовщических займов до зарплаты».

Другие проблемы так  и остались неразрешенными, а часть  еще и усугубилась. Американский ипотечный рынок по-прежнему еле  дышит: государство теперь страхует более 90% всех ипотечных займов. Но администрация  президента Барака Обамы даже не предложила новую систему, которая бы гарантировала ответственное кредитование на конкурентоспособных условиях. Финансовая система подверглась еще большей концентрации. Это обострило проблему банков, которые не только слишком велики и  взаимозависимы, чтобы допустить возможность краха, но и слишком велики, чтобы ими можно было управлять и призвать их к ответу. Когда же финансовые санкции применялись, они были намного меньше, чем следует, чтобы важные для системы учреждения не оказались под угрозой.

Кредитно-рейтинговые агентства  были привлечены к ответственности  по двум частным искам. Но и тут  сумма, выплаченная ими, составляет лишь часть того ущерба, который  нанесли их действия. Что еще важнее, исходная проблема - извращенная система стимулов, при которой рейтинговым агентствам платят те фирмы, рейтинг которых они оценивают - так и не разрешилась.

Банкиры хвастаются тем, что полностью  расплатились с государством за финансовую поддержку, полученную в разгар кризиса. Но они никогда не упоминают при этом, что всякий, кто получил крупные займы от государства под почти нулевой процент, мог заработать миллиарды, просто одолжив эти деньги тому же государству. Не упоминают они и о том, чего это стоило остальной экономике - совокупное снижение объема производства в Европе и США значительно превышает 5 триллионов долларов.

«Финансовая система сейчас, может, и стабильнее, чем была пять лет назад, но это низкая планка для сравнения - в те времена она балансировала на краю пропасти».

Между тем, говорившие о неудовлетворительности денежно-кредитной политики оказались правы. Да, мы все были кейнсианцами, но слишком недолго. На смену финансовому стимулированию пришел режим экономии, с предсказуемыми (и предсказанными) отрицательными последствиями для работы экономики.

Кое-кто в Европе доволен тем, что экономика вроде бы пошла  на подъем. Возобновление роста уровня производства означает, что рецессия, определяемая как сокращение объема экономики на протяжении двух кварталов  подряд, официально закончилась. Но с любой здравомыслящей точки зрения экономика, в которой доходы большинства людей ниже, чем были до 2008 года, все еще находится в рецессии. А экономика, в которой 25% работающих (и 50% молодежи) являются безработными - как в Греции и Испании - по-прежнему находится в депрессии. Режим экономии провалился, и перспективы возвращения к полной занятости в ближайшее время не просматривается (неудивительно, что перспективы Америки, где действовал режим экономии в более мягкой форме, оказались лучше).

Финансовая система, может, и стабильнее, чем была пять лет назад, но это низкая планка - в те времена она балансировала на краю пропасти. Представителям правительства и финансового сектора, которые поздравляют себя с тем, что банки вновь стали прибыльными, а в регуляторной системе произошли небольшие (хотя и достигнутые с большим трудом) изменения к лучшему, следует сосредоточиться на том, что еще не сделано. Стакан в лучшем случае полон на четверть; для большинства же людей он на три четверти пуст.

Мировая финансовая система после кризиса 2008 года.

В среднесрочной  перспективе, по мнению ОЭСР, произойдут масштабные изменения в современном  мире.  А в ближайшие 50 лет совокупный ВВП Китая и Индии превысит суммарный ВВП стран G7 и даже ВВП стран ОЭСР. Не исключено, что таким системным сдвигам будут предшествовать серьезные обострения в мировой экономике. По мнению известного международного инвестора М. Фабера, в ближайшие 5-10 лет «весь западный мир будет охвачен колоссальным беспорядком». Все это делает анализ нынешних тенденций развития, их рисков и перспектив крайне актуальным.

Послекризисное  положение в мире характеризуется  некоторым экономическим ростом в большинстве ведущих стран. В то же время ситуация выглядит непросто. По оценкам главного экономиста МВФ О. Бланшара, «мировой экономике потребуется по крайней мере 10 лет со времени начала кризиса, чтобы вернуться в приличную форму». МВФ также считает, что «несмотря на текущее благоприятное развитие финансовых рынков, риски финансовой нестабильности выросли с апреля 2012 г. и ... кризис в зоне евро остается наиболее выраженной угрозой для глобальной ситуации».

Для того чтобы приостановить  развитие кризисных процессов в  мире, была использована вся мощь национальных регуляторов, в первую очередь, министерств  финансов и центральных банков, что помимо позитивного эффекта, естественно, имело и отрицательные стороны. В частности, произошло масштабное увеличение долговой нагрузки во многих странах.

О роли центральных  банков

Еще более значимую роль в  поддержке финансовой системы после кризиса стали играть центральные банки, чьи активы масштабно возросли. Их роль как источника краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов стала еще более значимой. При этом цена предоставляемых ресурсов достигла минимальных значений и стала ниже уровня инфляции. В связи с этим явление, которое известно как «ловушка ликвидности» - liquidity trap, начинает носить все более широкий характер. Известно, что в российских условиях ставка рефинансирования играет скорее фискальную, чем монетарную роль. Но даже у нас она выполняет роль индикатора, на который ориентируются другие ставки и рынок в целом, а иначе зачем вообще тогда было бы ее регулярно изменять, ведь не для фискальных же корректировок только?. Считается, что гораздо более мягкая монетарная политика других стран позволяет эффективнее противодействовать последствиям кризиса, создавая при этом условия для роста.

В настоящее  время важную роль в предоставлении ресурсов в первую очередь, краткосрочных  экономике играют механизмы РЕПО. На начало 2010 г. рынок РЕПО в США составил 12 трлн дол. По оценкам Европейского центрального банка-ЕЦБ, рынок РЕПО в Европе на декабрь 2011 г. составлял 6,2 трлн евро. В целом ряд стран Евросистемы вынужден прибегать к масштабным заимствованиям у ЕЦБ и национальных центральных банков. Зависимость коммерческих банков от центрального банка стала столь существенной, что ЕЦБ был вынужден признать, что банковский сектор будет не в состоянии покрыть свою потребность в ликвидности, если не станут использоваться операции рефинансирования Евросистемы. При этом участие Евросистемы которая включает ЕЦБ, а также национальные центральные банки стран-участниц еврозоны в финансовых активах еврозоны возросло за последние годы более чем на 60%. Если учесть ту первоочередную роль, которую играют банки, особенно в Европе и Японии с точки зрения аккумуляции финансовых ресурсов как домашних хозяйств, так и других участников финансового рынка, становится вполне понятной и оправданной та поддержка, которая оказывается банковскому сектору.

Возросшая роль «длинных» денег 

Для расширения возможностей кредитования и инвестиций Европейским центральным банком стали широко использоваться механизмы долгосрочного на три года рефинансирования - LTRO, long-term refinancing operations. Только за два проведенных раунда LTRO участники получили свыше 1 трлн евро. Отметим при этом различия в «идеологии» подходов в еврозоне и России: тот объем ликвидности, который был получен российской экономикой от экспорта сырой нефти в течение 10 лет, в еврозоне был обеспечен двумя чисто эмиссионными раундами за несколько месяцев, что, заметим, не сопровождается истощением невозобновляемой ресурсной базы.

Информация о работе Кризис мировой финансовой системы