Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".

Файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Тема: ПОНЯТИЕ ВЭД В РФ.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ.

  1. Объективные предпосылки участия России в международном экономическом сотрудничестве.
  2. Понятие и формы ВЭД.
  3. Способы государственного управления внешне экономическими связями.
  4. Внешнеэкономический комплекс России.

 

Объективные предпосылки участия России в международном экономическом сотрудничестве.

Почему любое государство должно участвовать в международных связях.

Основная черта современного мира – глобализация – объединение и взаимодействие экономических систем, технологий, культур разных государств.

Основные элементы глобализации:

1). Образование единого информационного  пространства, в котором участвуют  большинство государств.

2). Возникновение новых мировых  рынков валюты и кредитования.

3). Создание глобальной инфраструктуры, обслуживающей мировой бизнес (электронная  торговля).

4). Активизация международных экономических  организаций, повышении роли их  в координации международных  экономических связей (Всемирная Торговая Организация).

Последствия глобального.

Необходимость унификации (сближения) национальных правовых систем.

 

Международное экономическое сотрудничество – это комплекс (совокупность) организационных, политических и хозяйственных связей с участием государств, межгосударственных союзов, международных организаций и конкретных хозяйствующих субъектов.

 

Основные черты.

Комплексный характер отношений:

    • Международное экономическое сотрудничество. Политическая деятельность участников данных процессов. Оказание помощи национальным производителям.
    • МЭС. Организационные мероприятия направлены на обеспечение экономической безопасности государств, вовлеченных в данные процессы. Регулирование иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Меры протекционистского характера – поддержка начинающих производителей на внешнем рынке.
    • Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов на внешнем рынке.

 

Деятельность – это направление МЭС.

Принципы МЭС – это основные начала, закрепленные в актах международного характера.

Хартия экономических прав и обязанностей государств (принята ООН 12 декабря 1974г.)

Гл.1 «Основы международных экономических отношений»:

  1. принцип взаимной и равной выгоды.
  2. мирного урегулирования споров.
  3. добросовестность выполнения международных обязательств.
  4. международного сотрудничества в целях развития.

 

На базе этих общих принципах строится политика любого государства.

 

Специальные принципы:

  1. соблюдение национального суверенитета государств-участников. Сочетается с добровольным отказом государств от некоторых элементов суверенности. Например: ЕС – монополия на денежное обращение упразднена; отказ от территориальной целостности.
  2. взаимной экономической выгоды участников сотрудничества. Ст.13 Хартии: все государства имеют право получать выгоду от развития науки и техники для ускорения своего развития.
  3. недискриминации. Ст.4 Хартии: каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и МЭС, независимо от различий в государственном устройстве, экономике и социальной системе. Ни одно государство не может быть подвергнуто дискриминации.
  4. принцип юридического равенства участников международных экономических связей. Ст.10 Хартии: все государства юридически равны и как равноправные члены международного сотрудничества вправе эффективно участвовать в международных процессах урегулирования международных финансовых проблем и др.
  5. принцип открытости МЭС для присоединения к этим процессам новых участников.

 

Необходимость участия любого государства в МЭС имеет объективный характер, т.к. обусловлена всемирным экономическим законом международного разделения труда.

 

  1. В силу международной специализации каждая страна благодаря своим климатическим, геополитическим, сырьевым и др. экономическим факторам ориентируются на выпуск той продукции, производство которой будет наиболее эффективным (с минимальными затратами).

Страны – участники МЭС:

    • Страны с наукоёмкой высокотехнологичной экономикой (Япония, США и др. – большая восьмерка)
    • Страны с экономикой, специализирующиеся на выпуске потребительской продукции (Китай, Швеция)
    • С сырьевой экономикой.

Россия везде. Международная специализация России имеет топливно-сырьевой характер (сформировалась в 70-е гг. 20в.) крупнейший экспортер невозобновляемых природно-сырьевых ресурсов. Услуги в сфере транспорта.

  1. В силу международной кооперации, страны, кооперируясь, оптимизируют производственные процессы (производят продукцию с наименьшими затратами).

 

Субъективные причины: экономическое сотрудничество уменьшает возможность межгосударственных конфликтов, степень безопасности государства напрямую связана с участием государства в мировой экономике.

 

Современное экономическое сотрудничество предполагает наличие системы международных организаций, которые обеспечивают и координируют эти процессы (ВТО, МВФ, Международный банк реконструкции и развития и др.).

 

Понятие и формы ВЭД.

ВЭД является видом предпринимательской деятельности. Отвечает всем признакам предпринимательства, закрепленным в ГК.

Это самостоятельный, специфический вид – правовое регулирование имеет свои особенности, специфику.

ФЗ от 18.07.99г. ст.1 «Об экспортном контроле» (в ред. От 29.06.2004г.) – легальное определение:

ВЭД – это внешняя торговля, инвестиционная и иная деятельность (в том числе – производственная кооперация) в области международного обмена товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Закон ориентирует на то, что это деятельность с участием иностранного элемента:

  1. Осложненность хозяйственных связей иностранным элементом проявляется:
      • Субъектный состав ВЭД включает иностранных лиц – субъектов предпринимательских отношений, чья правоспособность определяется по законодательству иностранных государств.

Если субъективный состав включает международную организацию. Ситуация, когда в экономических отношениях участвуют только российские лица и отношения классифицируются как международные: ст.2 ФЗ от 8 декабря 2003г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» российские ЮЛ рассматриваются как иностранный исполнитель услуг, если какое-либо иностранное ЮЛ имеет возможность определять решения, принимаемые российским лицом, в силу:

  1. преобладающего участия в уставном или складочном капитале российского ЮЛ
  2. когда с российским лицом заключен соответствующий договор (например: доверительного управления имуществом)
  3. иным образом влиять.

 

Для квалификации хозяйственной деятельности в качестве внешнеэкономической (осложненной иностранным элементом по признаку субъектного состава) закон ввел более универсальное понятие – не иностранное подданство, а коммерческое присутствие предприятий – участников деятельности на территории разных государств.

Например: российский поставщик поставляет товары через свой зарубежный филиал российскому партнеру.

      • О наличии иностранного элемента может свидетельствовать происхождение предмета сделки. Если обязательство возникает по поводу имущества, которое находится вне территории России. Если титул на имущество возник по зарубежному законодательству.
      • О наличии иностранного элемента можно судить по функциональному признаку. Если обязательство полностью или в значительной части исполняется за рубежом.

 

  1. специфика возмездности предпринимательских отношений, квалифицируемых как внешнеэкономические.

Эквивалент – иностранная валюта.

Внешнеэкономическая деятельность имеет цель – получение иностранной валютной выручки.

Если выручка получается в национальной валюте, но ее размер определен при помощи механизма курсовых валютных разниц.

Внешнеэкономическое обязательство исполняется или оценивается в иностранной валюте.

 

  1. Специфика субъектного состава ВЭД (допустимость участия иностранных лиц и международных организаций) – сложный характер нормативной правовой базы (применимым является иностранное законодательство).

Множественность источников правового регулирования ВЭД, обусловленная неоднородным составом участников.

 

ВЭД – это самостоятельное направление международного экономического сотрудничества, которое представляет собой урегулированную применимым правом предпринимательскую, производственную, коммерческую, посредственную и иную хозяйственную деятельность:

- российских лиц, в установленном порядке зарегистрированных на территории РФ, разрешенную национальным законодательством для осуществления за рубежом в порядке и формах, установленных национальным законодательством;

- российских лиц с партнерами, имеющими зарубежные коммерческие  предприятия, осуществляемую на территории РФ;

- иностранных лиц (нерезидентов), легализованных  в установленном порядке на  территории РФ в порядке и  формах, определенных российским  законодательством.

 

ВЭД совершается в следующих формах:

    1. внешнеторговая. Внешняя торговля – это самостоятельная отрасль экономики, которая включает экспортные, импортные, товарообменные и иные коммерческие операции с товарами и правами на них.
    2. внешнеэкономическая инвестиционная деятельность. Направления: вложение иностранного капитала в экономику России; вложение капитала российских лиц в коммерческие организации за рубежом; операции российских лиц на иностранных фондовых рынках, операции иностранных лиц на российском фондовом рынке; концессионная деятельность.
    3. международная торговля услугами.
    4. международное научно-техническое сотрудничество.

 

Одной из особенностей ВЭД является проникновение публичных начал в гражданско-правовые связи. В целом ВЭД – деятельность гражданско-правовая.

С ВЭД тесно связана деятельность публичных лиц, которая имеет административный характер и регулируется нормами налогового, таможенного, валютного законодательства и нормами конституционного права.

Связь публичной деятельности и внешнеэкономической (варианты):

  • деятельность государственных органов является основанием возникновения гражданско-правовых связей. Например: Правительство РФ и США заключили международный договор о торговле текстилем.
  • Публично-правовая организационная деятельность является предпосылкой развития уже существующего экономического отношения. Например: стороны заключили договор международной купли-продажи товаров, но его исполнение невозможно, если стороны не пройдут таможенные формальности.
  • ВЭД является основанием для возникновения административно-правовых отношений. Например: прекращение обязательства из договора международной купли-продажи надлежащим исполнением влечет обязанность российского экспортера в течение 7 дней продать часть своей валютной выручки.

 

ВЭД – это комплексные отношения, имеющие различную отраслевую принадлежность.

 

 

 

Способы государственного управления внешнеэкономическими связями.

Необходимость участия государства возникла в 13 веке (меркантилизм) до 15 в.

В 16 – 17 веке идеология полного отказа государства от вмешательства государства во внешнюю торговлю.

В 19 в. Смит идеология разделения труда.

В РФ внешнеэкономическая деятельность является объектом внутриэкономической и внешнеэкономической политики.

Государственной регулирование ВЭД – комплекс способов воздействия на участников внешнеэкономических связей, направленных на организацию, контроль и координацию деятельности участников.

 

Меры:

1) правовая регламентация условий и порядка участия российских лиц в экономической деятельности за рубежом, иностранных лиц – на территории России путем принятия внешнеэкономического законодательства РФ.

2) Экономическое стимулирование участников ВЭД

- разработка  и реализация государственных  и муниципальных программ развития ВЭД;

- установление  для участников ВЭД экономических  льгот, гарантий, страхование неэкономических рисков;

- предоставление  участникам ВЭД государственной  финансовой помощи, целевых кредитов.

3) международные  мероприятия государства для  обеспечения благоприятных условий деятельности российских участников на внешнем рынке.

4) контроль  за деятельностью участников  ВЭД, соблюдением ими законодательства  о внешнеэкономических связях.

 

Этапы государственного регулирования ВЭД:

1. период 1991 – 1995 гг. – либерализация внешнеэкономической сферы.

Ноябрь 1991г. Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности»: ликвидирована государственная монополия во ВЭД.

Отказ государства от регулирования экономических связей. Любой субъект имеет право выхода на внешний рынок.

Последствия: сформировалась сырьевая специализация (вывоз сырья), тенденция «бегства» капитала за рубеж.

2. 1996-1999гг. – внедряли американскую  систему свободного рынка (навязана  МВФ). Саморегулируемая экономика: без  государственного сектора. Государство определяет стратегию развития.

Экономический кризис август 1998г.

3. 2000 – сейчас. Активная государственная  промышленная политика по европейскому  образцу. Крупный государственный  сектор, прямое государственное  регулирование.

Принципы государственного управления внешнеэкономической сферой: ст.4 Закона «Об основах государственного регулирования ВЭД»:

  • Принцип равенства и недискриминации участников ВЭД. Если иное не предусмотрено федеральным законодательством все участники ВЭД независимо от формы собственности, организационно-правовой формы имеют равные возможности.
  • Единство системы государственного регулирования ВЭД – обеспечивается закреплением исключительной компетенции РФ важнейших функций по управлению, четкое распределение компетенции публичных субъектов.
  • Единство таможенной территории РФ. Обеспечивается передачей таможенного дела в федеральную компетенцию и запретом для субъектов РФ осуществлять самостоятельную таможенную политику.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"