Квотирование иностранной рабочей силы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, доклад

Описание работы

Миграционные квоты — это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

Файлы: 1 файл

Квотрирование иностранной рабочей силы.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Квотрирование иностранной рабочей силы

Миграционные  квоты — это количественное ограничение  численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

Квотирование  может применяться как метод  регулирования временной трудовой иммиграции, либо иммиграции для временного проживания, либо иммиграции в целях переселения на постоянное место жительства.

Квотирование  мигрантов осуществляется во многих западноевропейских странах (Австрия, Италия, Португалия, Швейцария)[1]. Жесткая  система квотирования применяется  в США[2]. Несмотря на европейскую тенденцию отказа от квотирования трудовой миграции в последнее десятилетие, миграционные квоты все чаще обсуждаются как эффективный инструмент защиты национального рынка труда (например, в Испании)[3].

Словосочетанием «миграционные квоты» в российских средствах массовой информации нередко называют систему квотирования привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. К ним относятся квоты на выдачу приглашений на въезд и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Помимо них, в России существуют: квота на выдачу разрешений на временное проживание и предельная допустимая доля использования иностранных работников по видам экономической деятельности.

Кроме того, существует АИК «Миграционные квоты» — государственная  информационная система, предназначенная для автоматизации процесса подготовки, обобщения и анализа заявок работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы[10].

Квотирование  привлечения иностранной рабочей  силы осуществляется во многих европейских странах. Интеграционные процессы в Европе переориентировали ограничительные механизмы на страны, не входящие в ЕС.

Испания и Италия являются, с одной стороны поставщиками рабочей силы для западноевропейских рынков труда, а с другой стороны, сами стали активными потребителями иностранной рабочей силы из третьих стран.

Испания Система квотирования в Испании, называемая «contingente», схожа с российской моделью, но, понимая низкую эффективность этого механизма, органы власти начали внедрять более гибкие инструменты управления трудовой миграцией («Общий режим» и «Каталог профессий с дефицитом рабочей силы»)[4].

В качестве альтернативы квотам Испанское правительство  заключило соглашения с рядом  государств Африки (Марокко, Нигерия, Мали), бывшими советскими республиками (Молдова, Украина) и государствами Латинской Америки (Доминиканская Республика, Колумбия, Эквадор, Перу)[1]

Италия Квоты в Италии определяются на основе уведомлений работодателей о потребности в найме иностранных работников с учетом консультаций с ассоциациями предпринимателей. Небольшая часть этих квот формируется в результате двусторонних соглашений о привлечении иностранной рабочей силы[4].

Для граждан  из стран новых членов ЕС и граждан  третьих стран устанавливаются  отдельные квоты. Также существуют квоты для сезонных рабочих. Некоторые категории: спортсмены, переводчики, медицинские сестры не лимитируются.

Великобритания В Великобритании традиционно доступ к рынку труда имели граждане государств Содружества, но в 60-е гг. были введены ваучеры, в основе которых лежал категориальный принцип. Работать в Великобритании имели право лица, имевшие конкретные предложения работы, а также граждане стран Содружества, имевшие дефицитную квалификацию. В 1965 году была введена квота в размере 8500 человек для указанных категорий[4].

Хотя квоты  существуют в британской системе  регулирования миграции по сей день, для повышения прозрачности и  упрощения процесса найма работников-мигрантов  была введена система балльной оценки кандидатов. Система предусматривает пять категорий мигрантов:

высококвалифицированные специалисты;

квалифицированные работники, имеющие предложения  работы и восполняющие нехватку рабочей  силы;

ограниченное  количество малоквалифицированных  работников, необходимых для восполнения  временной нехватки рабочей силы в конкретных областях;

учащиеся, получившие соответствующее предложение от учебного заведения;

мобильная молодежь и временные работники.

В качестве критериев  оценки используются: знание языка, наличие  средств к существованию, возраст, уровень образования/ученая степень, потенциальный заработок, предложение работы (дефицитная профессия, отсутствие местных кадров, внутрифирменное перемещение).

Балльная система  является более гибким инструментом регулирования иммиграции, в том  числе трудовой, чем квотирование.

Иммиграционные  квоты в США

Система иммиграционных квот в США является наиболее сложной  и жесткой. Нация, которая сформировалась почти полностью за счет иммигрантов  из Старого Света, сегодня предпринимает  максимум усилий, чтобы этот процесс замедлить.

Квоты на выдачу «карт постоянных жителей» (грин-карт — от англ. Green Card — «зеленая карта») распределены по категориям иммигрантов  в зависимости от наличия родственников-граждан  США и состава семей или  возможностей занятости в стране[2].

Квоты для родственников

Выделены 5 квотируемых категорий  родственников граждан США и  постоянно проживающих иностранцев:

не состоящие в браке  лица, хотя бы один из родителей которых  имеет гражданство США;

не состоящие в браке  взрослые (от 21 года) дети владельцев «грин-карт»;

супруги и не состоящие  в браке дети (моложе 21 года) владельцев «грин-карт»;

состоящие в браке дети граждан США;

братья и сестры граждан  США, достигших 21 года.

Квоты на них устанавливаются  в абсолютных значениях. Общая квота  на 2010 г. — 226 тысяч виз.

Не ограничиваются квотами  непосредственные родственники:

супруги граждан США;

вдовцы/вдовы граждан  США (в течение 2 лет при условии  не меньшей, чем 2 года длительности брака);

не состоящие в браке  лица (до 21 года), хотя бы один из родителей которых имеет гражданство США;

родители взрослых (старше 21 года) детей — граждан США;

усыновленные дети граждан  США, если такое усыновление наступило  до достижения ими 16-тилетнего возраста;

пасынки/падчерицы, а также мачехи/отчимы граждан  США, если соответствующие родственные  связи наступили до достижения детьми 18-тилетнего возраста.

Указанные категории  могут получить временную К-визу.

Квоты для рабочих

На основе перспектив занятости выделены 5 категорий иностранных работников (Общая квота на 2010 г. — 140 тысяч виз. Квоты устанавливаются в процентах):

«Приоритетные работники» (28,6 %), в том числе:

обладающие  экстраординарными способностями  искусстве, науке, бизнесе, образовании  и спорте;

признанные на международном уровне ученые и преподаватели (с опытом не менее 3 лет);

высшие руководители и менеджеры транснациональных  компаний, проработавшие в них  не менее года за последние три;

Работники, имеющие  высшее профессиональное образование  или ученую степень, а также работники, обладающие выдающимися способностями искусстве, науке, бизнесе (28,6 %).

Работники, имеющие  степень бакалавра, квалифицированные  и неквалифицированные работники, имеющие опыт работы не менее 2 лет  или аналогичное обучение, работники для занятий, не требующих опыта или обучения. Период ожидания тем меньше, чем выше квалификация (28,6 %).

Работники религиозных  организаций и другие категории, не относящиеся к перечисленным  выше (7,1 %).

Индивидуальные  инвесторы, готовые вложить в экономику США не менее 1 млн долл., либо 0,5 млн долл. — в экономически депрессивные или сельские территории (есть специальная программа) (квота около 10 тысяч грин-карт или 7,1 %). При этом:

новый бизнес должен создать не менее 10 рабочих мест на условиях полной занятости (исключая самого инвестора и зависимых лиц);

в случае вложений в уже существующий бизнес инвестиции должны увеличить собственный капитал  организации или число занятых  до 140 %, либо сохранить все существующие рабочие места в бизнесе, потерявшем более 20 процентов собственного капитала за период от 1 до 2 лет.

Квоты для розыгрыша  в лотерее

Каждый год 55 тысяч грин-карт разыгрывается в  лотерее.

Квоты для беженцев

Ежегодная квота  в 90 тысяч грин-карт устанавливается  для беженцев, находящихся за пределами США, но имеющих спонсора, который оплатит их финансовые затраты.

Специальные квоты

Специальная квота  в 10 тысяч устанавливается для  особых категорий мигрантов:

духовенство и  иные работники признанных религиозных  организаций;

иностранные квалифицированные медицинские работники, живущие и работающие в США до 1978 года;

лица, работавшие в Зоне Панамского канала;

лица, проработавшие  на Правительство США не менее 15 лет;

иностранные работники, проработавшие в Консульстве  США в Гонконге не менее 3 лет;

лица, получившие защиту Уголовного суда США.

Квоты для временных  рабочих

Кроме того, Правительством США устанавливаются квоты на временных иностранных работников. Работникам, имеющим образование  не ниже колледжа, либо эквивалентный  опыт работы, может быть выдана рабочая виза до 6 лет (с продлением ещё на 3 года). Общее число таких виз — не более 65 тысяч в год[5]. Обязательным условием является заявка работодателя, которая направляется в Департамент труда. Только после одобрения этой заявки мигрант может обращаться в Службу иммиграции и натурализации США с ходатайством и документами, подтверждающими образование.

Визы для  иностранных работников, нанимаемых на кратковременные или сезонные работы (квота — 66 тысяч в год) действуют не более года (даже с  учетом продления до 3 месяцев). Работодатель не ранее, чем за 4 месяца до привлечения работника должен подать заявление в Департамент труда для получения Временного трудового сертификата. После он обращается в Службу иммиграции и натурализации США с ходатайством. В случае одобрения иностранным работником может быть подана заявка на получение визы[6].

Стоимость подачи заявки на 2013 и 2012 год всего 7000 рублей.

Разрешение  на работу сроком на один год выдается только через работодателя, который  в свою очередь должен был подать заявку на предоставление ему квот для иностранных граждан, в территориальный орган УФМС России. Данная заявка подается в территориальный орган УФМС заранее: если работодатель хочет получить квоту (миграционная квота) для привлечения и использования иностранной рабочей силы на 2013г., то заявку он должен был подавать до мая 2012г., соответственно заявку на квоту для привлечения и использования иностранной рабочий силы на 2012г. работодатель должен подавать до мая 2011 г. и т.д.

В РФ, квотированию подлежат как выдача разрешений на работу, так и выдача приглашений на въезд. Размер квот утверждается постановлением Правительства РФ. 

     Так  на 2012г. Правительство РФ установило  следующие квоты:

     Утвердить  на 2012 год квота на иностранную  рабочую силу на выдачу иностранным гражданам 1250769 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

     Утвердить  на 2012 год квоту на выдачу иностранным  гражданам 3976747 разрешений на  работу.

     Следует отметить, что данные квоты утверждены на все субъекты РФ, как правило больше всего квот выделяется на г.Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Но при нынешнем большом потоке иностранных граждан, даже в указанных субъектах РФ квоты заканчиваются очень быстро, к примеру, в 2012 г. выдача разрешений на работу в г.Москве в связи с окончанием квот прекратилась в июне 2012 г.

     Исходя из  сложившейся ситуации работодатель, в том случае если он собирается  применять труд иностранных работников, должен заранее позаботиться о предоставлении ему квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

     Следует отметить, что перечень документов необходимых  для подачи заявки на выделение  квот, утверждается непосредственно  внутренними приказами УФМС России, многие работодатели получают отказ в выделении им квот из-за неполного комплекта документа поданных в УФМС. Как следствие, работодатель теряет время, которое в результате приводит к тому, что с подачей заявки на выделения квот для организации работодатель в указанные выше сроки не укладывается.


Информация о работе Квотирование иностранной рабочей силы в РФ