Лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:39, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".

Файлы: 1 файл

Лекция Внешнеэкономическая деятельность.docx

— 187.99 Кб (Скачать файл)

Тема №1. Характеристика ВЭД и общие направления ее развития.

  1. Предмет, понятия, определения.
  2. Классификация внешнеэкономических связей (ВЭС).
  3. Структура внешнеэкономической политики (ВЭП).
  4. Некоторые особенности ВЭД в переходной период на Украине.
  5. Сущность ВЭС как экономической категории.

 

  1. Предмет, понятия, определения.
  2. ВЭД – это деятельность субъекта хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории данного государства, так и за ее пределами. ВЭД включает в себя две основных составляющих: внешнеэкономическая политика (ВЭП) и внешнеэкономические связи (ВЭС).
  3. ВЭП – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию ВЭС для укрепления своего потенциала (социального, политического, экономического и военного)
  4. ВЭС – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств во всех отраслях экономики.

.

Субъектом государства  является носитель прав и обязанностей, возложенных на него государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении: хозяйствующие субъекты (товарищества, общества, предприятия, фирмы и др.), а также индивидуальные предприниматели.

 

 

  1. Классификация внешнеэкономических связей (ВЭС).

 

 

Франчайзинг – это форма быстрого оборота капитала в области торговли научно-технической продукцией и в области производства.

Реинжениринг – это восстановление (реанимация) техники и технологии.

 

  1. Структура внешнеэкономической политики (ВЭП).

 

 

Внешне инвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории государства и регулированию вывоза инвестиций за рубеж.

Политика импорта иностранных  инвестиций направлена на решение следующих задач:

  1. Увеличение объема отечественного производства товаров и услуг на уровне международного стандарта;
  2. Привлечение в страну передовых технологий, мирового опыта, в различных сферах человеческой деятельности;
  3. Увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;
  4. Увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.

Политика  экспорта иностранных инвестиций. Например на решение задач:

  1. Продвижение отечественных экспортных товаров на зарубежные рынки;
  2. Развитие зарубежного производства для увлечения прибыли или для обеспечения гарантированного снабжения своего отечественного рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);
  3. Укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций;
  4. Укрепление страховой системы и увеличение активности страхового бизнеса.

Валютная политика – совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

  1. Валютная дисконтная политика представляет собой системы экономических и организационных мер по использованию учетной ставки процента для регулирования денежных инвестиций и сбалансирования платежных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состоянии денежного спроса, динамику и уровень цен, объем денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций.
  2. Валютная девизная политика – это система регулирования валютного курса покупками и продажей валюты с помощью валютной интервенции валютных ограничений.
  • Валютная интервенция – целевая операция центральных банков по купле и продаже иностранной валюты для ограничений динамики курса национальной валюты определенными пределами ее повышения или понижения;
  • Валютные ограничения представляют собой систему экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной валютой, золотом и др. активами.
  1. Валютное субсидирование – это система валютно-финансового обеспечения хозяйственной деятельности субъектов ВЭД со стороны центрального банка и сети коммерческих банков государства в виде кредитов, ссуд, займов.
  1. Диверсификация валютных резервов – это система проникновения валютных резервов субъектов ВЭД в различные отрасли народного хозяйства с целью расширения объемов бизнеса.
  2. Таможенная политика – это составная часть внутренней и внешней политики государства, ценами которой является:
  • Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории государства;
  • Участие в реализации торгово-политических задач о защите отечественного рынка и стимулированию развития национальной экономики.

 

  1. Некоторые особенности ВЭД в переходной период на Украине.

ВЭД на Украине  определена основным законом – “О внешне экономической деятельности”, от 16.04.1991г. Основное коренное изменение  в правовом обеспечении ВЭД в  соответствии с этим законом состоит  в том, что субъектам хозяйственной  деятельности дана финансовая самостоятельность  в ВЭД.

Основные  принципы и направления ВЭД на Украине следующие:

  1. Суверенитет народа Украины в осуществлении ВЭД;
  2. Свобода внешнеэкономического предпринимательства;
  3. Юридическое равенство и не дискриминация всех субъектов ВЭД;
  4. Верховенство закона, состоящего в регулировании ВЭД только в соответствии с законами Украины;
  5. Защита интересов субъектов ВЭД (как украинских, так и иностранных);
  6. Эквивалентный обмен, недопустимость демпинга при ввозе и вывозе товара.

Основные  направления в ВЭД Украины:

  1. Накопление внутреннего рынка продукцией мирового уровня. Это сегодня не менее важно,  чем продвижение украинских товаров за рубеж, так как выход субъектов ВЭД Украины за рубеж любой ценой означает становление на демпинговый путь и соответственно наносит урон экономике Украины. Пока показатели качества и наукоемкости украинской продукции в целом ниже за западных.

Пример: за 1 кг. машиностроительной и электротехнической продукции, изготовленной на Украине определена цена – 1,8 $, а за аналогичную продукцию США – 38 $.

  1. Избавиться от потерь в ВЭД в силу спровоцированного и вынужденного падения курса иностранных валют. Сегодня на Украине на создании продукции на экспорт сориентировано более 40% основных производственных фондов, то есть почти половина промышленной экономики работают на экспорт и около 30% трудовых ресурсов производственной сферы. В результате практики отсутствует внутренний государственный заказ на технологически- и наукоемкую продукцию (корабли, машины, самолеты, оборудование и т.д.). Таким образом для ВЭД Украины интересен истинный твердый курс иностранной конвертируемой валюты, так как в данный период Украина – страна-экспортер.
  2. Изменение структуры экспортера и импортера, а так же системы организации и управления ВЭД. Современная структура экспорта Украины сориентирована на продажу полуфабрикатов, незаконченных изделий, металлопроката и сырья. Более 50% общего объема экспорта составляет металлопрокат, металл в “чушках” черный и цветной; около 15% экспорта дает пищевая промышленность (сахар – 42% от общего объема экспорта пищевой промышленности). Такая структура экспорта слабо обеспечивает платежный баланс и не способствует развитию производства технологически- и наукоемкой продукции. Структура импорта в последнее время претерпела изменения – снижен объем закупок продуктов питания, однако импортируемая технологически- и наукоемкая продукция и ее комплектующие, которые могли бы производиться на отечественных предприятиях (в силу отсутствия государственного заказа).
  3. Необходимость субъектам ВЭД Украины работать в состязательном режиме с субъектами заказа по качеству наукоемкой продукции.
  4. ВЭД на Украине должна стать самостоятельным источником увеличения национального дохода сверх уровня его внутригосударственного формирования.
  5. До стабилизации экономики на Украине необходимо превышение объема экспорта над импортом, то есть индекс торговли должен быть больше единицы. Таким путем развивали свою экономику Канада, Германия и Франция.
  6. Сущность ВЭС как экономической категории.

Сущность  ВЭС как экономической категории  проявляется в их функциях:

  1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
  2. Международное признание потребительской стоимости продуктов международного разделения труда;
  3. Организация международного денежного обращения.

Эффективность организации ВЭС и механизма  управления ими во многом определяется классификацией связи (см. схему ВЭС). Под классификацией ВЭС следует понимать – распределение этих связей на конкретные группы, как показано на схеме, по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная схема ВЭС состоит из видов и форм связей.

Вид ВЭС  – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например, направлением товарного потока.

Тема 2. Субъекты ВЭД и их классификация

Классификация участников ВЭД по профилю деятельности предполагает учет функционально-целевой  направленности: пр-во экспортной продукции  и самостоятельная реализация на внешнем рынке, чисто внешнеторговые операции, иные посреднические услуги, финансово-страховые или транспортные операции.

1) Производители-экспортеры  без посредников. К ним относятся  промышленные предприятия (объединения), производственные кооперативы, консорциумы  и СП, обеспечивающие выпуск экспортной  продукции и предоставление различного  рода услуг.

Консорциум - форма объединения предприятий  производственного и внешнеэкономического профиля деятельности.

Транспортные  компании. Активными участниками  ВЭД в составе этой группы выступают  российские транспортные компании, обеспечивающие экспорт услуг автотранспортных, железнодорожных, морских (речных) и  авиаперевозок.

2) Организации-посредники. Не являются производителями  и владельцами экспортной продукции,  а лишь обеспечивают внешнеторговые  операции на внешнем рынке  от лица производителей.

Специализированные  внешнеэкономические организации (ВО) Министерства торговли РФ (МТРФ). Эти ВО обслуживают ВЭС государственного уровня, обеспечивая коммерческие и иные операции на внешнем рынке на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт через зарубежные фирмы по лицензиям МТ РФ, специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Отраслевые  внешнеэкономические объединения (ВЭО). ВЭО созданы в отраслевых промышленных министерствах. Их основными Целями являются содействие развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли, изыскание новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на базе прямых связей, совместного предпринимательства и др.

Смешанные общества (СО). Такие общества создаются производителями экспортной продукции за границей с участием, как правило, средств крупных российских предприятий-экспортеров и их иностранных партнеров.

3) Содействующие  организации. Профиль их деятельности  — оказание различного рода  услуг и консультационно-методической  помощи в обеспечении выхода  на внешний рынок, поиске иностранного  партнера, организации выставок, ярмарок  и рекламы, проведении экспертизы, оформлении финансово-расчетных  и валютно-кредитных операций, а  также внешнеторг/ транспортных перевозок.

Классификация участников ВЭД по характеру внешнеторговых операций и организационно-правовые формы субъектов ВЭД:

По характеру  совершаемых внешнеторговых операций участников ВЭД можно разделить  на экспортеров и импортеров, обеспечивающих многоканальные импортные поставки, и специализированных посредников.

В составе  группы экспортеров выступают в  основном производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке, отраслевые ВЭО, специализированные ВО МТ РФ из числа акционерных обществ  внешнеэкономического профиля, уполномоченные по экспортным поставкам по межправительственным соглашениям и международным  обязательствам, а также другие участники  ВЭД, рассмотренные в составе  первой и второй групп.

Группа  импортеров включает:

- государственные  организации федерального уровня, обеспечивающие по решению правительства  закупки критического импорта  за счет государственных валютных  средств и кредитов;

- региональные  органы самоуправления, имеющие  возможность за счет местных  валютных фондов обеспечивать  импортные закупки потребительских  товаров с целью пополнения  внутреннего рынка и развития  социальной сферы региона;

- коммерческие  структуры в числе нескольких  сотен крупных торгово-посреднических  фирм и торговых домов, занимающихся  исключительно импортными закупками и вытесняющих полугосударственный дотационный импорт;

- различные  хозяйственные организации, расположенные  в регионах приграничной и  прибрежной торговли.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"