Международная конкуренция и ее значение в развитии современного мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –определить значение международной конкуренции в развитии современного мирового хозяйства. Во время выполнения курсовой работы я ставила перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данной теме
выявить проблемы международной конкуренции
подвести итоги работы

Содержание работы

Введение 3
Конкурентоспособность страны 6
Понятие конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности 6
Условия для конкурентного преимущества страны 8
Условия спроса 8
Стратегия, структура и соперничество фирм 11
Отраслевая конкурентоспособность 15
Роль правительства 17
Международная конкуренция и особенности ее проявления в современном хозяйстве 20
Масштабность конкуренции 20
Роль НТР в конкуренции 21
Ценовая конкуренция 22
ТНК 22
Регулирование международной конкуренции 23
Проблемы конкурентоспособности национальной экономики в контексте мировых тенденций 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 33

Файлы: 1 файл

курсовая МХ.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ                                                 УНИВЕСИТЕТ «РИНХ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ''Субъекты мирового хозяйства "

Тема: “ Международная конкуренция и ее значение в развитии современного мирового хозяйства ”

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. 121

Самофалова Анастасия

Проверил:

доцент

Шипилова  Т.В.


 

Содержание:

                                                        стр.

Введение                                                                                                              3

  1. Конкурентоспособность страны                                                                   6
    1. Понятие конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности  6
    2. Условия для конкурентного преимущества страны                              8
      1. Условия спроса                                                                              8
      2. Стратегия, структура и соперничество фирм                               11
      3. Отраслевая конкурентоспособность                                            15
      4. Роль правительства                                                                      17
  2. Международная конкуренция и особенности ее проявления в современном хозяйстве                                                                                                     20
    1. Масштабность конкуренции                                                                 20
    2. Роль НТР в конкуренции                                                                     21
    3. Ценовая конкуренция                                                                           22
    4. ТНК                                                                                                      22
    5. Регулирование международной конкуренции                                   23
  3. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики в контексте мировых тенденций                                                                                          24

Заключение                                                                                                     29

Список использованной литературы                                                             31

Приложение 1                                                                                                 32

Приложение 2                                                                                                  33

 

 

Введение

 

В условиях глобализации экономических отношений  и открытости развитых экономик повышается значение концепции конкурентоспособности.

Первый  вклад в теорию международной  конкурентоспособности внес Адам Смит, с тех пор как написал в  1768 г. Свое «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он определил четыре начальных фактора – земля, капитал, природные ресурсы и труд, обуславливающие абсолютные преимущества государства, и доказал преимущества открытости национальных экономик.

Далее теорию конкуренции развил Давид Риккардо, который ввел понятие сравнительных  преимуществ государств, являвшееся основой теории международной торговли. Основное достижение – идея о том, что при обмене товарами и услугами, выигрывают обе страны. Теория сравнительных  преимуществ Риккардо основана на скрытых  издержках, т.е. скрытой стоимости  товара по сравнению с другим, которая  определяется производительностью  труда.

В XX веке Хекшером и Олином была разработана теория обеспеченности факторами, главная идея которой состоит в том, сто страна должна экспортировать тот товар, при производстве которого интенсивно используются все имеющиеся факторы.

После почти  двухсотлетнего господства теории сравнительных  преимуществ, М.Портером был найден новый подход, отражающий динамично  развивающийся характер конкуренции, выходящей далеко за рамки издержек, и основанный на теории инноваций. Главная  идея этой концепции состоит в  том, «что благополучие страны создается, а не наследуется. Оно не вырастает  из природных богатств страны, ее трудового  потенциала, процентных ставок или  стоимости валюты. Как утверждает классическая экономическая теория». Таким образом, концепция международной конкуренции была очень важна начиная с 18 века.

Моя курсовая работа безусловно актуальна, так как  именно конкуренция - это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства, именно конкурентная борьба - это динамический процесс, служащий лучшему обеспечению  рынка товарами, именно конкуренцию  мы можем назвать «санитаром рынка», позволяющим ему функционировать.

Цель  курсовой работы –определить значение международной конкуренции в  развитии современного мирового хозяйства. Во время выполнения курсовой работы я ставила перед собой следующие  задачи:

  • изучить литературу по данной теме
  • выявить проблемы международной конкуренции
  • подвести итоги работы

 

  1. Конкурентоспособность страны

 

    1. Понятие конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности

Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция  обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг.

 В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Конкурентоспособность - это сложная  экономическая категория, которая  может рассматриваться на нескольких уровнях:

    • конкурентоспособность товара
    • конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)
    • отраслевая конкурентоспособность
    • конкурентоспособность стран
    • международная конкуренция

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности  существует тесная внутренняя и внешняя  зависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами. Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.

Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность труда - это  один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые  проявляются на рынке через сравнительный  уровень цен и прибыльности.

В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоемкость и интелектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для его оценки используется такой показатель как затраты на инновации. Данный показатель отражает способность страны к инновационной деятельности и, кроме величины расходов на НИОКР, учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования .Важную роль в инновационной деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность культуры, частная инициатива и желание рисковать, что с трудом поддаётся количественной оценке.

В последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

С точки зрения устойчивого развития природоохранная работа связана  не только с ростом издержек производства, но и в значительной степени с  получением преимуществ в конкурентной борьбе. Отдельные компании, взявшие  на вооружение эту концепцию, эффективно используют более совершенные производственные процессы, повышают производительность труда, снижают затраты на выполнение экологических требований и наилучшим  образом используют возможности  рынка.

Такие товаропроизводители всегда будут обладать преимуществом перед  своими конкурентами, не использующими  новые подходы к предпринимательской  деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на равных конкурировать на мировой  арене с другими корпорациями.

 

    1. Условия для конкурентного преимущества страны

 

      1. Условия спроса

В основе конкурентного преимущества страны лежит структура спроса на внутреннем рынке. Величина и характер роста этого спроса могут усилить  преимущество, влияя на то, когда, во что и сколько денег вкладывают фирмы и почему они это делают именно так. Но есть и третий способ, которым спрос на внутреннем рынке  может дать конкурентное преимущество. С помощью определенных механизмов спрос на внутреннем рынке интернационализируется и буквально вытаскивает производимые в стране товары и услуги на мировой  рынок.

Один из основных детерминантов  национального конкурентного преимущества в какой-либо отрасли это спрос  на внутреннем рынке на товары или  услуги, предлагаемые этой отраслью. Практически  в каждой из отраслей спрос на внутреннем рынке оказывает определенное влияние. Влияя на эффект масштаба, спрос  на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций, вводимых фирмами страны. Он характеризуется  тремя важными чертами: структурой внутреннего спроса (природа покупательских потребностей), объемом и характером роста внутреннего спроса и, наконец, механизмами, с помощью которых  предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки. Значение двух последних  качеств зависит от первого. Для  конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса на внутреннем рынке.

Самое важное проявление влияния спроса внутреннего рынка на конкурентное преимущество через соотношение  и характер потребностей отечественных  покупателей. Структура спроса определяет то, как фирмы улавливают эти потребности, истолковывают их и реагируют  на них. Страны добиваются конкурентного  преимущества в тех отраслях или  их сегментах, где спрос на внутреннем рынке дает местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также получают конкурентное преимущество, если местным фирмам в результате покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты. Таким образом, в основе этих преимуществ лежат различия в спросе на внутреннем рынке.

Информация о работе Международная конкуренция и ее значение в развитии современного мирового хозяйства