Международная предпринимательская деятельность в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:10, реферат

Описание работы

Международная предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая через научно - техническое, производственное, торговое, сервисное и другое обоюдополезное сотрудничество субъектов хозяйствования двух и более стран (международных партнеров). Она регулируется на государственном, национальном и наднациональном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и формы международной предпринимательской деятельности 4
2. Виды и формы международного предпринимательства 7
3. Состояние и перспективы международного предпринимательства в Украине 9
ВЫВОДЫ 16
ЛИТЕРАТУРА 17

Файлы: 1 файл

Международная предпринимательская деятельность в Украине (1).doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Крымский экономический институт

Киевского национального экономического университета им. В.Гетьмана

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Основы экономической науки»

на тему: «Международная предпринимательская деятельность в Украине»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                           студентка 1 курса, гр. УА-11-13

                                                                           Кириченко Ольга Борисовна

 

                                                                           Проверил:

                                                                           Безматерных Виктор Григорьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2013 г.

 

Международная предпринимательская деятельность в Украине

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных рыночных условиях развития мировой экономики все большие масштабы приобретает международная предпринимательская деятельность.

Все предприятия, независимо от формы собственности, должны иметь выход на внешний рынок, только тогда они смогут принимать реальное участие в международных экономических процессах.

Международная предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая через научно - техническое, производственное, торговое, сервисное и другое обоюдополезное сотрудничество субъектов хозяйствования двух и более стран (международных партнеров). Она регулируется на государственном, национальном и наднациональном уровнях.

Большое внимание исследованию международной предпринимательской деятельности уделяли С.Ф. Покропивный, И.М. Бойчук, К.В. Ермилова, А.Г. Мельник и другие.

 

 

1. Понятие  и формы международной предпринимательской деятельности

 

В прагматическом смысле международную предпринимательскую деятельность (бизнес) можно трактовать как деятельность, предполагающую научно - техническое, производственное, торговое, сервисное и другое сотрудничество хозяйствующих субъектов двух или более стран.

Международный бизнес трактуется также как сотрудничество между странами мира, отдельными предприятиями и субъектами хозяйствования на взаимовыгодных условиях. Он базируется на дальнейшем развитии и международном разделении труда. Это обусловлено структурой размещения самых разнообразных природных богатств, географическим положением, климатическими условиями, историческими традициями производства, размерам трудовых ресурсов и другими факторами.

Современный международный бизнес фактически охватывает все сферы деятельности людей, связанные с перемещением и взаимопроникновением основных факторов производства (трудовых ресурсов, средств и предметов труда), товаров и услуг через национальные границы.

Общими мотивами, которые побуждают отдельных субъектов участвовать в международном бизнесе, есть возможность расширения продажи товаров, приобретение (использование) новых источников ресурсов, диверсификация производства. Постоянное присутствие на международном рынке позволяет предприятиям (фирмам) значительно увеличивать свою выгоду, получать большие прибыли. Развитие международной предпринимательской деятельности может быть ориентировано и на реализацию долгосрочных собственных интересов, когда цели обеспечения и сохранения полной доходности не являются приоритетными.

Производственные возможности любого предприятия могут быть ограничены уменьшением объема внутреннего (национального) рынка из-за недостаточного количества потребителей или низкую покупательную способность.

При благоприятной конъюнктуре на мировом рынке национальная фирма имеет возможность наращивать объемы производства и продажи товаров через выход на международный рынок. Как показывает опыт хозяйствования, крупные корпорации в настоящее время более 40 % объема продаж собственных товаров осуществляют вне национальных рынков.

Расширять и увеличивать рынки сбыта (и соответственно свои доходы) то или иное предприятие может за счет покупки за рубежом определенных видов первичного сырья, полуфабрикатов и т.п.. В некоторых случаях решающее значение имеют уникальные свойства иностранных товаров или услуг, которые используются отечественными предприятиями.

Резким колебаниям в производственной и коммерчески - торговой деятельности можно помочь дифференциацией предприятия, при которой поддерживаются оптимальные объемы продаж продукции (на случай экономического спада в своей стране или фирме) за счет выхода на рынки других стран, экономика которых находится на стадии оживления и подъема.

Кроме того, предприятие становится менее зависимым от конъюнктуры внутреннего рынка, если какая-то часть ресурсных компонентов и полуфабрикатов оно получает по импорту из - за границы.

Субъектами международного бизнеса являются его участники, способные активно и независимо работать с целью реализации своих экономических интересов. К основным субъектам такой хозяйственной деятельности относятся физические и юридические лица, институциональные и добровольные объединения последних, государства и международные организации.

Согласно Закону Украины "О внешнеэкономической деятельности " субъектами такой деятельности могут быть:

  • физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие гражданскую дееспособность и правоспособность;
  • юридические лица, зарегистрированные в Украине и имеющие на ее территории постоянное местонахождение;
  • объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, не являющихся юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины;
  • структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных государств (дочерние фирмы, филиалы, отделения, представительства);
  • совместные предприятия, имеющие постоянное местонахождение в Украине.

К этому следует добавить, что субъекты внешнеэкономической деятельности Украины при хозяйствовании должны придерживаться следующих принципов:

  • суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • свободы внешнеэкономического предпринимательства;
  • юридического равноправия и недопущения дискриминации;- Верховенства закона;
  • защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;
  • эквивалентности обмена, недопустимости демпинга в процессе ввоза и вывоза товара.

 

 

 

 

 

2. Виды  и формы международного предпринимательства

 

Исходя из мотивации и особенностей осуществления международной предпринимательской деятельности (бизнеса), можно выделять определенные ее типы и виды. 

Есть два основных типа бизнеса - частный и государственный международный бизнес. Такое выделение типов международного бизнеса осуществляется на основе разграничения субъектов по признаку форм собственности. Сейчас в странах с переходной экономикой доминирует тенденция к постепенному увеличению доли частного международного бизнеса.

По отраслевым технологическим и функциональным признакам различают определенные виды международного бизнеса: промышленный, аграрный, промышленно - аграрный, строительный, торговый, транспортно - коммуникационный, финансовый.

Наиболее быстрыми темпами развиваются промышленный, торговый и финансовый международный бизнес.

Международный бизнес осуществляется в определенных формах. Среди них назовем такие: экспорт - импорт товаров и услуг; кооперация в области научно - технической, производственной, сбытовой и сервисной деятельности; инвестиционная деятельность, совместное предпринимательство; транснациональные корпорации.

Наиболее распространенной формой международного бизнеса является осуществление экспортно - импортных операций, лизинга, разных посреднических, консультационных и маркетинговых услуг. 

Названные выше формы международного бизнеса характеризуются сравнительно невысоким уровнем интернационализации предприятий и организаций.

Наиболее эффективным видом международного предпринимательства является создание и функционирование международных совместных предприятий. Международное совместное предприятие представляет собой форму сотрудничества партнеров разных стран относительно инвестирования, управления, производства продукции, реализации товаров и услуг, распределения доходов и рисков.

По виду деятельности принято различать совместные предприятия: инновационные, производственные, закупочно - сбытовые, комплексные. Достаточно важной формой международного бизнеса являются международные корпорации. Международная корпорация представляет собой форму структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Международные корпорации бывают двух видов: транснациональные и многонациональные. Транснациональная корпорация (ТНК) - это такая, головная компания которой принадлежит капиталу одной страны, а филиалы размещены во многих странах мира. Многонациональная корпорация (МНК) - это такая, головная компания которой принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы размещены во многих странах мира.

Конечно, разделение международных корпораций в транснациональные и многонациональные в какой-то мере условно, поскольку главное не в том, капитал нескольких стран принадлежит головной компании, а в том, насколько глобальной является ее деятельность, инвестирование и получение прибыли. В этой связи следует иметь в виду, что под ТНК принято понимать не любую фирму, имеющую одно-единственное подразделение за рубежом, а лишь большую корпорацию, оказывает существенное влияние на международный рынок товаров и факторов их производства.

 

 

 

 

3. Состояние и перспективы международного предпринимательства в Украине

 

Украина осуществляла внешнеторговые операции товарами с партнерами из 195 стран мира, их объемы отражены на рисунке 1. Объем экспорта товаров и услуг Украины за I квартал 2012г. составил 19403,5 млн.долл. США, импорта - 20580,4 млн. долларов. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года экспорт увеличился на 4,1 % (на 769,3 млн.долл.), А импорт - на 3,8 % (на 745,5 млн.долл.).

 

Рис 1. Объем международной экономической деятельности Украины

 

В структуре внешней торговли Украины по сравнению с I кварталом 2011г. доля товаров в экспорте увеличилась на 0,9 п.п., в импорте уменьшилась на 0,7 п.п. и соответственно составляли 83,3 % и 92,7 %. Общий объем экспорта товаров и услуг в страны СНГ увеличился против I квартала 2011г. на 12,4 % и составил 7691,5 млн.долл., в страны ЕС - уменьшился на 9,1 % и составил 4667,2 млн.долл. Доля экспорта в страны СНГ выросла до 39,6 % (на 2,9 п.п.), в страны ЕС уменьшилась до 24,1 % (на 3,5 п.п.). Наибольшие экспортные поставки осуществлялись в Российскую Федерацию - 28%, Турцию - 5 %, Польшу - 4,1 %, Египет - 3,9 %, Казахстан - 3,9 %, Индию - 3,5 % и Италию - 3,1 % от общего объема экспорта. [3]

В общем объеме экспорта товаров по сравнению с I кварталом 2011г. увеличилась доля зерновых культур, топлив минеральных, нефти и продуктов ее перегонки, механических машин, изделий из черных металлов, электрических машин. Зато уменьшилась доля черных металлов, жиров и масел животного или растительного происхождения, руд, шлака и золы и продуктов неорганической химии. В общем объеме импорта наибольшие поступления осуществлялись из Российской Федерации - 37,8 %, Германии - 7,7 %, Китая - 7,4 %, Беларуси - 5,2 %, США - 4,5 %, Польши - 3,7 % и Италии - 2,4 %. [2] В I квартале экспорт украинского давальческого сырья составил 30,1 млн.долл. США, или 0,2 % от общего объема экспорта страны.

В Украину импортировано готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья, на 19,1 млн.долл., что составляет 0,1 % от общего объема импорта. Крупнейшие поставки осуществлялись из Германии, Швейцарии и Российской Федерации. Украина осуществляла внешнеторговые операции услугами с партнерами из 199 стран мира. [3] Существенные уменьшения экспорта наблюдались в объемах услуг трубопроводного транспорта - на 116,9 млн.долл. (на 11,2 %), железнодорожного - на 49,3 млн.долл. (на 11,4 %), финансовых - на 20 млн.долл. (на 24,2 %), услуг связи - на 12,2 млн.долл. (на 15,5 %) и других деловых услуг - на 11,4 млн.долл. (на 29,5 %). Одновременно увеличились объемы компьютерных услуг - на 52,5 млн.долл. (на 47,1 %), услуг по путешествиям - на 45,2 млн.долл. (на 70,9 %), вспомогательных транспортных услуг - на 39 млн.долл. (на 37,3 %), разных деловых, профессиональных и технических услуг - на 16,7 млн.долл. (на 3,6 %) и строительных услуг - на 11,6 млн.долл. (на 30,1 %). Импорт услуг увеличился по сравнению с I кварталом 2011г. на 183 млн.долл. за счет роста объемов услуг по путешествиям - на 81 млн.долл. (в 2,4 раза), строительных услуг - на 58,5 млн.долл. (в 4,1 раза), государственных услуг, которые не отнесены к другим категориям - на 26,5 млн.долл. (на 21,2 %), железнодорожного транспорта - на 16,9 млн.долл. (на 16,3 %), других деловых услуг - на 16,3 млн.долл. (на 30,9 %), роялти и лицензионных - на 11,2 млн.долл. (на 9,7 %), вспомогательных транспортных услуг - на 10 млн.долл. (на 60 %). [2]

Информация о работе Международная предпринимательская деятельность в Украине