Международная встречная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:43, доклад

Описание работы

Встречная торговля (товарообмен) - это коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг) либо, наоборот, закупка товаров обуславливается их продажей. Оплата предусматривается поставками товаров и/или услуг в дополнение или вместо финансового урегулирования.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Понятие, сущность и  особенности международной встречной  торговли

Встречная торговля (товарообмен) - это коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг) либо, наоборот, закупка товаров обуславливается их продажей. Оплата предусматривается поставками товаров и/или услуг в дополнение или вместо финансового урегулирования. Встречная торговля охватывает широкий диапазон внешнеторговых сделок: бартер, различного рода компенсационные соглашения, отличающиеся разнообразием форм и имеющие самые различные характерные признаки. Являясь древнейшим видом национальной и международной торговли, встречная торговля процветала до появления денег, ставших всеобщим эквивалентом обмена. С развитием денежного обращения она во многом утратила свой смысл. Однако при каждом мировом потрясении торгового равновесия, вызванным экономическими кризисами или войнами, а также при возникновении недоверия к средству платежа, высокой инфляции меновая торговля снова становиться преобладающей в международном товарообмене. Независимо от возможных различий в отношении, встречная торговля прочно укоренилась и получила достаточно широкое распространение в мире за последние два десятилетия. Материалы ООН свидетельствуют о том, что во встречной торговле участвует подавляющее большинство стран. Ее доля в общем объеме мирового товарооборота оценивается в размере от 25% до 40%. Развитие встречной торговли отличается стремительными темпами, и на современном этапе она превратилась в один из важнейших инструментов регулирования международного товарообмена, способствующий укреплению экономического и производственно-технического сотрудничества между странами. В основе ее распространения лежат объективные экономические интересы. Прежде всего, ее гибкость позволяет отдельным странам целенаправленно диверсифицировать свой экспорт, выходить на труднодоступные рынки сбыта, огражденные протекционистскими барьерами,  ускорять процесс международного обмена товарами и услугами. Встречная торговля используется во внешнеторговой практике различных стран, государственное регулирование которых стимулирует или ограничивает различные ее виды с учетом складывающейся экономической ситуации.

Экономически развитые страны используют встречную торговлю в связи с обострением проблем сбыта своих товаров, услуг, для повышения их конкурентоспособности они предлагают их с полной или частичной оплатой встречными поставками. (Так, США через бартер реализует излишки сельскохозяйственных товаров в рамках действия промышленной программы поддержания цен). Встречные сделки осуществляются и для проникновения на рынки других стран в целях сбора рыночной информации и налаживания контактов. При экономических кризисах развитые государства расширяют практику использования компенсационных, бартерных сделок (В Германии, США, Швейцарии создавались товарообменные биржи, бартерные клубы, союзы).

Развивающиеся государства  используют встречную торговлю для  улучшения покупательной способности  своего экспорта. В ряде таких государств даже были введены в действие специальные программы или планы развития встречной торговли, разработка которых сопровождалась созданием специальных государственных органов (Китай, Малайзия, Сингапур и др.). В Сингапуре, например, предусмотрены существенные налоговые льготы для компаний, активно ведущих встречную торговлю. Ряд стран с целью развития отдельных приоритетных отраслей национальной промышленности осуществляет увязку импортных закупок со встречными поставками аналогичных товаров (Аргентина, Южная Корея, Австралия). Зарубежный опыт свидетельствует, что данные сделки часто являются предметом инвестиционного законодательства и активно используются в целях привлечения иностранных капиталовложений. (Бразилия, Египет, Китай, Мексика, Канада и др.). Государственные программы поощрения иностранных инвестиций в этих странах предусматривают, что инвестиционные проекты должны иметь разработанные программы экспортных поставок товаров. Например, в Китае степень освоения иностранных инвестиций в рамках компенсационных соглашений более чем в 1,5 раза превосходит аналогичный показатель по всем иным формам привлечения зарубежного капитала в китайскую экономику. Взаимные обязательства различных стран друг перед другом определяются в рамках межправительственных соглашений о встречной торговле либо во взаимоувязанных поставках. (Например, Мексика и Канада: поставки нефти в обмен на передачу технологии ее переработки). Довольно часто такие соглашения приобретают политическую окраску и выражают поддержку развитой страны развивающейся (США и Ямайка). В материалах Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечается, что развивающиеся страны рассматривают встречную торговлю в качестве механизма поддержания регионального сотрудничества и экономического развития на двусторонней и многосторонней основе.

Регулирующая роль встречной  торговли проявляется в том, что  заключение двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений о  товарообменных операциях, а также  соглашений об экономическом и производственном сотрудничестве на компенсационной основе позволяет заранее на несколько лет вперед определить номенклатуру и объемы взаимопоставляемых товаров, их общую стоимость и порядок расчетов, характер и стоимость сопутствующих или отдельно предоставляемых технических услуг и научно-технических знаний и опыта. По мере увеличения объемов международной встречной торговли возрастает и ее регулирующая роль.

Широкое распространение  международных встречных операций накладывает существенный отпечаток  на их характер и содержание и отражает присущую им специфику. Эта специфика во многом определяется особенностями торгово-политических режимов, существующих в разных странах или группах стран, объединяющиеся в экономические группировки, состоянием платежных и торговых балансов конкретных государств, нехваткой или отсутствием у ряда стран конвертируемой валюты, существованием в большинстве стран системы государственного регулирования и контроля за внешнеторговыми операциями, в том числе на основе государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии. В этом же направлении действуют инфляционные процессы, происходящие во многих странах мира, нестабильность международной валютно-кредитной системы и системы международных расчетов.

Международная встречная  торговля является наиболее быстроразвивающейся формой организации коммерческих операций, способствующей установлению эффективного, долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества участников непосредственно в сфере производства.

Можно обоснованно сделать  вывод о том, что с развитием  встречной торговли появился новый экономический механизм международного товарообмена, включающий в себя новые формы, методы, технологии осуществления международных коммерческих операций.

Основу этого механизма  составили получившие широкое распространение  в коммерческой практике между развитыми и развивающимися странами сделки: «о разделе продукции», «развитие–импорт», о строительстве промышленных объектов «под ключ» с целевым кредитованием, а также сделки, совершаемые в целях реализации соглашений о специализации и кооперации производства, о производственном сотрудничестве между фирмами развитых стран и соответствующими организациями других государств.

Преимущества и  недостатки международных встречных  торговых сделок

Говоря о преимуществах  и недостатках международных встречных сделок, необходимо учитывать разницу между интересами отдельных фирм и интересами государства в целом. С точки зрения конкретных фирм к преимуществам встречных сделок следует отнести возможность исследования новых рынков сбыта продукции и услуг. Бартер является средством активного маркетинга, способом проведения своеобразной «разведки боем» перед началом коммерческих продаж, сбора информации и налаживания рыночных контактов. Западные фирмы часто используют встречные сделки для проникновения на рынки менее развитых стран: имеющих потребность в машинах и оборудовании, но испытывающих нужду в СКВ, либо имеющих валютные ограничения. Со временем в таких странах после успешного бартера налаживаются и коммерческие продажи.

Зачастую проведение встречных сделок дает фирмам возможность преодолеть нетарифные барьеры и ограничения, что положительно отражается на конкурентоспособности фирм на конкретных рынках. В ряде случаев взаимный характер поставок может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных товаров.

Встречные торговые сделки особенно активизируются в периоды  экономического застоя, так как трудности  в получении кредита побуждают  фирмы обращаться к бартеру как  альтернативной форме обмена.

Известный интерес при  проведении внешнеторговых встречных сделок с точки зрения государственных интересов можно проследить на примере США, которые через бартер излишков сельскохозяйственных товаров изыскивает дополнительные ресурсы для содержания армии, в результате чего часть ежегодно выделяемых ассигнований используется на улучшение условий жизни личного состава. Облегчается проблема бюджетного дефицита.

Встречную торговлю часто  используют развивающиеся государства, что связано в первую очередь  с ухудшением условий их торговли. Практика показывает, что динамика бартерных операций увеличивается по мере падения спроса на конкретный экспортный товар. Развивающиеся страны для улучшения покупательной способности своего экспорта, выражаемой в определенном наборе необходимых импортных товаров, активно использует бартер. С другой стороны, некоторые страны, участвующие в картельных соглашениях, идут на более низкие экспортные цены по бартеру в целях сохранения согласованных справочных цен на высоком уровне.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что встречная торговля (особенно бартер) имеет целый ряд негативных и экономически невыгодных характеристик и недостатков, как с точки зрения фирм, участвующих в сделке, так и интересов государств, а также международных экономических организаций. С точки зрения экономической эффективности  нежелательно как чрезмерное сужение этой сферы, так и ее гипертрофированное расширение.

Наиболее существенным недостатком товарообмена считается  его несоответствие принципам недискриминации  и многосторонности торгового обмена, закрепленным, в частности, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. В контексте этого соглашения продажи, к примеру, в США сельхозпродукции по бартеру по ценам ниже внутренних закупочных рассматривается как разновидность субсидирования и нарушение принципа многосторонности обмена, поскольку предложения по бартеру делаются не в открытой форме, а даются, как правило, на двусторонней селективной основе.

К недостаткам товарообменных сделок можно отнести также необходимость  совпадения потребностей партнеров. Продавец, заинтересованный в бартере вынужден искать покупателя, имеющего именно тот товар, в котором нуждается продавец. Это обычно связано с дополнительными трудностями и издержками.

Встречные сделки, вопреки  сложившемуся мнению, значительно труднее  заключать, чем нормальные коммерческие контракты. Бартер чаще всего связан с проведением сложных ценовых переговоров и согласования количества встречных товаров. И хотя в большинстве сделок за базу берутся мировые цены по нормальным коммерческим сделкам, бартерные соглашения, как правило, предусматривают специфические скидки и надбавки. С другой стороны, ввиду того, что цены на мировых товарных рынках могут быстро меняться, длительный период переговоров либо значительные сроки поставки товара, могут привести к убыткам для одной из сторон и, соответственно, ростом прибыльности для другой. Бартерные сделки часто сопряжены с трудностями в управлении качеством товаров. В обычных коммерческих контрактах предусматривается согласованное качество предмета сделки. Поскольку бартер предполагает двойной обмен, контроль согласованного качества товаров усложняется. Отказ в приемке товара по причине его низкого качества может означать потерю партнера по бартеру, то есть рынка сбыта для собственного товара.

К недостаткам товарообмена относят то, что он зачастую более выгоден для одной из сторон в сделке. В случаях, когда контракт заключается по настоянию одного из партнеров, у другой стороны часто возникают трудности в использовании или реализации получаемого встречного товара. В этом случае согласие партнера на товарообмен обусловлено в основном стремлением выйти на новые рынки сбыта своей продукции.

Данная проблема усугубляется в случае отсутствия у партнера собственной  сети реализации встречного товара. В  таком случае товар реализуется, как правило, через торговый дом, специализирующийся на бартерной торговле, и со значительной скидкой с цены. В конечном итоге, после длительной цепочки обменов товар, поставленный по бартеру, может создать нежелательную конкуренцию для собственных коммерческих поставок на уже отработанных рынках, тем самым сбивая цены. Этот феномен известен в международной практике как «эффект вытеснения» коммерческих продаж.

К недостаткам товарообмена относятся высокие издержки, связанные  с исполнением сделки. Для товарообменных сделок требуется значительно более продолжительный период переговоров, так как многие фирмы не знают специфики товаров, которыми приходится обмениваться.

Чрезмерное распространение  бартерного способа обращения существенно  снижает эффективность экономики. Действие цены как индикатора и инструмента балансировки спроса и предложения, перелива капитала и рабочей силы в условиях бартерной экономики сводится к нулю, что также снижает общеэкономическую эффективность использования всех видов ресурсов. Становится неизмеримой и цена труда, а количественное сопоставление труда на предприятиях, в отраслях и регионах оказывается затруднительным.

Положительный эффект может  быть достигнут при расширении практики использования крупномасштабных компенсационных  соглашений, а также других форм международной встречной торговли.

Классификация форм международной  встречной торговли

В современной классификации встречные торговые сделки – это такие сделки, при которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологии или другие экономические ценности второй стороне, и одновременно закупает у нее согласованный объем товаров, услуг, технологий или других экономических ценностей. Таким образом, суть встречных сделок заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом.

Встречные торговые сделки заключаются в самых разнообразных  формах и имеют самые различные  характерные признаки. Существует ряд  классификаций этих сделок, предложенных международными организациями.

Специалисты организации  экономического сотрудничества (ОЭСР) делят все международные встречные сделки на две группы: торговая и промышленная компенсация. Эксперты Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) выделяют три основных вида международных встречных сделок: бартерные, торговые компенсационные и промышленные компенсационные сделки. Современные правовые системы в различных странах практически не содержат норм, которые регулируют отношения сторон по встречной сделке, так как они в основном ориентированы на сделки с использованием платежных средств. В этой связи ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли) в целях унификации и выработки единых правил совершения международных встречных сделок разработала «Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам», которое рекомендовано Генеральной Ассамблеей ООН для использования в национальных законодательствах. Разграничение между отдельными видами сделок в нем осуществляется на основе их коммерческих и технических особенностей и договорной структуры.

Информация о работе Международная встречная торговля