Роль государства в регулировании экспортно-импортных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 04:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли государства в регулировании экспортно-импортных отношений.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- изучить внешнеторговую деятельность государства;
- рассмотреть методы регулирования экспортно-импортных отношений;
- исследовать перспективы развития торговых операций в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внешнеторговая деятельность государства: экспорт и импорт……………......5
2. Методы регулирования экспортно-импортных отношений…………………..10
3. Перспективы развития торговых операций в России…………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...29
Расчетная часть……………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Роль государства в регулировании экспортно-импортных отношений.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Во внешней торговле Китая стала увеличиваться доля промышленной продукции, чего нельзя сказать о России. В 2006 г. 44% профицита торгового баланса получено Россией от торговли с ЕС. Этот профицит возник за счет экспорта энергоносителей. Доля России в энергетическом импорте ЕС в 2006 г. составила 15,4%. Зависимость же ЕС от импорта из России товаров с добавленной стоимостью, как видно из табл. 1 (приложение 1), минимальна.

Таблица 1.

Структура торговли между ЕС и Россией в 2006 г.

ПРОДУКЦИЯ

СТОИМОСТЬ, МЛН. ЕВРО

ДОЛЯ РОССИИ,%

БАЛАНС

ИМПОРТ ЕС

Сельскохоз. продукция

1977

2,5

 

Энергетика

22512

15,4

 

Продукция машиностроения

365

0,1

 

Транспортные материалы

144

0,1

 

Химическая продукция

2018

2,9

 

Текстиль и одежда

291

0,4

 

ЭКСПОРТ ЕС

Сельскохоз. продукция

2684

4,5

708

Энергетика

97

0,3

-22415

Продукция машиностроения

6067

2,1

5702

Транспортные материалы

1454

1

1309

Химическая продукция

2674

2,1

656

Текстиль и одежда

1164

3

873


 

Определенное значение Россия имеет в области экспорта сельскохозяйственной продукции ЕС. Ее доля составляет 13,6% всего экспорта ЕС в Россию. В 1997 г. она достигала 22%. Подобное снижение относительного значения экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию из стран ЕС отражает те положительные сдвиги в секторе производства сельскохозяйственных и пищевых продуктов, которые произошли в России с 1998 г. Поскольку ожидается, что эта тенденция продолжится, экспорт сельскохозяйственной продукции из ЕС будет постепенно утрачивать свою роль. В то же время по мере становления России как крупнейшего экспортера зерна будет нарастать стремление к увеличению доли сельскохозяйственной продукции в экспорте России в Европейский союз. В 2006 г. эта доля составляла менее 2%.16 С учетом протекционистского характера Общей сельскохозяйственной политики ЕС можно предсказать наступление весьма интересного периода в торговой политике, поскольку Россия (как, впрочем, и Украина и Казахстан) становится все ближе и ближе к Кернской группе стран - экспортеров сельскохозяйственной продукции.17

Продукция машиностроения и автомобили составили в 2006 г. 38% экспорта стран ЕС в Россию. За ними в порядке значимости следуют изделия из пластмассы, а также оптические измерительные приборы и фотоаппаратура. Согласно двузначной классификации ООН 59,0% всего объема экспорта ЕС в Россию обеспечивается за счет девяти важнейших групп товаров.18 Таким образом, структура экспорта ЕС весьма диверсифицирована. Структура же российского экспорта в корне отлична от нее. Почти половина всего импорта ЕС из России представлена нефтепродуктами. Даже прочие основные статьи импорта практически полностью представляют собой необработанное или подвергшееся незначительной переработке сырье, например, металлы или товары, изготовленные из цветных металлов. На долю продукции, входящей в состав девяти важнейших товарных групп, приходится 90,3% импорта ЕС из России. Вследствие этого экспорт из России имеет весьма однородный характер.

                                     Направления и перспективы.

 

Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств в то время двенадцати стран членов ЕС, председателем Европейской Комиссии и президентом Российской Федерации в июне 1994 года на острове Корфу.

Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило в силу 1 декабря 1997 года.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в области законодательства, экономики, а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, культурного сотрудничества и сотрудничества в финансовой сфере.

СПС основано на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня для переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации и ограничили возможности введения импортно-экспортных ограничений.

В соответствии с Соглашением обе стороны обязались проводить дважды в год встречи на высшем уровне: один раз в Москве, а один раз в столице страны члена ЕС, являющейся в это время председателем ЕС.

Кроме того, каждый год проходят другие встречи министров, парламентариев и иных должностных лиц.

В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял "Коллективную стратегию" в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС.

В октябре 1999 года Россия утвердила свою Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года.

А всего в настоящее время отношения между Россией и ЕС определяют следующие документы: 19

- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997)

- Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999)

- Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010)

- Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (1997)

- Соглашение о торговле текстильными товарами (1998)

- Меморандум по энергетике (1999)

- План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000)

- План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999)

- Решение Совета о выполнении Плана совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (2001)

- Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий (1999)

- Стратегия в отношении России (2002-2006)

- Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (2002)

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

                                                           Заключение

 

Проведенный анализ показывает, что Общая Стратегия ЕС в отношении России - это в меньшей степени концептуальный и в большей степени технический, рамочный документ, наполнение которого еще предстоит конкретизировать. Он отражает, с одной стороны, достаточно амбициозную повестку дня политической трансформации ЕС и в то же время весьма сдержанный и инертный подход к развитию отношений с Россией. Кроме того, очевидно, что реализация потенциала Общей Стратегии по России по многим направлениям будет зависеть от контекста отношений ЕС-США, динамики экономической и политической ситуации внутри самой Европы.

В свою очередь, российская Среднесрочная стратегия отражает в сводном виде сложившуюся палитру взглядов и позиций в отношении ЕС, как на политическом уровне, так и со стороны отдельных министерств и ведомств.20 Этот документ в такой же степени, как и его европейский аналог, больше обращается к существующей повестке дня во взаимоотношениях, чем нацелен на перспективу. Тем не менее, его появление - это, безусловно, прогресс, отражающий существенные перемены в российской европейской политике, которая была традиционно ориентирована на диалог с Германией, Францией или Англией и недооценивала роли ЕС как института. Россия связывает много надежд с политическим усилением Европейского Союза и его роли в мировых делах. Россия также объективно заинтересована в большей поддержке мировым сообществом процесса реформ и в привлечении дополнительных ресурсов для решения социально-экономических проблем. Ключевым моментом, однако, становится вопрос о том, как и на каких условиях, российские элиты считают это для себя приемлемым. Камнем преткновения могут стать традиционно понимаемый суверенитет и принцип невмешательства во внутренние дела.

Общая Стратегия ЕС предполагает усиление политического потенциала ЕС, и само по себе это, в принципе, отвечает провозглашенным интересам российской внешней политики. Однако, как представляется, существует несколько осложняющих факторов. В российском истеблишменте существует известное заблуждение относительно природы ЕС как автономного от американской политики образования, которое балансирует или может балансировать доминирующую роль США в современном мире. Каждое очередное обострение разногласий с США показательно в этом отношении. Очевидно, что чем раньше официальная российская политика расстанется с этим заблуждением, тем лучше. Для России, постоянного члена Совета Безопасности ООН и страны, обладающей мощными ядерными силами, психологически трудно быть в ситуации, когда ее рассматривают как объект, как зону чужих стратегических интересов: "Европейский Совет полагает, что будущее России составляет существенный элемент будущего континента и представляет стратегический интерес для Европейского Союза".21

Что касается экономики, уместно напомнить, что, вступая в переговоры с ЕС, Россия первоначально боролась за статус, аналогичный тому, который был предоставлен ЕС странам ЦВЕ. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в значительной степени был смоделирован по типу Евросоглашений, и дальнейшее развитие отношений связывалось с созданием ЗСТ. Более того, иногда звучали заявления о том, что Россия может в перспективе стать членом Евросоюза. Впоследствии ситуация кардинально изменилась: реализация ЗСТ отложена на неопределенный срок, в спекуляциях о членстве или ассоциации поставлена точка. Провозглашенная идея интеграции России в "общее экономическое и социальное пространство в Европе" может только приветствоваться, однако реальный ее механизм неясен, как и направления дальнейшего углубления сотрудничества. Если Европейский Союз для России, это - основной торговый партнер, то Россия для ЕС - пока что, главным образом, важный поставщик энергоресурсов. Реализация потенциала в других областях вызывает большие трудности. ЕС не отказывается помогать, но и не знает решения проблем, стоящих перед Россией. Представляется, что корректировка сложившейся асимметрии сотрудничества возможна в результате большей интегрированности страны, а не ее возврата к протекционизму и автономному развитию, как это предлагают политики левого толка. Любые позитивные сдвиги зависят, прежде всего, от решения проблем, связанных с созданием нормальных условий хозяйствования в России. В имеющихся условиях на повестке дня взаимоотношений ЕС-Россия остается пока чрезвычайно узкий круг тем. Это вопросы, связанные с минимизацией рисков для мирового сообщества. Это приграничное сотрудничество и инфраструктура в западных российских регионах. Это, наконец, техническое консультирование по вопросам участия России в международной торговле и экономическом сотрудничестве.

Россия в настоящий момент находится в состоянии мучительного поиска стратегической и внешнеполитической идентичности. В этом смысле отношения России с остальной Европой и ее лидирующим институтом - Европейским Союзом имеют определяющее значение. Окончание "холодной войны" устранило деление Европы на "западную" и "восточную" части. Мощными темпами пошел процесс строительства единой Европы. В Европе действительно идут общеевропейские процессы, но эта реальность не слишком соответствует чаяниям большей части российского истеблишмента. В российском официальном понимании как "общеевропейские" могут рассматриваться только те процессы, которые идут с участием России, в то время как на практике имеет место прямо обратное явление - общеевропейские процессы идут без участия России. Складывается чрезвычайно серьезная ситуация, всего драматизма которой в России пока еще не осознали. В процессе расширения Европейского Союза складывается новая европейская общность, носящая панъевропейский характер, но без присутствия России. Российская Федерация рискует остаться единственным государством, европейским по своей географической принадлежности, но оставшимся de facto вне Европы. Именно такова в условиях сохранения современных политических и экономических реалий цена "договорных отношений, без официальной постановки задач присоединения или "ассоциации" России с Европейским Союзом. Наметившаяся в российской политике попытка развести ценности и интересы, внутриполитическое и внешнеполитическое поведение делает эту цену еще выше, и перспективы реального, а не декларативного "стратегического партнерства" с Евросоюзом в этих условиях, несмотря на значительность их потенциала, выглядят достаточно неопределенно.

  
Список использованной литературы

 

  1. Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et Contra. - 2004. - Т. 7.– 80 c.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. Учеб. пособие   –М.: Финансы и статистика, 2006.- 345 с.
  3. Белянин А. Открывая ящик Пандоры, или Что нас ждет в ВТО и как в нее вступать // Pro et Contra. - 2004. - Т. 7. – 85 c.
  4. Бордачев Т. Россия и Европейский союз: требуется департамент. - М., 2006. – 125 c.
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 640 с.
  6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.-М.: ТПК «Квадрат», 2006. - 328 с.
  7. Макконелл К., Брю С. Экономикс: Принципы , проблемы и политика. В 2-х т.- М.: Республика, 2002. – 735 с.
  8. Макаренко А. Б. Присоединие  к ВТО и интересы России.// Внешняя торговля, 2008. № 1-3.
  9. May В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2006. - N 6.
  10. Ослунд А. Протекционизм против России // Моск. новости. - 2007. - 5-11 нояб.
  11. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Проект 30.10 (2002)
  12. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 2002. – 340 с.
  13. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. - М., 2004.
  14. Справочник. Внешнеэкономический бизнес в России : справ. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Республика, 2006.

Информация о работе Роль государства в регулировании экспортно-импортных отношений