Влияние членства России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат

Описание работы

Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9
2. Механизм вступления государств в ВТО 29
3. Влияние членства России в ВТО 49
Заключение 70
Список источников и литературы 76

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 139.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Оглавление

       Введение                                                                                                                          3

       1. Трансформация ГАТТ в ВТО                                                                                        9

       2. Механизм вступления государств в ВТО                                                                     29

       3. Влияние членства России в ВТО                                                                                 49

       Заключение                                                                                                                    70

       Список источников и литературы                                                                                   76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

Введение

 

Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.

     Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением экономических связей и взаимодействия между странами, экономической интеграцией. Эта тенденция к объединению вызвана взаимной выгодностью международной торговли, которая максимизирует мировое производство и повышает общественное благосостояние.

     Основные решения, устанавливающие правила в международной торговле, в настоящее время принимаются коллективно в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). ВТО выполняет функции многостороннего торгового договора для участвующих в ней стран и заменяет собой систему из нескольких тысяч договоров и соглашений, что дает немалые преимущества ее членам. С этой точки зрения следует расценивать процесс вступления РФ в ВТО, который получил своё логическое завершение в 2012 г.

     Данными обстоятельствами определяется постановка проблемы темы дипломной работы:

     РФ и ВТО, которая определила цели и задачи исследования.

Целью данной работы является определение значения ВТО для мировой экономики через анализ механизма вступления государств в члены ВТО.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) на основе анализа  доктринальных источников и международных  договоров проанализировать эволюцию  ГАТТ ВТО;

2) на основе официальных  документов проанализировать механизм  вступления государств ВТО (на  примере РФ);

3) на основе анализа  статистических показателей и  экспертных оценок сделать прогноз  влияния членства России в  ВТО на ее экономику.

     Степень разработанности проблемы. За последние годы проведена целая серия исследований, посвященных проблеме вхождения России в ВТО. Условно их можно классифицировать как работы, имеющие теоретическую и практическую направленность. Исследования первого направления появились в 1990-е годы. В основном они посвящены изучению правовых основ организации ВТО, ее целям, задачам, содержанию соглашений, требованиям, предъявляемым ВТО к странам - кандидатам на вступление в данную организацию.1

     Вторая группа работ направлена на решение практических проблем и задач вступления России в ВТО, которые отражают конкретные вопросы, связанные с присоединением России к ВТО. К ним относятся тарифное и нетарифное регулирование, конкурентоспособность российских предприятий на международных рынках, вопросы доступа на российский рынок товаров и услуг и разработка протекционистских мер. Среди авторов исследований можно назвать А. В. Данильцева, С. М. Кадочникова, Л.- М. Капустину, Н. Н. Ливенцева, Я. Д. Лисоволика, М. Ю. Медведкова, Е. М. Примакова, М. В. Федорова, 3. Б. Хмельницкую и др. 2

     Анализируя литературу можно отметить недостаточную теоретическую разработанность и дискуссионность целого ряда вопросов относительно влияния вступления страны в ВТО на конкурентоспособность различных отраслей и незначительное количество работ по моделированию отраслевых последствий вступления страны в ВТО.Однако, следует отметить появление таких аналитических работ, обобщающих первые шаги РФ на поприще ВТО как «От мотыги к нанотехнологиям» и д.р.3

     Большую помощь в подготовке работы оказали учебники и учебные пособия, т. к. позволили систематизировать первоначальные сведения по изучаемой проблеме.4

     Источниковую базу исследования составили: нормативно-правовые акты Российской Федерации5, официальные материалы Секретариата ВТО, документы и соглашения, подписанные в ходе Уругвайского раунда6, материалы Рабочей  группы по присоединению к ВТО при Российском союзе промышленников и предпринимателей7.

     Источниковая обеспеченность и степень изученности темы позволили определить объект исследования в широком смысле слова – структурно-функциональное измерение международных отношений.

     Предмет исследования – эволюция ГАТТ-ВТО и процесс вхождения Российской Федерации в ВТО.

     Объект исследования в узком смысле слова, то, каким образом происходило развитие регулируемых мировых/международных торговых механизмов во второй половине XX-начале ХХI века, какие структурно-институциональные проблемы сопровождают процесс вхождения РФ в ВТО и её первые шаги в условиях нахождения в данной организации.

     Хронологические рамки работы – 2ая половина ХХ века(1978)-время возникновения ГАТТ-2012/13 гг.  время завершения процесса вступления РФ в ВТО и появления первых экспертных оценок о реалиях развития российской торговли и производственных отраслей в «новых» условиях – условиях нахождения в ВТО.

     Концептуально-методологически работа опирается на положения системного подхода, позволяющего использовать структурно-функциональный анализ и фактурный подход при изучении заявленной проблемы. Положения институционализма и конструктивизма позволили сформулировать гипотезу о том, что эволюция ГАТТ в ВТО – это эволюция от либерализации к механизмам довольно жесткого регулирования мировой торговли и выстраивания определённых структурно глобального упорядочивания управления международными процессами и мировым развитием. Кроме того проясняется роль государств, как участников процессов мирорегулирования, т.к. в ВТО действуют межгосударственные/межправительственные соглашения.

     Географические рамки предполагают совмещение локально/регионального(РФ) и глобального контекста, где, однако локально-региональный элемент имеет первоочередную географическую привязку, а глобальный элемент – это географическая условность, т.к. в объёме дипломной работы нет возможности проанализировать и показать взаимоотношения РФ со всеми участниками ВТО.

     Методы исследования: исторический, хронологический, статистический.

     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1. Трансформация ГАТТ в ВТО

 

     Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений,  а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

     “Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг 59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на 60%.8

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

     Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей (Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.9 Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.

     Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10 млрд. Долларов).10 Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.

Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.11

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции. Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

Информация о работе Влияние членства России в ВТО