Влияние ислама на конституции развивающихся стран востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы - охарактеризовать степень влияния ислама на конституции развивающихся стран Востока.
Для достижения данной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть характер развития общественно-политической мысли стран Востока;
2) Проанализировать характер норм шариата в политике стран Востока.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Внедрение норм шариата в политику стран Востока…………………………...5
2. Проявление ислама в Конституциях стран Востока…………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

кпзс.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

                                                   План.

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Внедрение норм шариата в политику стран Востока…………………………...5

2. Проявление ислама  в Конституциях стран Востока…………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение.

Многие государства  в настоящее время считаются  светскими (т.е. придерживающимися плюрализма религиозных учений), однако некоторые все также придерживается какой – то конкретной религии, которая соблюдается большинством населения и влияет на формирование внутренних и внешних отношений. Например, в мусульманских странах, ислам составляет часть представлений, восприятий, позиций и систем ценностей людей, принимающих решения, касающиеся международных отношений. Исламские институты (политические, дипломатические, экономические и культурные) также играют определенную роль в этих процессах. И чем сильнее влияние ислама в обществе, тем значимее данная роль.

Тем самым, тема моей работы очень актуальна, ведь в настоящее  время исламские страны меняют свое политическое поведение, и достаточно интересно узнать, какую роль во всем этом играет влияние шариата или «мусульманского права».

Цель моей работы - охарактеризовать степень влияния ислама на конституции развивающихся стран Востока.

Для достижения данной цели, мне необходимо решить следующие  задачи:

1) Рассмотреть характер  развития общественно-политической  мысли стран Востока;

2) Проанализировать характер норм шариата в политике стран Востока.

В ходе раскрытия темы работы были изучены справочные издания, энциклопедический, дипломатический  словари, статьи и доклады различных  авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Внедрение норм шариата в политику стран Востока.

Политизация ислама происходила  неодновременно в разных частях мусульманского мира, будучи обусловленной прежде всего внутренними социально-экономическими и политическими причинами каждой отдельной страны. Первыми (еще в 50-60-е годы) познали этот процесс такие страны, как Египет, Сирия, Ирак, где в эти годы имели место глубокие социально-экономические и политические изменения. Затем (в конце 70-х - начале 80-х гг.) пришла очередь Пакистана, Ирана, Марокко и некоторых других стран. В конце 80-х годов уже не оставалось мусульманских стран, где бы не были отмечены те или иные проявления политического ислама радикального характера1.

Исламистских движений много: от весьма умеренных, хотя и критикующих  государственную власть, но готовых  идти с нею на компромисс, участвующих во властных структурах (в парламенте, даже в правительстве), до экстремистских, действующих в подполье и использующих методы террора. Ряд исламистских организаций имеет довольно сложную организационную структуру: в одной и той же организации могут быть подразделения, использующие мирные, легальные методы работы, и законспирированные структуры, прибегающие к террору. Например, египетские радикально-террористические группировки Аль-Гамаа Аль-Исламийа и Аль-Гихад являются структурными подразделениями основной организации исламистов Египта - Ассоциации братьев-мусульман. Поэтому исламистские движения могут легко переходить от легальных к нелегальным, от мирных к вооруженным методам борьбы. Исламские радикалы нередко поддерживают тесные контакты с местными криминальными структурами, с международным преступным бизнесом (контрабанда оружия и наркотиков, нелегальная миграция и т.д.).

Идеология исламистов впитала  в себя идеи салафитов XIX - начала XX веков (Джамаля ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо, Рашида Риды, Абдеррахмана аль-Кавакиби), а также современных исламских мыслителей (Хасана аль-Банны, Сеййида Кутба, Абдель Кадера Оды, Мухаммада аль-Газали, Мустафы ас-Сибаи, Абу аль-Ааля аль-Мавдуди, Така ад-Дин ан-Набахани, имама Хомейни и др.). При всем разнообразии методов и программ исламистских движений общим для них являются политическая активность и организованность - то, чем они отличаются от других движений в исламе.

У суннитских и шиитских радикалов разное понимание государственного устройства, к которому они стремятся, а также разный подход к исламскому миропорядку. Шииты отвергают монархию, верховным авторитетом в государстве для них является имам. Шииты считают, что настанет день, когда во всем мире воцарится всеобщая справедливость - всеобщее человеческое общество имама Махди. По мнению суннитов, идеальным государственным устройством является то, которое было при пророке Мухаммаде и первых (праведных) халифах. У суннитов важное место занимает идея халифата как формы международного устройства мусульманского мира.

Исламская концепция  мирового порядка исходит из делимости  народонаселения мира на две группы: мусульманская община - "умма" и все прочие люди. "Дар аль-Ислам" (мир ислама) - страны, в которых  действует исламская форма правления. Защита мира Ислама является священным долгом каждого мусульманина. "Дар аль-Харб" (мир войны) - государства, объявившие войну мусульманам, а также государства, от которых может исходить любая угроза миру Ислама. "Дар аль-Сульх" (мир договора о мире) - государства, в которых власть находится в руках невраждебных, примирившихся правителей. При этом Коран признает и делимость мусульманского мира.

Предварительным условием мирных отношений между мусульманским  и немусульманским мирами является признание последним единобожия. В целом в исламе очевидно признается существование международного сообщества. Но отношение ислама к этому сообществу активно, поскольку распространение ислама является религиозным долгом и обязанностью исламского государства. Все в зоне распространения ислама - от мусульманина до государства - должны бороться за расширение этой зоны. Вооруженное насилие вошло в историю распространения ислама.

Один из идеологов  радикальных исламистов - Абу аль-Ааля Мавдуди - в своих ранних работах  доказывал, что цели ислама и национализма диаметрально противоположны, так как конечная цель ислама -построение всемирного государства, в котором нет различий между расами, нациями и классами, а потому ислам не может принять национализм, который стремится создать национальное государство. Вся концепция национализма иррациональна, доказывал Мавдуди, так как она разрушает связи между человеческими существами. Ислам же, наоборот, рассматривает всю планету как местопребывание человечества, уничтожая, таким образом, все искусственные границы между людьми.

С точки зрения исламистов-шиитов, страны Запада являются "миром неверия"2. Многие страны, традиционно считавшиеся исламскими, в том числе и Россия, на сегодняшний день представляют собой "мир войны". Правительства этих стран находятся в руках неверных. Классический случай такого рода - Алжир и Египет. Иран же представляет собой "мир Ислама". С учетом того, что наиболее радикальные круги Запада выделили ислам в качестве основного врага, а это обрекает мусульман на цивилизацинное, геополитическое и духовное уничтожение, мусульманин обязан осознавать себя политиком, для которого небезразлична судьба его страны в мировом масштабе. Реальный путь исламского политического движения сегодня - это оппозиция.

В своей практической деятельности исламисты вдохновляются такими историческими примерами, как революция аль-Махди в Судане, борьба санусидов в Ливии, революция Абдель-Кадера в Алжире, Рифская исламская республика в Марокко, участие братьев-мусульман в первой палестинской войне 1948 г., а также в борьбе против англичан в зоне Суэцкого канала, Исламская революция в Иране 3.

Следует отметить, что  исламистские движения могут претерпевать существенную трансформацию как  в идеологии, так и в политической практике. Но гораздо чаще исламский радикализм легко переходит в политический экстремизм и в терроризм, особенно в районах, где накоплено много оружия, где имеют место конфликтные ситуации.

Повсеместное возрастание  роли ислама в общественной жизни  и усиление активности исламистских движений оказывают большое влияние на приоритеты не только внутренней, но и внешней политики правящих кругов даже тех мусульманских государств, которые в течение довольно длительного времени были сугубо светскими, и где религия была отделена от политики. Реакция политических элит большинства этих стран на процессы была многоплановой, временами противоречивой: от попыток использовать исламистов в политической борьбе до жестоких репрессий, направленных против наиболее активных участников исламистских организаций. В Алжире, Бангладеш, Египте, Йеменской Арабской республике в конституции вносятся поправки, согласно которым основой законодательства этих государств становится шариат. В Алжире, где долгие годы была однопартийная система, в 1988 г. было разрешено религиозным партиям участвовать в политической жизни.

Лидеры многих мусульманских  стран стали более активно  использовать исламскую риторику и  символы, подчеркивая свою приверженность исламским ценностям, оказывать  большую поддержку исламским  институтам (школам, университетам, мечетям), более внимательно относиться к исполнению таких обрядов, как молитвы, пост, паломничество. Президент Египта А. Садат в средствах массовой информации начинает именоваться "Господин правоверный президент", король Иордании Хусейн стал подчеркивать свое происхождение из племени пророка Мухаммада, Саддам Хусейн, на совести которого сотни казненных исламских активистов, в том числе духовный лидер иракских шиитов аятолла Мухаммад Б. Садр, также "открыл" свое родство с Пророком. Король Саудовской Аравии заменил свой титул "ваше королевское высочество" на более скромный, но религиозно значимый - "хранитель двух священных городов" (Мекки и Медины). Тунисский президент Зейн Абидин Бен Али и пакистанский премьер Беназир Бхутто совершили паломничество в Мекку сразу после вступления в должность. Под влиянием исламистов повсеместно в мусульманском мире вводятся ограничения или запрет продажи алкогольных напитков, значительно увеличился объем религиозных программ на радио и телевидении.

Заметно увеличилось число мусульманских государств, лидеры которых начинают отдавать предпочтение (по крайней мере на словах) "мусульманскому кругу стран" в своей внешней политике: большее внимание уделяется вопросам координации позиций мусульманских государств, например, в ООН, позитивнее воспринимаются инициативы, направленные на реализацию идей исламской солидарности, активнее начинают работать уже существующие международные межправительственные организации мусульманских государств, прежде всего Организация Исламская конференция, и возникают новые.

Таким образом, исламисты, в отличие от прочих правоверных, представляют собой политическую оппозицию  существующим в большинстве мусульманских  стран режимам, а также "официальному исламу", который, как они считают, является орудием в руках правящих элит. Иными словами, исламизм - это больше политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как не соответствующие нормам мусульманской религии. Энергия этих движений направлена на существенные преобразования всей системы социально-политических и экономических отношений в обществе, то есть на изменение общественного устройства, причем не только в рамках отдельно взятого мусульманского государства, но и во всем мире. Речь идет, по сути дела, о создании исламского мирового порядка и остальной мир должен задуматься о характере этого порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проявление ислама в конституциях стран Востока.

В предыдущем разделе  работы я рассмотрел как проявляется  влияние ислама в политической и  общественной жизни государств Востока, а в данном вопросе рассмотрю как конкретно проявляется это влияние в Основном законе страны. Данное исследование я проведу на примере Турции.

20 января 1921 г. был принят Закон об основах организации (первая конституция новой Турции), который готовился, когда шли военные действия. Принятие Конституции 1921 г. было направлено на обеспечение единства народа в тяжелых условиях военного времени. Это было особенно важно, так как Конституция 1921 г. утверждала существование и определяла характер государства, несмотря на то, что она принималась между двумя определявшими обстановку сражениями с греками (9-10 января и 31 марта-1апреля) при местечке Иненю. Обстановка осложнялась и внутренними восстаниями против национальных сил.

Основной тезис Конституции 1921 г. заключался в Ст. 1: «Власть безусловно принадлежит нации»… В статье 7 говорилось об исламе: «Такие права, как осуществление постановлений, касающихся религии, опубликование всех законов, их изменение и отмена, заключение мира и договоров… принадлежат ВНС (Великий национальный совет).

 

При выработке законов  Собрание руководствуется положениями  религиозного права и юридическими нормами, наиболее соответствующими требованиям времени, правам и обычаям. В Турции это расценивали как соблюдение ВНС предписаний шариата.

Информация о работе Влияние ислама на конституции развивающихся стран востока