Внешнеэкономическая политика как составная часть внешней политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 09:15, лекция

Описание работы

Сущность и формы организации управления ВЭП страны.
Этапы управления ВЭП страны.
Структура управления ВЭП страны.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 27.22 Кб (Скачать файл)

№ 2. Внешнеэкономическая политика как составная часть внешней политики государства

Вопросы лекции:

Сущность и формы организации управления  ВЭП страны.

Этапы управления ВЭП страны.

Структура управления ВЭП страны.

Введение

Сущность и формы организации управления ВЭП страны.  Организационная структура – линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизионная, ориентированная на поиск нового, матричная.

Этапы управление ВЭП страны – планирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, активизация, контроль.

Анализ различных структур управления ВЭП стран и функциональных обязанностей их специалистов. Отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС), как часть аппарата управления. Задача ОВЭС – управление ВЭП как элементом целостной единой системы внутрифирменного управления, как правило, без непосредственного участия в осуществлении внешнеторговых операций, транспортировки грузов, таможенных процедур, а также планирования, организации, координации ВЭП страны.

Причина

Именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности всех стран. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей.

Развитие

В современных условиях вне мирового хозяйства не может нормально развиваться ни одно государство, независимо от социально-экономического уклада и уровня развития. Отсюда одной из центральных сфер международного сотрудничества является расширение внешнеэкономических связей различных государств.

Необходимость

Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Вопрос №1

Сущность и формы организации управления  ВЭП страны.

Внешнеэкономическая политика

государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т.д.

Экономические регуляторы

К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др.

Организационно-распорядительные регуляторы

 это регуляторы командно-административного  характера.

Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты.

К ним относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг); лицензирование отдельных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль и др.

Организационная структура

форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Различают связи:

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

Недостатки линейной структуры

Функциональная структура

Преимущества дивизиональной структуры:

Недостатки дивизиональной структуры:

Преимущества матричной структуры

Недостатки матричных структур

Вопрос №2

Этапы управления ВЭП

Стратегическое управление

это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

I.Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

II. Определение миссии и целей:

III. Анализ и выбор стратегии

IV. Выполнение стратегии

V. Оценка и контроль

Вопрос №3

Структура управления ВЭП страны

Отдел внешнеэкономических связей.(ОВЭС)

Его задача – управление ВЭД как элементом целостной единой системы управления, как правило, без непосредственного участия в осуществлении внешнеторговых операций, транспортировки грузов, таможенных процедур и т.п. Он создаётся для планирования, организации, координации ВЭД страны.

Основными задачами ОВЭС являются:

содействие развитию ВЭД в целях ускорения экономического и социального развития предприятия

управление экспортным потенциалом производства, неуклонное повышение его технологического и технического уровня

обеспечение выполнения предприятием обязательств, вытекающих из договоров и соглашений с зарубежными партнёрами

поиск и освоение новых форм международного экономического, производственного и научно-технического сотрудничества

обеспечение ориентации основных управленческих служб и работников предприятия на максимально возможное использование преимуществ международного разделения труда

Для решения поставленных задач ОВЭСом должны быть реализованы следующие функции

подготовка решений директора предприятия по стратегии развития ВЭД предприятия

координация действий соответствующих управленческих органов предприятия в сфере ВЭД, контроль за расходованием валютных средств

изучение конъюнктуры зарубежных рынков, регулярный сбор, накопление, обработка соответствующей информации

подготовка предложений по снятию с производства устаревшей экспортной продукции

анализ и систематизация отзывов зарубежных потребителей и рекламаций, ознакомление с ними научно-технических и производственных служб предприятия

Структура ОВЭС определяется его функциями

ОВЭС обычно возглавляется начальником отдела. Отдел же состоит из групп и специалистов. Можно выделить следующие группы:

 

       
       
       
       
       

Question #2

Стратегическое управление - это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. 

 Стратегическое управление  можно рассматривать как совокупность  пяти взаимосвязанных управленческих  процессов:

1) анализ среды

2) определение миссии и целей

3) выбор стратегии

4) выполнение стратегии

5) оценка и контроль выполнения   

Анализ среды  обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий. 

 Анализ среды предполагает  изучение трех ее частей:

1. Анализ макроокружения. Включает  изучение влияния таких компонентов  среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная  среда и ресурсы; социальная и  культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое  развитие общества; инфраструктура  и т. п.

2. Конкурентная среда. Анализируется  по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые  конкуренты; производители возможной  замещающей продукции. 

3. Анализ внутренней среды. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; научные исследования и разработки; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.  

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов - определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей. 

 Формулировка миссии предприятия  должна содержать следующее:

- выяснение, какой предпринимательской  деятельностью занимается фирма;

- определение рабочих принципов  фирмы под давлением внешней  среды;

- выявление культуры фирмы. 

 Долгосрочная цель имеет  горизонт планирования приблизительно  равный пяти годам. Краткосрочная  цель в большинстве случаев  представляет один из планов  организации, который следует завершить  в пределах года. 

 Определение миссии и целей  фирмы приводит к тому, что  становится ясным, зачем функционирует  фирма и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать  стратегию поведения.  

Анализ и выбор стратегии. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки стратегии связана со  специализацией в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. 

 Базовые стратегии служат  вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки  конкретным содержанием.  

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников  с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.  

Оценка и контроль. Основными задачами любого контроля являются:

- определение того, что и по  каким показателям проверять;

- оценка состояния контролируемого  объекта в соответствии с принятыми  стандартами, нормативами или другими  эталонами;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в  результате проведенной оценки;

- корректировка, если она необходима  и возможна. 

 При контроле выполнения  стратегий эти задачи приобретают  вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический  контроль направлен на выяснение  того, в какой мере реализация  стратегии приводит к достижению  целей фирмы. Это принципиально  отличает стратегический контроль  от управленческого или оперативного  контроля, так как его не интересует  правильность выполнения стратегического  плана, правильность осуществления  стратегии или правильность выполнения  отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том, возможно  ли в дальнейшем реализовывать  принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

 

 

question #3

Для решения задач внешнеторговой фирмы ей требуется отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС), который представляет собой часть аппарата управления. Его задача – управление ВЭД как элементом целостной единой системы внутрифирменного управления, как правило, без непосредственного участия в осуществлении внешнеторговых операций, транспортировки грузов, таможенных процедур и т.п. Он создаётся для планирования, организации, координации ВЭД предприятия. Поэтому часто при расширении ВЭД предприятия и увеличении объёма внешнеторговых операций происходит преобразование ОВЭС во внешнеторговую фирму. Как правило, в условиях России ОВЭС образуются на тех предприятиях, которые при осуществлении своей деятельности прибегают к помощи различных посредников.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика как составная часть внешней политики государства