Внешнеэкономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, цель поставленного исследования: дать характеристику и определить основные формы международных экономических отношений и дать анализ внешнеэкономической политики России. На основании поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
определить роль международных экономических отношений;
рассмотреть основные черты международных экономических отношений;
дать определение и выделить формы международных экономических отношений;
охарактеризовать торговые отношения России со странами мира;
проанализировать использование инвестиций и миграцию рабочей
силы в России;

Содержание работы

Введение
3
1 Характеристика международных экономических отношений
5
1.1 Роль и основные черты международных экономических отношений
5
1.2 Формы международных экономических отношений
10
2 Внешнеэкономическая политика России
19
2.1 Характеристика торговых отношений с развитыми и развивающимися
19
странами мира и СНГ

2.2 Анализ использования инвестиций и миграция рабочей силы
23
Заключение
32
Список использованных источников
35

Файлы: 1 файл

МЭО.docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

Реальности современных международных отношений таковы, что здесь проявляется и значительно более высокая монополизация экономических отношений. «Правила игры» в международных экономических отношениях определяют наиболее сильные «игроки» - ведущие страны мира, ведущие ТНК и банки с глобальными масштабами деятельности, наиболее авторитетные международные организации. В сфере международных экономических отношений, по сравнению с национальными экономиками отдельных стран существенно более значительно воздействие политических факторов. Роль государств в мировой экономике, несмотря на определенную либерализацию МЭО в последние годы, остается весьма значительной.

 

2 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

 

2.1 Характеристика торговых отношений с развитыми и развивающимися странами мира и СНГ

 

РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. На экспорт идет 24% ВВП, что примерно соответствует показателям развитых стран. Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны; за счет него обеспечивается 35-37% спроса на продовольственные товары, 100% на аудиовизуальную технику, бытовые электроприборы, более 60% - на машины и оборудование. Конечно, это далеко не лучший показатель, т.к. в 80-е годы страна сама обеспечивала себя на 80-85% продукцией машиностроения. [11, c.467]

По объему внешнеторгового оборота страна занимает лишь 20-21-е место. Рост ее экономики почти на 2/3 обеспечивается топливно-сырьевыми отраслями, от 40 до 90% которых идет на экспорт. На начало XXI в. он составлял порядка 55 млрд. долл., или около 53% всего российского экспорта. Если к тем цифрам прибавить и металлы (около 19 млрд. долл., или 18%), лесоматериалы (3,7 млрд. долл., или 3,6%), а также химические продукты (2,4 млрд. долл., или 2,3%), то общий сырьевой экспорт сегодня составляет львиную долю – около 77%, тогда как вывоз машин и оборудования остается крайне незначительным – лишь около 9%. К тому же, более 90% машинотехнической продукции, выпускаемой в России, уступают по конкурентоспособности аналогичным западным образцам.1 Кстати в рейтинге макроэкономической конкурентоспособности основных стран мира в 2001 и 2002 гг. наша страна занимала лишь 56-е и 58-е места против 48-го в 1998 г.2

Следует особо отметить такой аспект внешней торговли России, как контракты на поставку оружия и боевой техники. Дело в том, что хотя отрасли машиностроения в стране находятся в упадке, одна из них, работающая на Министерство Обороны, и называемая военно-промышленным комплексом (ВПК), пожалуй является единственной, производящей конкурентоспособную продукцию.1

В импорте неизменно преобладает товарная группа «Машины, оборудование, транспортные средства» (31-36%). Это вообще характерно для импорта развитых стран. Однако товарная структура данной группы за последние годы изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли легковые автомобили, бытовая техника, электронная аппаратура, компьютеры.

На рынке услуг Россия представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынки туристических и транспортных услуг. Международный туризм в Российской федерации стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового потока.

Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему. Проект транспортного коридора Север — Юг разрабатывается Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Развивается трубопроводный транспорт.

Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико — географических сектора внешней торговли России: страны СНГ, или «ближнее зарубежье», и «дальнее зарубежье». Их выделение связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России — государства Центральной и восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами. Главные партнеры здесь — Турция, Южная Корея, Индия, Китай. В тоже время сократилась торговля с такими бывшими членами СЭВ, как Куба, Монголия, Вьетнам. [6,с. 211]

Развитые страны являются главными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу российского экспорта. В свою очередь, страны Западной Европы, США и Япония сохраняют роль основных поставщиков современного оборудования и передовой технологии, продовольственных товаров, медикаментов и другой готовой продукции, необходимой для российской экономики.

Наиболее активно развиваются торгово-экономические отношения России со странами Западной Европы, прежде всего с государствами Европейского Союза (ЕС). На долю ЕС приходится свыше 2/5 всего объема внешней торговли России со странами вне СНГ – почти 2/5 экспорта и половина импорта.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2007 году (по данным таможенной статистики) составил 91,5 млрд. долл., что выше уровня 2006 года на 17,7%. При этом экспорт увеличился на 5,1%, импорт – на 53,4%.

На долю стран дальнего зарубежья в 2007 году пришлось 84,8% внешнеторгового оборота России, в том числе – 85,5% экспорта и 83,5% импорта.

В январе-октябре 2009г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 389,4 млрд.долларов США (59,1% к январю-октябрю 2008г.), в том числе экспорт - 238,6 млрд.долларов (57,8%), импорт - 150,8 млрд.долларов (61,3%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 87,8 млрд.долларов США (в январе-октябре 2008г. - 166,6 млрд.долларов)./гкс

На сегодняшний момент основным экономическим партнером России остается Европейский союз. На долю ЕС в январе-мае 2009 года приходилось 49,8% российского товарооборота (в январе-мае 2008 года — 53,4%). На страны СНГ соответственно приходилось 14,7% (в январе-мае 2008 года — 21 15,0%), на страны ЕврАзЭС — 9,2% (8,4%), на страны АТЭС — 21,0% (19,4%). Основными странами, с которыми Россия вела торговлю, стали: Китай, товарооборот с которым составил $13,3 млрд (61,6% к январю-маю 2008 года), Германия — $13,2 млрд (45,8%), Нидерланды — $12,5 млрд (51,2%), Италия — $10,9 млрд (53,1%), Турция — $70 млрд (51,0%). [19] Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия (9,6%), Нидерланды (8,2%) и Италия (6,9%), среди основных торговых партнеров из стран Азии – Япония (3,4%) и Республика Корея (2,3%). Внешнеторговый оборот Росси в январе-апреле 2007 г. составил 157,9 млрд. долл., что выше уровня соответствующего периода 2006 года на 18%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 134,4 млрд. долл. (рост на 17,4%), со странами СНГ – 23,5 млрд. долл. (рост на 21,8 процента). В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,1%, импорта – 37,9 процента. В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья снизился удельный вес основной экспортной группы - топливно-энергетических товаров, в то же время удельный вес металлов и изделий из них увеличился. В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья продолжает преобладать ввоз машин, оборудования и транспортных средств. Увеличился также ввоз продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), несмотря на некоторое уменьшение доли этих групп в товарной структуре. Экономисты считают, для повышения эффективности можно обратиться к импорту продукции из развивающихся стран. Россия уже импортирует из стран Третьего мира больше машин и оборудования, чем экспортирует туда.2

Важной стороной МЭО России являются отношения со странами СНГ. Содружество Независимых Государств – это международная организация, образовавшаяся после распада СССР, включающая 11 из 15 бывших советских республик. Интеграционным уровнем является взаимодействие России со странами, образовавшими вместе с ней в 2000 г. Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС, (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). В торговле с государствами ЕврАзЭС действует режим свободной торговли, причем ставки таможенного тарифа стран по многим товарным позициям унифицированы; продолжается формирование единой таможенной территории с общими внешними границами. С другими странами СНГ (Украина, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия) Россия заключила двусторонние торговые соглашения о свободной торговле. Большая часть экспорта российских товаров в европейские страны (энергоносители и др.) осуществляется через территорию Украины и Белоруссии, имеющих валютные доходы от предоставления России транзитных услуг. Партнеры по СНГ продолжают извлекать материальные выгоды из членства. И Россия нуждается в сохранении СНГ. Сейчас перед РФ стоит задача – реализация трансазиатских энергетических проектов в сотрудничестве с республиками Центральной Азии.

 

2.2 Анализ использования инвестиций и миграция рабочей силы

 

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. [8,c.15]

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитал. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

На инвестиционный климат отрицательно влияют в основном прямые ограничения деятельности иностранных фирм, зафиксированные в законодательстве, и нечеткость или нестабильность законодательства принимающей страны.

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Основной приток прямых инвестиций был в 2006 - 2007 годах, и уровень, относительно ВВП, повысился с 1,6% в 2004 году до 2,5% ВВП в 2008 году. Несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень по-прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

География инвестиционного сотрудничества весьма разнообразна. По нашим оценкам, зафиксировано взаимодействие с инвесторами, по крайней мере, из 25 стран мира. При этом компании из Германии зарегистрированы в 40% регионов страны, из США – в 36,7%, из Швеции – в 30%, из Китая – в 20%, из Великобритании – в 16,7%, из Франции и Финляндии – в 13,3%. Заметную роль в экономике российских регионов играют Канада, Бельгия, Голландия, Австрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Дания, Чехия, Турция; менее значительное влияние оказывают Польша, Израиль, Южная Корея, Кипр, Виргинские острова, Малайзия, Казахстан и Украина. Проявляют умеренную активность в российских регионах и международные институты – Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в I квартале 2006 года, составил $8,8 млрд. и увеличился на 46% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. При этом прямые иностранные инвестиции в Россию за тот же период составили $3,8 млрд. и выросли в 2 раза по сравнению с I кварталом 2005 года.

Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009г. - Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 21, 20 и 18% всех накопленных инвестиций в стране. Далее в первую десятку крупнейших инвесторов входят Великобритания - 8%, Германия - 7%, США - 4%, Ирландия, Франция, Виргинские острова - по 2,4%, Швейцария - 2%. Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно снижаются за счет понимания местной специфики, налаженных хозяйственных связей. Крупные международные проекты в России осуществляются при участии транснациональных корпораций.

В то же время, в последние годы идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Больше всего иностранных средств было направлено в сферу добычи полезных ископаемых ($2 млрд. 935 млн.) и обрабатывающие производства ($2 млрд. 216 млн.). Также зарубежные вложения направлялись в сферу оптовой и розничной торговли, в транспорт и связь, в сектор финансовой деятельности и в сферу операций с недвижимым имуществом. [12,c.20]

За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей (METRO, Aushan и др.), и, видимо, эта тенденция продолжится. Аналитики консалтинговой компании считают, что Россия все еще сохраняет свою привлекательность и рыночная экономика продолжает испытывать рост, поэтому те розничные сети, которые еще задумываются о том, чтобы использовать Россию в качестве своей стратегической цели - должны действовать немедленно.[12,c.20].

По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал1 в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд. долларов США(на36,2% больше). Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009г. составил 65,6 млрд.долларов США. В январе-сентябре 2009г. из России за рубеж направлено 70,0 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд. долларов США, или на 24,3 % меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. В отраслевом плане в иностранных инвестициях можно выделить несколько ключевых тенденций: во-первых, иностранные инвесторы перехватывают инициативу у отечественных предпринимателей по покрытию имеющегося рыночного спроса. Именно в этих секторах зафиксировано наибольшее число проектов с иностранным участием; во-вторых, наиболее интересной отраслевой зоной для иностранного капитала является лесозаготовка и деревопереработка. По оценкам, не менее 46,7% регионов уже реализуют проекты по развитию этих отраслей с помощью иностранного капитала; в-третьих, активно внедряются иностранные компании на рынок производства цемента и изделий из бетона. Это еще одна отрасль, подвергшаяся настоящей экспансии со стороны иностранного капитала; в-четвертых, иностранный капитал демонстрирует парадоксально высокое участие в пищевой промышленности; в-пятых, в зоне пристального внимания иностранных инвесторов находится сфера поисково-оценочных работ и освоения месторождений России. Инвестиционные процессы в России находятся в глубоком кризисе, и без серьезной поддержки государства не обойтись. Для оживления инвестиционной активности необходимо осуществление ряда радикальных мер, таких как создание инвестиционного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация необходимых финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные, перспективные направления развития отраслей народного хозяйства. Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья. [14, c.213] Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому. По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России. Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции. Средний возраст мигрантов — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением. Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2007 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ. Численность иностранных работников сильно зависит от сезонного фактора. По заявлению бывшего директора ФМС России А. Черненко, чтобы получить реальное число трудовых мигрантов в "сезон", цифру официально привлеченной иностранной рабочей силы в стране надо увеличить в 10 раз. Согласно данным опроса работодателей и экспертов (государственные служащие), проведенного нами в Самарской области летом 2007 г., в качестве "пиковых" месяцев с точки зрения использования труда иностранных мигрантов можно считать период с мая по сентябрь. Ярко выраженный сезонный характер занятости иностранной рабочей силы отмечается в строительстве и сфере услуг. Между сведениями ФМС России и реальными масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. Численность незаконных, или, точнее, незарегистрированных, мигрантов в России, по нашим оценкам, может достигать 3, 7 млн. человек. [15, c.98] Большинство из них - это граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в Россию без визы, но затем не получают регистрации по месту пребывания или разрешения на работу. Многие из них живут в нашей стране на протяжении нескольких лет либо периодически возвращаются домой. По другим оценкам, в России насчитывается не менее 10 млн. нелегальных мигрантов. Согласно расчетам, в России легальная трудовая иммиграция превышает трудовую эмиграцию примерно в 12 раз. Легальная трудовая эмиграция из стран ЕврАзЭС в 2005 г. составила около 80 тыс. человек, а с учетом нелегальной составляющей - от 3, 0 млн. до 4, 5 млн. человек. Разница огромна - 38-56 раз! Трудовые эмигранты из России направлялись на работу в страны Европы, США, Либерию и Японию, а из Казахстана - в Россию и Китай. Выходцы из других стран ЕврАзЭС были ориентированы преимущественно на российский рынок труда, а также на некоторые другие страны. Например, узбеки - на Южную Корею и Казахстан, белорусы - на Польшу и Чехию. Трудовую эмиграцию из этих государств в Россию стимулируют географическая близость, безвизовый режим, общность языка и культуры, признание дипломов, наличие соответствующих соглашений. Для некоторых стран сообщества трудовая эмиграция приобрела огромные масштабы, в нее оказались вовлечены каждый третий работающий в Киргизии и каждый четвертый - в Таджикистане.По оценкам директора ФМС России К. Ромодановского, вклад трудовых мигрантов в российский ВВП составляет не менее 50 млрд. долл. Трудовые иммигранты из стран ЕврАзЭС при успешной интеграции на рынке труда, культурной и языковой ассимиляции могли бы пополнить число граждан стран приема, что очень актуально в условиях сокращения численности населения и трудовых ресурсов.ФМС России, ее территориальными органами отслеживается целиком весь процесс, связанный с трудовой деятельностью иностранных граждан, их пребыванием и выездом из России после завершения заключенных с работодателями трудовых, гражданско-правовых договоров. Также контролируется, чтобы права иностранных граждан не ущемлялись, они не подвергались дискриминации и притеснению, не провоцировалась социальная напряженность. Словом, не сбрасывая со счетов различного рода проблем, являющихся следствием мирового финансового кризиса, можно утверждать, что возникающие трудности, в том числе касающиеся трудовых мигрантов, совместными усилиями преодолеваются. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики принимающих стран: торговля, строительство, транспортные услуги, сельское хозяйство. Трудовые иммигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. За счет трудовой иммиграции можно уменьшить дефицит трудовых ресурсов на региональных рынках труда. Вместе с тем трудовая миграция имеет ряд негативных аспектов, в том числе стимулирование роста теневой экономики, демпинг заработной платы, усиление межнациональной напряженности.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России