Внешнеэкономические отношения России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование связей России со странами СНГ, сравнение направленности внешнеэкономических связей и, как следствие, выведение неких общих положений, опираясь на которые можно рассказывать о связях данных стран. Так же нужно упомянуть и о просветительской задаче данной работы, которая состоит, безусловно, в том, чтобы структурировать все получаемые данные о внешнеэкономических связях как таковых.

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические отношения россии со странами снг .docx

— 96.42 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Инвестиции из России в страны СНГ

 

2005

2009

2010

Тыс. долл. США

В процентах 

 к итогу

Тыс. долл. США

В процентах 

 к итогу

Тыс. долл. США

В процентах 

 к итогу

Все инвестиции1)

620522 

100

9213953

100

7497920

100

в том числе

в страны:

     

Азербайджан

6734 

1,1

91974

1,0

39713

0,5

Армения

138185

22,3

192205

2,1

108395

1,5

Беларусь

102438

16,5

6542488

70,9

4125440

55,0

Грузия2)

60

0,0

-

-

Казахстан

204314

32,9

388741

4,2

1205872

16,1

Киргизия

1247

0,2

200535

2,2

210237

2,8

Молдова

4904

0,8

26773

0,3

26649

0,4

Таджикистан

496

0,1

111954

1,2

182846

2,4

Туркмения

-

-

6205

0,1

1616

0,0

Узбекистан

6968

1,1

87118

1,0

204039

2,7

Украина

155176

25,0

1565960

17,0

1393113

18,6


1) Данные с  2009 г. приведены  без учета Грузии 

2) Грузия вышла  из состава СНГ  в августе 2009 г.

2.3. Экономическая характеристика  миграционного процесса

 

Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают  такие масштабы, что от успешного  его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация  этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне.

 Необходимость регулирования  иммиграции не подвергается сомнению. Проблема – в поиске разумного  баланса между максимизацией  выгоды от притока иммигрантов  и минимизации неизбежных социальных  рисков.

 Учитывая, что основной контингент  иностранных граждан в России  сегодня и в ближайшей перспективе  – временные трудовые мигранты, основной акцент интегративной  политики должен быть сделан  на этой категории мигрантов.  К сожалению, в настоящее время  отсутствуют не только инструменты  реализации интеграционной политики, но и понимание, что миграционная  политика не может быть сколько-нибудь  эффективна без политики интеграции.

Россия является европейским лидером  по числу иммигрантов - на ее долю приходится 48% трудовых мигрантов, прибывающих  на заработки в страны Европы. Более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов  из этих стран в России. Мигранты перечисляют в свои республики порядка 65% своих заработков, что составляет порядка 13 миллиардов долларов в год. Объем производимой мигрантами продукции  в России составляет порядка 2 триллионов рублей.

 

 

 

 

Таблица 4 – Численность международной  миграции за 2008-2010 гг. (человек)

 

Прибыло в Российскую Федерацию - всего

2008

186380 

2009

286956

2010

281614

в том числе: 

из стран СНГ

177657

273872

269976

Азербайджан

8900

20968

23331

Армения

12949

30751

35216

Беларусь

5619

6030

5865

Грузия

6806

10595

8806

  Казахстан

38606

40258

39964

Киргизия

15669

24731

24014

Республика Молдова

8649

14090

15519

Таджикистан

6523

17309

20717

Туркмения

4089

4846

3962

Узбекистан

37126

52802

43518

Украина

32721

51492

49064

Выбыло из Российской Федерации - всего

2008

54061

2009

47013

2010

39508

в том числе:

в страны СНГ

35262

31329

26114

Азербайджан

1366

1355

1258

Армения

686

728

1032

Беларусь

6318

5302

3954

Грузия

593

603

572

  Казахстан

11948

10211

7483

Киргизия

605

668

648

Республика Молдова

636

629

551

Таджикистан

424

464

637

Туркмения

112

111

90

Узбекистан

648

722

948

Украина

11926

10536

8941


 

Россия является в настоящее  время, как страной-донором, так и  страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату. В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, в Беларуси и других республиках СНГ.

В целом  можно сказать, что миграция в  России развивается примерно так  же, как во многих развитых странах  мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами.

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2010 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых "нелегалов", поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Особенно много трудовых мигрантов в 2009 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%). Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности (Рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Занятость трудовых мигрантов (выражено в %)

Трудовая  миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским  занятием. По данным социологических  обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, поэтому чаще остаются "невидимыми" из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости).

По отношению  к численности всего населения  уровень экономической активности в среднем по Содружеству составляет около 50 %. При этом в Казахстане, России, Украине на экономически активное население приходится 48 % от общей численности населения, Азербайджане, Беларуси–45 %, Армении, Молдове, Таджикистане–35% (Рисунок 3).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Уровень  экономически активного населения (выражено в %)

Уровень занятости  экономически активного населения (отношение численности занятых  в экономике к экономически активному  населению) в 2008 году варьировал от 93–95 %.

 

 

 

2.4. Состояние миграционной политики СНГ

 

Совершенствование правовой базы СНГ и государств-участников Содружества в сфере регулирования  миграционных отношений обусловлено  общей динамикой развития миграционных процессов в мире, а также теми угрозами, которые влечет за собой  нерегулируемая миграция.

Можно выделить ряд общих тенденций  в развитии миграционного законодательства государств-участников СНГ:

1. В последние  десять лет в государствах-участниках  СНГ было принято много нормативных  актов, направленных на регулирование  миграционных отношений.

Так, в  Беларуси миграционные отношения регулируются такими актами, как Закон «Об иммиграции от 29 декабря 1998 г.»; Закон «О беженцах от 22 февраля 1995 г.» (в редакции 2003 г.); Закон от 28 июня 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» (в редакции 2006 г.), Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь от 4 января 2010 г.». Многие вопросы регулируются указами Президента и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Столь же разрозненным предстает законодательство и других государств-участников СНГ. Не случайно, что в них все чаще выдвигаются требования о систематизации миграционного законодательства, а в некоторых странах поднимался вопрос о принятии миграционного кодекса (например, Азербайджан). К сожалению, уровень развития миграционного законодательства большинства стран, в том числе и России, его раздробленность, неполный охват правовым регулированием всех миграционных отношений, пока не позволяют осуществить эффективную кодификацию миграционного законодательства, тем не менее, проблема остается.

2. В законодательстве практически всех государств СНГ в последние годы были сделаны уточнения таких базовых понятий, как «мигранты», «нелегальные мигранты», «политические мигранты», «трудовые мигранты» и т.д. Наряду с этим, в каждой из основных категорий выделяются соответствующие группы мигрантов, чей правовой статус имеет свои особенности. Так, например, в рамках трудовой миграции различают мигрантов, занятых квалифицированным и неквалифицированным трудом, работающих по временным и постоянным визам и т.д.

3. Законодательство развернуто  в сторону борьбы с незаконной  миграцией и нелегальными трудовыми  мигрантами.

4. Происходит внесение изменений  в миграционное законодательство  с целью совершенствования правового  регулирования законных форм  миграции. В последние годы между  всеми государствами мира идет  ожесточенная конкурентная борьба  за привлечение тех мигрантов,  которые обладают наиболее высоким  профессиональным уровнем и потенциалом.

Так, по законодательству Украины преимущества в рамках трудовой и предпринимательской миграции имеют деятели науки и культуры, иммиграция которых отвечает интересам Украины; высококвалифицированные специалисты, необходимые для развития экономики Украины; лица, осуществившие инвестиции в экономику Украины в размере не менее 100 000 долларов США; лица, имеющие в Украине законный источник существования и т.д.

5. Миграция  используется не только для  повышения общего уровня экономического  развития, но и решения многих  других проблем: сохранения либо  повышения численности титульной  нации, заселения безлюдных регионов, роста деловой активности депрессивных  регионов и убыточных отраслей  экономики (главным образом, сельского  хозяйства, строительства, сферы  обслуживания). Именно они становятся  основными объектами миграционной  политики многих государств.

Так, в  Казахстане реализуется программа  добровольного переселения в  Республику оралманов (соотечественников), вынужденно или добровольно покинувших в свое время ее территорию. Фактически репатриация является одной из основных целей казахского миграционного  законодательства.

Ежегодно  Президент Республики по представлению  Правительства определяет квоту миграции оралманов на предстоящий год. Законодательство Казахстана устанавливает достаточно для них большой круг преимуществ и льгот. Им оказывают содействие в получении образования, медицинского и социального обеспечения, в приобретении недвижимости, выделении пастбищ и т.д.

Основные  направления улучшения миграционной политики: 

Для принимающих  стран:

- Управление трудовой миграцией,  создание агентств по трудоустройству  мигрантов, включая программы  долгосрочной занятости;

- Инфраструктура для мигрантов  (правовая защита, доступ к услугам  здравоохранения и нормальным  условиям труда);

- Борьба с коррупцией в сфере  миграции;

- Улучшение измерения миграции  (снижение нелегальной миграции);

Для направляющих стран:

- Сотрудничество с принимающими  странами в сфере занятости  мигрантов;

- Оказание содействия в трудоустройстве  за рубежом;

- Защита прав.

 

 

ГЛАВА III Основные проблемы отношений между Россией и СНГ, пути их решения

 

Мы знаем, что отношения со странами СНГ  являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются  наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные  вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность.

Информация о работе Внешнеэкономические отношения России со странами СНГ