Внешнеполитические интересы России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование отношений США и России в области экономики и политики в переходный период в третье тысячелетие. Итак, в данной работе для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить внешнюю политику США и России после падения биполярной системы;
2. Дать анализ проблем российско- американских отношений;
3. Изучить перспективы развития российско-американских отношений

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 Внешнеполитические интересы России и США………………………………...5
Проблемы российско-американских отношений………………...……………...9
Предпосылки взаимодействия…………………………………………………...18
Перспективы развития российско-американских отношений…………………22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Referat-SVPRF.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………3 Внешнеполитические интересы России и США………………………………...5

Проблемы российско-американских отношений………………...……………...9

Предпосылки взаимодействия…………………………………………………...18

Перспективы развития российско-американских отношений…………………22

Заключение………………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Отношения  России и США в первой половине 90-х годов носили весьма противоречивый характер. Это объяснялось рядом существенных обстоятельств. Условно российско-американские отношения рассматриваются большинством исследователей с момента подписания Кэмп-Девидской декларации президентами США и России в феврале 1992 года, которая констатировала тот факт, "что оба государства не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников". Этот документ имел принципиальное значение для мировой политики в целом, так как он фиксировал качественный сдвиги в российско-американских отношениях.

     Первой  и очень существенной проблемой  российско-американских отношений  в начале 90-х годов стал вопрос  статуса обеих держав, как на  мировой арене, так и в их  взаимоотношениях друг с другом. Российская Федерация по-прежнему  имела множество самых различных связей и интересов в других бывших республиках СССР. Недооценивать это было не только опасно, но и нерационально с точки зрения Вашингтона. Россия была способна играть стабилизирующую роль и предотвращать возникновение хаоса в пределах бывшего СССР. Сохранение позиций и влияния РФ в других странах - членах СНГ было для США явно выгоднее, чем ее вытеснение и заполнение образовавшегося "вакуума" иными государствами, например, такими как Китай, Иран, ФРГ. Самим США также было гораздо важнее развивать отношения с Россией, чем с любым другим членом СНГ. Исходя, очевидно, из всех этих соображений, Вашингтон явственно выделил и признал Россию после развала СССР в качестве одного из своих партнеров на мировой арене. Налаживанием российско-американских деловых связей занялись в первой половине 90-х годов Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (СТЭС), Американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России.

      Итак, объектом  исследований в данной работе  является внешняя политика России и США.

      Предмет  исследований - российско - американские  отношения в период конца XX в. - начало XXI в. 

      Хронологические  рамки работы охватывают период  с 1991 года, то есть со времени  подписания Беловежского соглашения  и фактического появления на мировой арене нового государства - России и по сей день, когда российско - американские отношения имеют важное значение не только для обозначенных государств, но и для всего мирового сообщества.

     Целью данной  работы является исследование отношений США и России в области экономики и политики в переходный период в третье тысячелетие.      Итак, в данной работе для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить внешнюю  политику США и России после  падения биполярной системы;

2. Дать анализ проблем   российско- американских отношений; 

3. Изучить перспективы развития российско-американских отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внешнеполитические  интересы России и США

В начале третьего столетия дипломатических  связей между США и Россией отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, планы размещения элементов cистемы ПРО CША в Польше и Чехии и Договор об обычных вооружениях в Европе. Однако существуют такие области, в которых можно было бы сделать гораздо больше, работая сообща, соблюдая при этом собственные интересы.

Первая и наиболее важная из этих областей – это ядерная и глобальная безопасность, где Россия и Соединенные Штаты имеют не только уникальные возможности, но и несут особую ответственность. Президенты обеих стран подтвердили приверженность совместной работе по развитию ядерной энергетики, используемой в мирных целях. Сейчас ведутся переговоры о путях поддержания стратегической стабильности после того, как в 2009 году истечет срок действия "Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений". Было совместно заложено начало новой важной инициативе глобального противостояния ядерному терроризму. В отношениях России и США нет ничего важнее, чем решение всего комплекса этих вопросов безопасности.

Вторая приоритетная область отношений  – это экономическое сотрудничество. В 2006 году американские инвестиции в российскую экономику возросли более чем на 50%, а 40% от общего объема российских инвестиций за рубежом пришлись на Соединенные Штаты. Самые разные американские компании оказывают помощь в деле экономического возрождения России. На сегодняшний день более 100 тыс. рабочих мест в России связаны с американским бизнесом и инвестициями. Соединенные Штаты по-прежнему оказывают всестороннюю поддержку интеграции России в мировые экономические институты.

Третья область общих интересов  относится к совместным усилиям по разрешению некоторых из наиболее сложных региональных конфликтов. Россия и США в тесном взаимодействии провели эффективную работу, обеспечившую успех конференции по достижению мира на Ближнем Востоке, состоявшейся в ноябре 2007г. в Аннаполисе. Несмотря на расхождения в тактике, продолжается чрезвычайно важное сотрудничество в дипломатической области с тем, чтобы убедить Иран и Cеверо-корейскую Народную Демократическую Республику выполнять взятые на себя международные обязательства об отказе от разработки ядерного оружия. Сотрудничество по урегулированию региональных конфликтов не всегда бывает успешным, иногда возникают серьезные разногласия. Тем не менее, оно представляет собой громадный шаг вперед по сравнению с антагонистическим соперничеством периода холодной войны.

Четвертая область – это растущее партнерство по противодействию иным глобальным вызовам. Продолжается сотрудничество по сбору информации и координации деятельности правоохранительных органов, направленной против терроризма и крайних проявлений экстремизма, которые принесли беды народам обеих стран. Одним из главных приоритетов для Соединенных Штатов является борьба с ВИЧ-СПИД и другими смертельно опасными инфекционными заболеваниями, и Россия также все активнее участвует в этой общей борьбе. Взгляды на способы уменьшения выброса парниковых газов во многом совпадают. Россия и Соединенные Штаты по-прежнему занимают лидирующие позиции в исследовании космического пространства, начиная с запуска первого искусственного спутника Земли пятьдесят лет назад.

Уильям Бернс, бывший посол США  в РФ говорит о том, что «как США, так и Россия заинтересованы в расширении связей между нашими народами, выходящими за рамки официальных связей между правительствами наших стран. За последние 15 лет более 60 тыс. россиян стали участниками новаторских программ обмена. Полученный ими опыт вносит не меньший вклад, чем другие аспекты наших взаимоотношений в поддержание связей американцев со следующим поколением россиян. Недавно началось осуществление нескольких новых программ партнерств между университетами наших стран. Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы такие обмены стали по-настоящему двусторонними. Можно с уверенностью сказать, что в предстоящие месяцы и годы в наших отношениях будут такие моменты, когда будет казаться, что сомнения, разочарования и разногласия между нами вытесняют открывающиеся перед нами возможности. Этот период не будет легким. Однако возможности для сотрудничества существуют. Обеим нашим странам следует сохранять чувство перспективы и проявлять настойчивость в использовании этих возможностей. Поддержание отношений в течение первых двухсот лет нередко требовало от наших стран упорной работы – однако именно упорная работа и взаимоуважение могут открыть широкие возможности перед каждой из наших стран. В начале третьего столетия отношений между нашими странами трудно представить себе проблему, которая бы больше значила для Америки, для России или для остального мира».1

Несмотря на близость позиций, у России и США нет полного совпадения взглядов. Прежде всего они должны прийти к единому определению понятия «международный терроризм». Ведь еще недавно наши «борцы за освобождение» были их «террористами», а их «борцы за освобождение» — нашими террористами. Но Россия сегодня не поддерживает «национально-освободительные движения» в какой-либо стране. Появились признаки того, что есть новые нюансы в оценке Вашингтоном палестинской ситуации. Но говорить о том, что Москва и Вашингтон пришли к общей дефиниции международного терроризма, пока преждевременно.

Интересы России и США не являются взаимоисключающими и в урегулировании региональных конфликтов. Однако стремление американского руководства доминировать при решении ряда региональных проблем, имеющих важное значение для безопасности России, приведет к осложнению отношений между двумя странами.

Вместе с тем в подходе  к некоторым региональным вопросам, например к ситуации вокруг Ирака, у  России и США не совпадают интересы. Администрация Буша-младшего объявила Саддама Хусейна врагом. Россия не считала, что Ирак представляет угрозу, и не стремилась к смене политического режима в стране. Поэтому решение администрации Буша провести силовую акцию против Ирака весной 2003г. вызвало серьезную напряженность в российско-американских отношениях. Очень важно, что по иракскому вопросу вместе с Россией выступали такие традиционные американские союзники, как Франция и Германия. Война в Ираке вызвала серьезный раскол в западном сообществе. Возник острый кризис внутри НАТО, которую Вашингтон предпочел игнорировать при проведении военной операции. Между тем новый период начался и в отношениях между Россией и НАТО, где США продолжают играть лидирующую роль. С одной стороны, в 2002г. началась вторая «волна» расширения Североатлантического блока. В результате в состав НАТО вошли фактически все бывшие члены Варшавского Договора, кроме СССР. Членами НАТО становятся и бывшие советские прибалтийские республики – Эстония, Латвия и Литва. С другой стороны, создан новый Совет Россия – НАТО. Это очень важно, так как позволило избежать кризиса из-за расширения Североатлантического альянса.

         НАТО все  больше начинает претендовать  не только на роль организации  коллективной обороны, но и  коллективной безопасности. Россия же считает, что расширение альянса не сможет гарантировать европейскую и международную безопасность граждан стран-участниц блока. Москва не намерена вступать в Североатлантический альянс. Поэтому нужны новые подходы, которые могут сократить негативные последствия расширения НАТО для РФ и позволят ей играть полноправную роль в вопросах европейской безопасности. Для того чтобы отношения России и НАТО стали действительно партнерскими, требуется реализовать принцип совместной ответственности за сообща принимаемые и реализуемые решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Проблемы российско-американских отношений

Сегодня приходится констатировать, что российско-американское партнерство  пока не состоялось или скорее состоялось не в полной мере.

В значительной степени ответственность за это лежит на прежних руководителях российской внешней и военной политики, которые не смогли разработать и осуществить реалистическую программу развития отношений с Вашингтоном. Разрыв между декларациями и реальностью российско-американских отношений произошел и вследствие грубых ошибок нашей дипломатии, особенно в первый период после развала Советского Союза. Создавалось впечатление, что мы готовы пойти на любые уступки американцам, ничего не требуя взамен - ни ответных уступок, ни каких-либо гарантий. Предоставив инициативу чуть ли не целиком и полностью американской стороне, мы не смогли обеспечить равноправный характер провозглашенного партнерства.

Такая готовность российской дипломатии признать непререкаемое лидерство  американцев привела к тому, что в Вашингтоне привыкли, что Москву можно ставить перед свершившимся фактом. Как писала английская газета «Индепендент», «диалог между Западом и Россией в конечном счете сводился к официальным встречам, на которых России предлагалось согласиться с решениями, принятыми другими правительствами».

В конце концов стремление любой  ценой удовлетворить запросы  «старшего партнера» обернулось тем, что США стали все меньше считаться с российскими интересами. Запоздалые попытки России изменить такой характер декларативного партнерства вызвали у Вашингтона лишь раздражение.

Видимо, российско-американское партнерство, даже если оно будет реализовано, неспособно стать центральной осью новой системы международных  отношений,

Прежде всего следует признать, что этому препятствует неразвитость двусторонних экономических отношений России и США, все еще низкий уровень взаимодействия экономических интересов двух держав. Экономически же Россия для США является в лучшем случае третьестепенным партнером. Да и для нас Америка существенно уступает таким экономическим приоритетам, как Европа и СНГ. Поэтому такое однобокое российско-американское партнерство будет уравновешиваться (или даже перевешиваться) другими связями, прежде всего экономическими, в которые вовлечены США, Европа, Япония, Китай. А именно комплекс этих экономических отношений будет определять мировую политику в обозримом будущем.

Другой фактор, ослабляющий взаимное притяжение, - это отсутствие общего врага, столь необходимого для любого военно-политического альянса. Хотя в последнее время большие усилия прилагаются двумя странами для борьбы с международным терроризмом, это нельзя считать в полной мере, так называемым, «общим врагом» Общие интересы безопасности России и США носят скорее завуалированный, чем прямой и непосредственный характер, как это было в предыдущие периоды российско-американского союзничества. Партнерство не против кого-то, а во имя чего-то построить весьма непросто при несимметричности геополитических интересов.

Информация о работе Внешнеполитические интересы России и США