Внешнеторговая политика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 02:26, автореферат

Описание работы

ФРГ – крупнейшая страна Западной Европы. Возвышение ФРГ после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. Росту производства способствовали финансовая и материальная помощь по «плану Маршалла», импорт иностранного капитала, небольшие военные расходы.

Содержание работы

Введение. 3

1 Место Германии в мировой торговле. 3

2 Товарная и географическая структура экспорта и импорта Германии......... 3

3 Внешнеторговая политика Германии. 3

Заключение. 3

Список использованных источников и литературы.. 3

Файлы: 1 файл

ГЕРМАНИЯ.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
Введение. 3 
 
1 Место Германии в мировой торговле. 3 
 
2 Товарная и географическая структура экспорта и импорта Германии......... 3 
 
3 Внешнеторговая политика Германии. 3 
 
Заключение. 3 
 
Список использованных источников и литературы.. 3 
 
 
 

Введение

 
 
 
ФРГ – крупнейшая страна Западной Европы. Возвышение ФРГ после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. Росту производства способствовали финансовая и материальная помощь по «плану Маршалла», импорт иностранного капитала, небольшие военные расходы. 
 
В первое послевоенное десятилетие экономическая политика проводилась под знаком социального рыночного хозяйства с целью соединить конкуренцию, частную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным производительностью экономики. Включение в состав ФРГ в 1990 г. ГДР и развал Советского Союза коренным образом изменили экономические и геополитические позиции Германии в Европе. Она стала крупнейшей экономической силой, претендующей на ведущие политические позиции в регионе. 
 
На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада. Именно поэтому была выбрана Германия в качестве объекта данного исследования. Цель данной курсовой работы – выявить особенности экономического развития и внешнеэкономической деятельности Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи: дать общую характеристику, проанализировать экономику региона, рассмотреть проводимую в Германии политику социального рыночного хозяйства, оценить инвестиционную привлекательность, исследовать особенности внешнеэкономических отношений, товарную и географическую структуру экспорта и импорта, внешнеторговую политику государства, выявить актуальные проблемы. Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных учёных, статьи, статистические материалы по вопросам развития Германии.

 

1. Место Германии  в мировой торговле

 
 
 
Перейдем непосредственно к рассмотрению внешнеэкономической деятельности Германии.  
 
Германия (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ), государство в Центральной Европе, омывается Северным и Балтийским морями. Граничит с девятью государствами – Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией, Чехией и Польшей.  
 
Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января на равнинах от 0 до -3 °С, в горах до -5 °С, июля соответственно 16-20 °С, 12-14 °С. Осадков 500 — 800 мм в год, в горах 1000 — 2000 мм. Такой климат позволяет стране вести высокоинтенсивное сельское хозяйство с преобладанием отраслей животноводства (свиноводство и молочное животноводство). Растениеводство специализируется на производстве зерна (пшеницы, ячменя и др.), сахарной свеклы, картофеля. Присутствует хмелеводство, виноделие, рыболовство. Таким образом, можно заметить, что данный климат позволяет стране не только обеспечивать внутренние потребности в продукции сельского хозяйства, но и быть одним из крупнейших (после США, Франции и Нидерландов) экспортеров. При этом Германия является одновременно крупнейшим импортером сельскохозяйственной продукции. 
 
Как указано во многих источниках, национальный состав населения характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев. Имеется лишь несколько крайне малочисленных национальных меньшинств - голландцы, датчане. В стране постоянно проживают 8 млн. иностранцев, что составляет 9,7% всего населения. В основном это иностранные рабочие, занимающиеся почти исключительно малоквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. По национальному составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего количества и около 2,4% от численности населения, выходцы из Югославии - 0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы - 0,25% и граждане Австрии - 0,2% [2, 75]. Подавляющее большинство немцев вполне терпимо относится к таким рабочим, не выражает по отношению к ним неприязни, за исключением групп немцев, настроенных расистски или неонацистски. Вместе с тем в условиях массовой безработицы, которая охватывает сейчас около 4 млн. коренных жителей страны, пребывание миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором. Им принадлежит 281 тысяча фирм, что составляет 6,3% всех зарегистрированных в стране предприятий. Лидерство в сфере бизнеса прочно захватили турки, они владеют 22,9% принадлежащих иностранцам предприятий [2, 86]. 
 
По мнению многих экспертов, основным источником для пополнения и омоложения населения в Германии является иммиграция. Однако такое положение не всегда встречает понимание у коренного населения страны. Это приводит к многочисленным проблемам в отношениях коренного населения и иностранцев. 
 
По мнению автора данной работы, ЭГП Германии чрезвычайно выгодное для развития внешней торговли. Страна расположена в центре наиболее экономически-развитого района Европы, где сходятся крупнейшие торговые и транспортные артерии мирового значения. Через Германию проходят все важнейшие торговые пути, соединяющие западную и восточную Европу. Страна имеет выход к Северному и Балтийскому морям, что также способствует укреплению торгово-экономических связей страны. 
 
Германия — высокоразвитая индустриальная страна. Германия не слишком богата запасами полезных ископаемых. Можно отметить только каменный и бурый уголь, калийные соли. Очевидно, что такие полезные ископаемые не представляют какую-либо значительную хозяйственную ценность. Тем не менее, по мнению Зарицкого Б., которое он высказал в своей статье «Секреты Германского чуда», «скудость естественных ресурсов породила знаменитую немецкую бережливость и определила специализацию страны на промышленном производстве и развитии наукоемких отраслей экономики». Автор данной работы поддерживает такую точку зрения. 
 
По результатам исследований многих специалистов стало известно, что Германия - главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос. 
 
Свое мнение по данному вопросу высказал Шмелев Н.П. («Европа: вчера, сегодня, завтра»): «Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических и бумагопроизводящих машин и механизмов составил в 2000 году 0,85, а его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%)» [1, 118]. 
 
По результатам проведенного исследования выяснилось, что Германия по праву является лидером (наряду с США и Японией) в мировом автомобилестроении. Качественные немецкие легковые автомобили пользуются популярностью во всем мире. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии (Фольксваген), Гессене (Опель), Северной Рейн-Вестфалии (Форд, Опель), Баварии (БМВ) и Саарленде (Форд). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но Фольксваген, Опель и Даймлер-Бенц быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Производит Германия также пожарные, поливальные, уборочные машины (фирма IVEKO) и грузовые автомобили. 
 
Как отмечено на сайте www.europa.eu.int., с конца 19 в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как "Siemens", "AEG", "Telefunken", и "Osram". После Второй Мировой войны и разделения Германии, наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. 
 
С конца 19 в. так же начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта и в рурском промышленном районе (концерны Bayer и BASF). 
 
Авторы многих учебников по мировой экономике по праву называют ФРГ одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню мирового развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семёрку». ВВП Германии составляет более 2 млрд. долл. (2005 г.) – более 6% МВП [5, 105]. ВВП на душу населения страны составляет около 24 тыс. долл. в год, что выше среднего показателя по западноевропейским странам. Германия занимает первое место в Европе по объему производства. ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. Она тесно связана с мировым хозяйством. Страна мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2005 году 8,7% (таблица 1). 
Таблица 1 – Мировой товарооборот, 2005 г.

 
Место в мире

 
Страна

 
Экспорт товаров, млрд. долл.

 
Доля в мировом товарообороте, %

 

 
Весь мир

 
6364,0

 

 
1

 
США

 
781,1

 
12,3

 
2

 
Германия

 
551,5

 
8,7

 
3

 
Япония

 
479,2

 
7,5

 
4

 
Франция

 
298,1

 
4,7

 
5

 
Великобритания

 
284,1

 
4,5

 
6

 
Канада

 
276,6

 
4,3

 
7

 
Китай

 
249,3

 
3,9

 
8

 
Италия

 
237,8

 
3,7

 
9

 
Нидерланды

 
212,5

 
3,3


 
 
 
В таблице 1, составленной автором по данным сайта www.wto.org, указаны 9 крупнейших экспортеров мира, в числе которых находится Германия. Причем Федеративная Республика с экспортом в 551,5 млрд. долл. занимает в этой десятке второе место. На первом месте находится США с экспортом в 781,1 млрд. долл. Автором данной работы была подсчитана доля стран этой десятки в мировом товарообороте. Мы получили для США самую большую долю в мировом товарообороте: 781,1/6364,0 * 100% = 12,3%; для Германии данный показатель составляет 8,7%, что является вторым по величине после США. Это свидетельствует о том, что экспорт Германии является значительным в мировом масштабе. 
 
Говоря о внешнеэкономической деятельности Германии, нельзя не отметить, что страна была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте. Сейчас ЕС – это самая развитая интеграционная группировка в мире, которой удалось пройти все четыре этапа международной интеграции. 
 
В экономической стратегии правительства ФРГ развитию внешнеэкономических связей отведена ключевая роль с учетом высокой зависимости состояния экономики от результатов ее участия в мирохозяйственных связях, поскольку без внешней торговли страна не смогла бы самостоятельно обеспечивать внутреннюю потребность в товарах в полной мере. Так, например, Германия испытывает недостаток во многих видах ресурсов, поэтому она - крупный импортер непродовольственного сырья, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), цветных и редких металлов, их сплавов, а также одежды, обуви, туристического снаряжения.  
 
Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. В послевоенный период происходил постоянный рост доли экспорта в ВВП (1950г. – 9,3%; 1980г. – 26,7%; 1991г. – 32,8%). [4, 167] В середине 90-х гг. доля экспорта в ВВП снизилась до 20,8% вследствие объедения Германии и реформирования экономики новых федеральных земель, потери рынков сбыта продукции Восточной Германии. В 2005 г. доля экспорта и, включая услуги, в объеме ВВП ФРГ составила в текущих ценах 44,2% (см. табл. 2). 
Таблица 2 – Динамика экспорта товаров Германии в 2002–2006 гг.

 

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
Темпы роста по годам, %

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2006 к 2001

 
ВВП, млн. евро

 
2 177 260

 
2 199 571

 
2 243 576

 
2 302 727

 
2 423 017

 
+ 0,1

 
- 0,2

 
+ 0,8

 
+ 5,3

 
+ 11,3

 
Экспорт, млн. евро

 
651 320

 
664 455

 
731 544

 
786 266

 
896 048

 
+ 2,0

 
+ 10,1

 
+ 7,5

 
+ 14,0

 
+ 37,6

 
Экспортная квота, %

 
29,9

 
30,2

 
32,6

 
34,1

 
37,1

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-


 
 
 
 
В таблице 2, по данным годового статистического  отчета Германии за 2007 год, указаны  экспорт товаров, а также ВВП  ФРГ за период с 2002 по 2006 гг. Была подсчитана экспортная квота, которая показывает долю экспорта товаров и услуг  в валовом внутреннем продукте страны. Экспортная квота для Германии в 2006 году составляла 37,1%. Данный показатель является достаточно существенным (в  отличие, например, от США, для которых  экспортная квота в 2005 г. составляла 8,2%). Таким образом, становится понятным, что статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии. 
 
Сейчас по объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. По конкурентоспособности ФРГ уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров – разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения; которые имеют преимущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара. 
Таблица 3 – Динамика импорта товаров Германии в 2002–2006 гг.

 

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
Темпы роста по годам, %

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2006 к 2001

 
ВВП, млн. евро

 
2 177 260

 
2 199 571

 
2 243 576

 
2 302 727

 
2 423 017

 
+ 0,1

 
- 0,2

 
+ 0,8

 
+ 5,3

 
+ 11,3

 
Импорт, млн. евро

 
518 532

 
534 534

 
575 448

 
628 087

 
731 479

 
+ 3,1

 
+ 7,7

 
+ 9,1

 
+ 16,5

 
+ 41,1

 
Импортная квота, %

 
23,8

 
24,3

 
25,6

 
27,3

 
30,2

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-


 
 
 
В таблице 3,  по данным годового статистического отчета Германии за 2007 год, указаны импорт товаров, а также ВВП ФРГ за период с 2002 по 2006 гг. Была подсчитана импортная квота, которая показывает долю импорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте страны. Импортная квота для Германии в 2006 году составляла 30,2%, что на 6,9% меньше, чем экспортная квота. Можно сделать вывод о том, что Германия – страна ориентирована на экспорт, несмотря на значительную долю импорта в общем объеме ВВП страны. Чтобы наиболее полно сопоставить показатели экспорта и импорта государства, необходимо составить таблицу динамики внешнеторгового оборота страны. 
Таблица 4 – Динамика внешнеторгового оборота Германии в 2002–2006 гг.

 

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
Темпы роста по годам, %

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2006 к 2002

 
Экспорт, млн. евро

 
651 320

 
664 455

 
731 544

 
786 266

 
896 048

 
2,1

 
10,1

 
7,5

 
14,1

 
37,6

 
Импорт, млн. евро

 
518 532

 
534 534

 
575 448

 
628 087

 
731 479

 
3,1

 
7,7

 
9,2

 
16,5

 
41,1

 
Внешнеторго-вый товарооборот, млн. евро

 
1 169 852

 
1 198 989

 
1 306 992

 
1 414 353

 
1 627 527

 
2,5

 
9,0

 
8,2

 
15,1

 
39,1

 
Сальдо внешнеторго-вого товарооборота, млн. евро

 
132 788

 
129 921

 
156 096

 
158 179

 
164 569

 
- 2,2

 
20,2

 
1,3

 
4,0

 
23,9


 
 
 
В таблице 4, по данным годового статистического  отчета Германии за 2007 год, указаны  экспорт и импорт товаров ФРГ  за период с 2002 по 2006 гг. Были подсчитаны внешнеторговый оборот, который показывает сумму экспорта и импорта государства, а так же сальдо внешнеторгового  товарооборота, которое показывает разницу между экспортом и  импортом страны. Так же были подсчитаны темпы роста всех тих показателей по годам. Если сальдо внешнеторгового товарооборота государства положительное, значит показатель экспорта доминирует над показателем импорта, и наоборот. Как видно из расчетов, сальдо внешнеторгового товарооборота Германии положительное. Это свидетельствует о том, что экспорт страны превышает импорт, страна является экспортоориентированной. Наибольших темпов роста в Германии за период 2002–2006 гг. достиг импорт (41,1). Все остальные показатели так же отличаются высокими темпами роста.  
 
Как выяснилось из источника «Экономика Европейского союза» (Гагарина Г. Ю.), несмотря на рост экспорта, германская внешняя торговля переживает трудные времена: высокий курс евро по отношению к доллару не только ведет к росту цен на товары, вывозимые в США, но и оказывает негативное  влияние на германский экспорт на важные для ФРГ рынки стран Азии, поскольку курс валют стран этого региона по отношению к евро, так же как и курс доллара, существенно снизился. В то же время усиливается конкуренция азиатских производителей, которые предлагают свою продукцию в странах еврозоны по более низким ценам. 
 
Итак, нам стало известно, что Германия – это высокоразвитая индустриальная страна. Она является главным производителем продукции машиностроения и ведущим экспортером машин и оборудования среди стран ЕС. Германию можно назвать несомненным лидером в мировом автомобилестроении. Можно сделать вывод о том, что уже с конца 19 в. определилась специализация Германии на выпуске и экспорте продукции машиностроительной, химической промышленности, а так же электротехники. 
 
Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. Статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии. Сейчас по объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. Так же страна имеет положительное сальдо внешнеторгового товарооборота, а следовательно можно сделать вывод о том, что Германия больше экспортирует товаров, чем импортирует их. 
 
Таким образом, можно подвести итог и отметить, что внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития.

2 Товарная и  географическая структура экспорта  и импорта Германии

 
 
 
Свыше 55% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Германским компаниям принадлежит первое место  в экспорте готовых химических товаров (17%). Участие в международной торговле продукцией общем машиностроения отражает состояние конкурентоспособности  продукции. По удельному весу в мировом  экспорте: страна занимает первое место  в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них – горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля - около 12% мировых поставок и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды – 6 – 7%. 
 
Страна занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты. 
 
В то же время повышается роль сферы услуг. Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами. По доли торговли услугами во всем обороте ФРГ уступала другим ведущим странам: в 2003 г. он составил 17,3%, тогда как в США - 20,3%, Японии - 18,8%, Великобритании - 25,7%, Франции 19,7% [15]. 
 
По данным ВТО, в 2005 году Германия заняла 3-е место в мире (после США и Великобритании) по экспорту услуг, общий объем которых составил более 140 млрд. долларов США. В некоторых отраслях (например, экспорт строительных и почтовых услуг) Германия заняла лидирующие позиции в мире. По экспорту транспортных услуг ФРГ находится на втором месте, а в таких секторах как логистика, финансовые услуги, телекоммуникации немецкие предприятия относятся к наиболее значимым экспортерам услуг. 
Таблица 5 – Динамика товарной структуры экспорта Германии в 2004–2006 гг.

 
Товар

 
2004

 
2005

 
2006

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
Всего

 
731 544

 
100

 
786 266

 
100

 
896 048

 
100

 
Продукция пищевой промышленности

 
25 907

 
3,5

 
28 326

 
3,6

 
28 921

 
3,2

 
Напитки, табак

 
4 879

 
0,7

 
5 743

 
0,7

 
5 941

 
0,7

 
Сырьевые товары (исключая минеральное  топливное сырье и его продукты)

 
11 609

 
1,6

 
12 541

 
1,6

 
14 983

 
1,7

 
Минеральное топливное сырье, продукты

 
14 177

 
1,9

 
16 986

 
2,2

 
22 058

 
2,5

 
Продукция химической промышленности

 
100 646

 
13,8

 
109 274

 
13,9

 
122 785

 
13,7

 
Продукция обрабатывающей промышленности

 
101 581

 
13,9

 
109 335

 
13,9

 
124 117

 
13,9

 
Продукция машиностроительной и электротехнической промышленности

 
381 226

 
52,1

 
404 925

 
51,5

 
440 932

 
49,2

 
Различные готовые промышленные товары

 
72 327

 
9,9

 
77 372

 
9,8

 
83 875

 
9,4

 
Прочие товары

 
17 790

 
2,4

 
20 424

 
2,5

 
51 132

 
5,7

Информация о работе Внешнеторговая политика Германии