Внешнеторговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 05:59, реферат

Описание работы

Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран.
Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.
Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.
По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Исторически внешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами. Сухопутная же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат на ее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров морем.

Файлы: 1 файл

Внешнеторговые операции.docx

— 28.83 Кб (Скачать файл)

Введение

 

      Внешняя  торговля товарами является  частью  международной  торговли  и представляет собой специфическую форму обмена товарами  между  продавцами  и покупателями разных стран.

      Под  торговлей  понимается  приобретение  хозяйственных  благ  с  целью получения  прибыли  от  их  последующей  продажи.  В  системе  общественного разделения труда  торговля  занимает  самостоятельное  место.  Она  является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных  отношений   общества,  построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.

      Экономическую   сущность  торговли  можно   определить,  во-первых,  как передачу продуктов  человеческого  труда  из  одной  стадии  производства  в другую и,  во-вторых,  как  передачу  этих  продуктов  от  производителей  к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.

       По  принципу  территориальности   торговля  делится  на  внутреннюю  и внешнюю. Исторически  внешняя  торговля  возникла  как  торговля  между   приморскими государствами. Сухопутная же торговля  развивалась  более  медленно  в  силу значительных затрат на ее организацию и опасностей,  которые  во  много  раз больше, чем перевозка товаров морем.

      Внешняя  торговля  способствует  расширению  производства,  созданию  и улучшению путей сообщения как внутри  страны,  так  и  между  государствами, возникновению  ростовщичества,  а  затем  и  торгового  капитала,   развитию международного кредитования и страхования.

       Внешняя  торговля  делится   на  экспортную  и импортную.  Превышение экспорта над импортом означает наличие  у  государства  активного  торгового баланса.  Превышение  импорта  над  экспортом  означает  пассивный  торговый баланс.

       Активный  торговый   баланс   является   показателем   благоприятного

экономического  развития государства. Поэтому стимулирование  экспорта  часто возводится в основной принцип экономической политики государства.

       Внешняя  торговля   характеризуется   тремя   показателями:   объемом

внешнеторгового товарооборота, товарной и географической структурой.

 

                   Классификация внешнеторговых операций

 

      Внешнеторговые  операции классифицируются:

            1.  По   направлениям торговли:

            1)  основные операции представляют  собой договорные операции  по купле-продаже товаров или по обмену товарами  (бартер),  т.е.  эти  операции зафиксированы во внешнеторговых договорах;

            2)  вспомогательные операции  обеспечивают   надлежащее

выполнение основных операций. Они включают  операции  по  транспортировке  и экспедированию грузов,  страхованию  грузов,  финансированию  внешнеторговых операций, расчетам  между  экспортерами  и  импортерами,  гарантированию  их взаимных обязательств, а также таможенные и другие  операции,  в  том  числе агентские соглашения с посредниками, поставщиками экспортных  и  заказчиками импортных товаров,  с  рекламными  агентами  и  организациями,  исследующими

конъюнктуру рынков  (кредитные,  расчетно-платежные,  рекламные,  страховые, таможенные,  валютные,  транспортные  (транзитные,   бондовые,   погрузочно- разгрузочные, агентирование).

            2.  По предмету сделки:

           1) товары и продукция;

           2) сырье;

           3) результаты интеллектуальной деятельности, работы и услуги.

            3.  По степени   самостоятельности:

           1) прямые обменные (купля-продажа);

           2)  посреднические  (комиссионные,  агентские,   консигнационные,

              брокерские).

      В  зависимости от сложности основной  операции  импортеры  и  экспортеры совершают  как  самостоятельно,  так  и  с  привлечением   других фирм и организаций на одну основную до 10 и более вспомогательных операций.

        Расчеты    между   контрагентами   внешнеторговых   сделок    обычно

производятся как  собственными, так и заемными денежными  средствами. С  целью сокращения  валютных  затрат   на   импорт   крупных   партий   оборудования предприятиями в международной практике  широко  применяются  компенсационные сделки, по условиям которых кредиты, предоставляемые  крупными  иностранными фирмами,  погашаются  поставками  продукции.  Возможно  также  и   частичное денежное погашение.

      На  сокращение валютных затрат  большое   внимание  оказывают  бартерные (товарообменные) сделки, при которых один товар обменивается на  другой  без непосредственного  участия  денег  как  средства  платежа  в  количественных пропорциях, определяющихся условиями мирового рынка.

      Проникновение  товаров на рынки других стран  возможно как с  территории своей страны, так и путем организации  производства  товаров  за  рубежом  с использованием различных форм международной кооперации, участия  на  долевой основе в капитале иностранных фирм, а также посредством создания за  рубежом собственных предприятий.

       Экспортно-импортные  операции  обычно  осуществляются   в   комплексе мероприятий,  обеспечивающих  транспортировку,   экспедирование,   хранение, подработку и переработку товаров, их  страхование,  платежи  и  другое.  При своем  движении  из  страны  в  страну  товары  могут  неоднократно   менять владельца, пока не дойдут до конечного потребителя.

       Необходимость   сокращения   издержек   на   перечисленные   операции способствовало   выделению   этих    функций    в    самостоятельные  виды  предпринимательской  деятельности,  которыми  занимается  специализированные категории   посреднических   организаций   (различные    внешнеэкономические ассоциации, торговые дома, Торгово-промышленная палата и другие).

      Для  внешнеторговых операций  важное  значение  имеют обычаи  делового оборота.

      Обычаи  делового оборота – это   международное  обыкновение,  которое  в отличие от юридически обязательных международно-правовых обычаев  регулирует внешнеэкономический оборот, если участники последнего договорились  о  таком регулировании.  Другими  словами,  обычай  делового  оборота  применяется  к внешнеторговому контракту, если стороны договорились об этом при  заключении договора.

 

Основные и  вспомогательные внешнеторговые операции

 

 Обмен между производителями разных стран осуществляется через внешнеторговые операции. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо провести соответствующие взаимно связаны действия:  

1)  найти   покупателя; 
2) подписать с ними соглашение, в котором обговорить все условия (товар, его количество и качество, цену, сроки поставок и т.п.); 
3) выполнить договор, то есть подготовить товар к поставке, доставить его покупателю, произвести расчет за поставленный товар. 
Совокупность этих действий составляет содержание внешнеторговой операции. 
    Таким образом; во внешнеторговой операции надо понимать комплекс действий контрагентов разных стран, направленных на осуществление торгового обмена. 
   Такие действия носят коммерческий характер, поэтому операции обмена становятся коммерческими. По своей сути они являются руководящей деятельностью. Содержание управления обменом, то есть осуществление операций обмена, заключается в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать различные виды деятельности контрагентов, осуществляющих обмен материальными  ценностями и услугами. 
   Внешнеторговая операция как руководящая деятельность предполагает наличие субъектов, осуществляющих эту деятельность, и объектов, на которые эта деятельность направлена. 
   Субъектами внешнеторговых операций являются предприятия, фирмы, организации, получившие от государства право выхода на внешний рынок. 
Объектами внешнеторговых операций выступают материальные процессы, проявляющие себя в процессе обмена товарами, услугами, результатами производственного и научно-технического сотрудничества. Эти объекты определяют виды внешнеторговых операций на мировом рынке. Внешнеторговые операции делятся на основные и вспомогательные. 

К основным относятся  операции, осуществляемые на расчетной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран).

 Это операции: 
1) по обмену научно-техническими знаниями в форме торговли патентами, лицензиями, ноу-хау; 
2) по обмену товарами в материально-вещественной форме (экспортно-импортные операции)
3) по обмену техническими услугами в форме консультативного и строительного   Инженеринг; 
4)  арендные, в том числе лизинговые; 
5) по оказанию консультационных услуг в области информации и совершенствования управления; 
6)  по международному туризму; 
7)  по обмену кинофильмами, телепрограммами и др. 

К  вспомогательным внешнеторговым относятся операции:

 
1) по международным перевозкам; 
2) транспортно-экспедиторские; 
3) по страхованию грузов; 
4) по хранению грузов при международных перевозках; 
5) операции по международным расчетам и др. 
   Вспомогательные операции получили название операций товародвижения, так  как  связаны с движением товара к потребителю. 
   Внешнеторговые операции менялись и усложнялись по мере развития внешней торговли. Первыми операциями, которые сложились к появлению денежных знаков, были операции обмена. Позже, с появлением денег, операции обмена были вытеснены операциям купли-продажи, которые преобладают и в наши дни. Однако формы и виды внешнеторговых операций продолжают  развиваться и совершенствоваться. 
   Основными операциями купли-продажи товаров являются экспортные, импортные,  реэкспортные  и  реимпортных. 
Экспортные операции предполагают продажу и вывоз товаров за границу для передачи  их  в  собственность  иностранному  контрагенту. 
    Импортные операции - закупка и ввоз иностранных товаров для дальнейшей их реализации на внутреннем рынке своей страны или использования  предприятием-импортером. 
   Реэкспортные и реимпортных операции являются разновидностью экспортно-импортных. Реэкспортные операции связанные с продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без какого-либо переработки. Реимпортных операции представляют собой экспортные сделки, не состоялись, то есть ввоз в страну ранее вывезенного товара, который там не переделывался. Это могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные потребителем и др. Осуществление внешнеторговой операции требует применения определенной правовой формы и использования конкретных способов (методов) ее осуществления. Правовой формой, опосредует внешнеторговые операции и является внешнеторговая сделка. Обязательное условие сделки - подписание ее с иностранным партнером,  т.е.  контрагентом. 
   Таким образом, под внешнеторговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, о доставке товаров или оказанию услуг. 
   В практике мировой торговли наблюдается большое разнообразие внешнеторговых  сделок.  Это  связано: 
1) с предметом сделки (товар, услуги, результаты интеллектуальной деятельности,  аренда  оборудования  и  др.); 
2) с особенностями предмета сделки (сырьевые товары, готовая продукция, машинотехнической  продукции  и  т.д.); 
3) с организационными формами торговли на мировом рынке (аукционная, биржевая,  посредничество  и  т.д.); 
4) с зависимостью от канала сбыта и характера взаимоотношений между контрагентами. В данном случае соглашения могут подписываться напрямую между экспортером и импортером или через посредников. 
   Не любая внешнеторговая сделка является международным. Договор купли-продажи не считается международным, если он подписан между сторонами разной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории одного государства. Вместе с тем договор считается международным, если он подписан между сторонами одной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории различных государств. 
   Такое содержание договора содержится в Конвенции 00Н "О соглашениях международной купли-продажи товаров" (Венская конвенция 1980 года). Все разнообразие соглашений в международной торговле в зависимости от их предмета (объекта) распределяется на следующие виды: 
-  Купли-продажи  товаров; 
-  Купли-продажи  услуг; 
-  Купли-продажи объектов интеллектуальной собственности. Внешнеторговые  сделки  оформляются  в  виде 
- Документа, подписанного обеими сторонами (обычного договора); 
- Твердого офорта продавца, акцептованного покупателем. В этом случае продавец отправляет покупателю подробно разработанный офорт и сделка считается подписанным путем обмена письмами - офорта и акцепта; 
- Заказ, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщику) и подтвержденным последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами - заказу покупателя и подтверждением поставщика. 
Наиболее распространенным методом оформления сделки является первый, в виде договора.

 

Список литературы

  1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения.-М.:БЕК, 2004
  2. Буглай В.Б., Ливинцев Н.Н. Международные экономические отношения. –М.: Финансы и статистика, 2004
  3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. М.: Финансы    и статистика, 2008.
  4. Киреев А. Международная экономика. –М.: Международные отношения, 2004.
  5. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. –М.: ОМЕГА-Л, 2003.
  6. Хабулатов Р.И. Мировая экономика. – Спб.: Нева, 2004.

 

 


Информация о работе Внешнеторговые операции