Внешнеторговые связи России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 01:46, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что по связям с большинством стран СНГ и Балтии РФ остается основным поставщиком не только энергоносителей и ряда видов сырья, поскольку ни одно из новых суверенных государств не располагает всеми необходимыми (а в большинстве случаев даже минимально необходимыми) ресурсами в достаточных размерах, но и остается связанным тысячами сложнейших связей в отраслях обрабатывающей промышленности, а частично также и сельского хозяйства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ - 3
1. Торговля России со странами СНГ - 4
2. Влияние производственного научно-технического и
финансового сотрудничества России и стран СНГ
на торговые отношения - 9
3. Торговля между Россией и странами СНГ и интеграционные
процессы - 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 14
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Внешнеторговые связи России со странами СНГ.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Внешнеторговые связи России  
со странами СНГ

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ - 3

  1. Торговля России со странами СНГ - 4
  2. Влияние производственного научно-технического и  
    финансового сотрудничества России и стран СНГ  
    на торговые отношения - 9
  3. Торговля между Россией и странами СНГ и интеграционные  
    процессы - 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 14

ЛИТЕРАТУРА - 16

 

 

Внешнеторговые связи России со странами СНГ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вхождение России в мировой рынок и укрепление ее внешнеэкономических позиций в значительной степени зависят от восстановления и развития связей со странами СНГ.

Распад Советского Союза в 1991 г. способствовал образованию нового экономического сообщества — Содружества Независимых Государств. В сентябре 1993 г. 12 бывшими республиками СССР был подписан договор о создании Экономического союза. В рамках этого договора было предусмотрено последовательное углубление экономической интеграции, предполагающей движение государств-участников от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли — таможенный союз — платежный и валютный союз — общий рынок товаров, услуг, труда и капитала.

Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали. Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Нарушение сложившихся традиционных кооперационных связей вызвало спад производства промышленной продукции почти на 30%. Сложившееся состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.

Даже в относительно более благополучной и более способной к самостоятельному экономическому развитию России политика ре-интеграции в рамках СНГ представляется единственно правильной. Будет обеспечено некоторое сглаживание негативных последствий распада СССР, значительно обостривших кризисные процессы во всех странах СНГ. Ближнее зарубежье является традиционным рынком российских товаров, где они конкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России. Кроме того, ввоз сырья и комплектующих изделий из стран СНГ не может быть быстро заменен ни собственным производством, ни импортом из других стран. Сложившуюся экономическую ситуацию реально оценивают и страны СНГ.

Внешнеэкономические связи РФ с другими странами СНГ и Балтии, развивавшиеся прежде в течение столетий в составе единого государства с централизованным управлением и планированием народного хозяйства (что, кстати, позволило развивать промышленность на национальных окраинах и в территориально удаленных и малонаселенных районах союзного государства — явление совершенно нецелесообразное с точки зрения рыночного хозяйства, поскольку оно требует крупных, медленно окупающихся затрат на длительный срок), характеризовались исключительно высокой степенью интеграции, носившей в большинстве отраслей со сложной внутренней производственной структурой характер технологического единства, выражавшегося в существовании многочисленных единых технологических цепочек предприятий

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что по связям с большинством стран СНГ и Балтии РФ остается основным поставщиком не только энергоносителей и ряда видов сырья, поскольку ни одно из новых суверенных государств не располагает всеми необходимыми (а в большинстве случаев даже минимально необходимыми) ресурсами в достаточных размерах, но и остается связанным тысячами сложнейших связей в отраслях обрабатывающей промышленности, а частично также и сельского хозяйства.

 

1. Торговля России со странами  СНГ

 

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из стран СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров [11].

Официальные данные о внешней торговле России с отдельными странами СНГ выглядят следующим образом (табл. 1).

К факторам, искажающим картину, следует отнести контрабанду товаров, связанную с «прозрачностью» границ. Отдельные выборочные проверки дают весьма впечатляющие цифры. Так, например, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 млрд. руб.

Таблица 1

Внешняя торговля России со странами СНГ в 1994-1998г. (млн.долл.)[6]

 

Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию и снижение взаимного товарооборота, Россия остается главным партнером стран ближнего зарубежья. Сохраняются ориентация машиностроения отдельных стран СНГ на российский рынок, кооперационные связи. К примеру, Белоруссия поставляет России около 70% всех производимых ею грузовых автомобилей и кормоуборочных комбайнов, более 40% тракторов. В свою очередь, за счет ввоза из ближнего зарубежья Россия удовлетворяет свои потребности в продукции машиностроения примерно на 25%, в том числе на 100% — магистральных тепловозах, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнах, многих видах комплектующих. В целом в 1995 г. на страны СНГ приходилось лишь 17,9% всего объема российского экспорта. В то же время импорт из стран СНГ составлял 28,1 % российского импорта (карта 1).

 
Карта 1. Экономические связи России  
со странами-членами содружества независимых государств

 

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки товаров ведутся в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту [1].

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств - республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая «ромашка» - система договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются 12 стран—членов СНГ.

Соглашение о создании зоны свободной торговли направлено на:

• постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле;

• устранение препятствий для свободного движения товаров и услуг;

• создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;

• координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками этого Соглашения;

• координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.п.);

• содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;

• гармонизацию и/или унификацию законодательства Договаривающихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Страны—участницы Соглашения договорились воздерживаться от действий, противоречащих положениям и препятствующих достижению целей Соглашения. Эта договоренность касается, в частности, условий участия этих стран в других региональных экономических группировках [6].

Вместе с тем страны—участницы Соглашения сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в настоящем Соглашении. Положения данного Соглашения не затрагивают права и преимущества, предоставляемые в рамках регионального сотрудничества, приграничной и прибрежной торговли, преференций, свободных экономических и таможенных зон, регулируемых внутренним законодательством или на основе международных соглашений.

В соответствии с Соглашением Договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и/или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся сторон. Исключения из данного торгового режима оформляются соответствующими документами.

В целях ликвидации технических барьеров и других ограничений аналогичного характера во взаимной торговле страны будут стремиться к гармонизации технических и прочих специальных требований и согласованию своей политики в этой области. Они договорились о максимальном упрощении и унификации таможенных формальностей, в частности путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные соглашения и договоренности [9].

Все сборы и платежи (за исключением таможенных пошлин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые странами—участницами Соглашения в связи с ввозом или вывозом во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат.

Соглашение предусматривает, что при осуществлении мер тарифного регулирования, ведении статистического учета и обмене статистической информацией, а также для таможенного контроля и оформления будут использоваться товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности, основанные на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. При этом для собственных нужд Договаривающиеся стороны при необходимости осуществляют дальнейшее развитие национальных товарных номенклатур.

Страны—участницы Соглашения договорились, что не будут прямо облагать происходящие с таможенной территории других Договаривающихся сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров.

В соответствии с Соглашением в настоящее время Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ, поскольку все они являются участниками зоны свободной торговли. Налог на добавленную стоимость и акцизы с товаров, импортируемых из стран СНГ. взимаются по тем же ставкам, что и с товаров российского производства.

Несмотря на то, что импортные пошлины при ввозе товаров из стран, входящих в зону свободной торговли, не взимаются, с 1 мая 1993 г. все товары, поступающие в Российскую Федерацию из этих стран и экспортируемые из Российской Федерации в эти страны, подлежат декларированию путем предоставления соответствующей таможне грузовой таможенной декларации. Сборы за таможенное оформление товаров в отношениях России со странами зоны свободной торговли также взимаются на общих основаниях.

В соответствии с Соглашением "О порядке транзита" от 8 февраля 1992 г. в отношении товаров, перевозимых транзитом через территорию Российской Федерации в страны, подписавшие Соглашение, - Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию. Молдавию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан, и из этих стран, таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются.

Однако при транзите товаров из третьих (не участвующих в Соглашении) стран через территорию стран-участниц в третьи страны сборы за таможенное оформление взимаются в обычном порядке.

 

2. Влияние производственного  научно-технического и финансового  сотрудничества России и стран СНГ на торговые отношения

 

Существенное внимание страны СНГ уделяют вопросам производственной кооперации. Еще до подписания Соглашения о зоне свободной торговли в декабре 1993 г. 12 стран СНГ заключили Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств—участников Содружества Независимых Государств.

В Соглашении предусмотрено, что страны будут принимать действенные меры по обеспечению государственной поддержки кооперации между предприятиями всех форм собственности, отраслевыми и межотраслевыми комплексами на основе их прямых производственных связей, а также в рамках финансово-промышленных групп и транснациональных производственных объединений совместных предприятий. Они договорились проводить согласованную политику в области развития международной специализации и кооперации производств, условий их осуществления: определения приоритетов в отраслях промышленности; содействия выработке и реализации совместных проектов и программ; проведения многосторонней координации производства, включая сферу конверсии оборонных отраслей.

Основным звеном производственной кооперации и прямых связей являются договоры (контракты), которые заключаются хозяйствующими субъектами на основании соответствующих межправительственных, отраслевых и межведомственных соглашений и до создания таможенного союза служат основанием для пропуска таможенными органами через границу товаров, поставляемых по кооперации [10].

Страны взяли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации и в рамках таможенных режимов переработки, а также предоставляемых услуг.

Информация о работе Внешнеторговые связи России со странами СНГ