Внешняя политика Аргентины в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется важностью места и роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития. Целью работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АРГЕНТИНЫ 5
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

50_09 - Внешняя политика Аргентины - курсовая - МГЭИ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

В 2007 г. Н. Киршнер принял решение не баллотироваться в  президенты и выдвинул в кандидаты  свою супругу. 19 июля 2007 года К.Киршнер официально провозглашена кандидатом на пост президента страны от политической партии «Фронт за победу». Церемония состоялась в городе Ла-Плата, расположенном в 60 километрах от Буэнос-Айреса. На церемонии присутствовал президент Аргентины и политическая элита страны. Кристина Фернандес де Киршнер выступила с первым предвыборным заявлением: «Страна нуждается в перестройке и придании постоянного и стабильного курса развития государства, не подвластного меняющимся политическим веяниям».

К. Киршнер пользовалась поддержкой значительной части избирателей. По состоявшимся опросам ей отдавали от 40 до 47 % голосов избирателей. Также все были уверены, что своим рейтингом она была обязана политике мужа — Нестора Киршнера. Для того, чтобы сторонники Нестора Киршнера поддержали на её выборах, Кристина Фернандес де Киршнер дала обещание продолжить политику своего мужа. К. Киршнер сказала: «У всех нас есть мечты, которые ещё предстоит осуществить». Тем более, что он и стал её главным советником. Предвыборная кампания Кристины Фернандес де Киршнер прошла под лозунгом «Продолжение изменений в экономике страны» [14, c. 59].

Через несколько дней после победы Кристины Фернандес  де Киршнер на выборах президента она оказалась втянута в международный политический скандал. В августе 2007 года в Аргентине был арестован американский предприниматель венесуэльского происхождения Гвидо Антонини Уилсон. При таможенном досмотре у Уилсона был изъят чемодан с 800 тысячами долларов Соединенных штатов. Уилсон в ходе допроса сказал, что чемодан с 800 тысячами долларов ему поручил нелегально перевезти из Майами в Аргентину предприниматель из республики Венесуэлы Франклин Дюран. По заявлению прокурора США, Дюран приехал в Майами с целью найти исполнителя для перевозки денег, а после ареста Гвидо Антонини Уилсона оказывал на него давление в целях скрытия происхождения этих денег. После заседания американского суда, в котором Франклин Дюран дал показания о том, что он работал на президента республики Венесуэлы, федеральный прокурор США пообещал Фернандес де Киршнер расследовать скандальный случай с нелегальным ввозом в Аргентину крупной суммы денег. По его заявлениям, «деньги предназначались для избирательной кампании Киршнер и были от президента республики Венесуэлы». Суд города Майами признал Франклина Дюрана нелегальным агентом республики Венесуэлы на территории США и приговорил его к четырём годам заключения [14, c. 60].

Началом скандала стала  информация в прессе о том, что  Уго Чавес выделил деньги на предвыборную кампанию Кристины Фернандес де Киршнер. Скандал разгорелся, когда у журналистов нашлись фотографии, на которых был изображён президент республики Венесуэлы, обнимавший Кристину де Киршнер. Кристина Фернандес де Киршнер и Уго Чавес опровергли эту информацию и заявили, «что это надувательство». По их словам, «это была попытка США разобщить страны Карибского бассейна и Латинской Америки». Кристина Киршнер ограничила действия американского посла в Аргентине. Элиза Каррио и Мария Эстенссоро, лидеры основных оппозиционных политических партий, заявили: «Основной причиной скандала стала коррупция в аргентинском и венесуэльском правительствах». Скандал вызвал резкую реакцию со стороны Киршнер, она назвала его «копанием мусора в международной политике». Реакция президента ухудшила дипломатические отношения между США и Аргентиной, несмотря на то, что в начале февраля 2008 года президент Киршнер приняла посла США Энтони Уайна, и тот высказал официальную позицию резиденции президента США (White House). Уайн сказал президенту Киршнер: «Это дело не входило в сферу внешней политики, расследование касалось нарушения законов США и действий, предпринятых на территории Соединённых Штатов агентами правительства республики Венесуэлы». Он также подчеркнул: «Правительство США не делало официальных заявлений по поводу ввоза в Аргентину 800 тысяч долларов.

9—10 декабря 2009 г. К.Киршнер совершила официальный визит в Москву, в ходе которого встретилась с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Переговоры двух лидеров затронули вопросы взаимного российско-аргентинского экономического сотрудничества, в частности, в сферах атомной энергетики, газовой отрасли, сельского хозяйства. Медведев и Киршнер обсудили вопрос участия российских компаний в строительстве нового нефтепровода из Аргентины в Боливию. Также на переговорах обсуждался всемирный финансовый кризис и меры борьбы с его последствиями. В ходе визита достигнуто межгосударственное соглашение о безвизовом режиме для туристов, если граждане намерены оставаться на территории другой страны не более 90 дней, в противном случае необходимо приобретать визу [14, c. 61].

В апреле 2010 г. Дмитрий Анатольевич Медведев во время своего визита в столицу Аргентины встретился с Киршнер. В результате были подписаны договоры в области железнодорожного транспорта, атомной энергетики, а также контракт о совместном использовании российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

В январе 2009 года президент Аргентины совершила официальный визит на Кубу, ставший первым для главы правительства Аргентины за последние 23 года. Кристина Фернандес де Киршнер провела беседу с Фиделем Кастро. Вот как К.Киршнер описала встречу с Фиделем: «Встреча длилась полчаса. Несмотря на болезнь, Фидель выглядел очень хорошо. Мы обсудили с Фиделем Кастро различные темы, говорили в основном о сложившейся ситуации в мире, экономической блокаде Кубы, инаугурации президента США Барака Обамы». Из Гаваны Кристина Киршнер направилась в республику Венесуэлу.

В конце января 2009 года Кристина Фернандес де Киршнер вернулась  из официального визита в республику Венесуэлу. Во время этого визита стороны подписали 21 соглашение о сотрудничестве, обеих стран.

В марте 2010 года президент  Аргентины совершила официальный  визит в Перуанскую республику. В ходе визита разрешён дипломатический конфликт 1995 года между республикой Перу и Аргентиной. Конфликт двух стран начался с разоблачения поставок аргентинского оружия в Эквадор, который имеет общую границу с Перу. В этот период между республикой Эквадор и республикой Перу на границе проходили военные столкновения. Аргентина совершала поставки оружия в нарушение договора, в котором Аргентина, вместе с другими странами пылающего континента, являлась гарантом мира в регионе. 1 июля 2001 года Карлос Менем (президент Аргентины в 1989—1999 годах) был арестован по обвинению в контрабанде оружия в Эквадор и Хорватию. Кристина Фернандес де Киршнер поблагодарила перуанцев за поддержку Аргентины в 1982 году во время конфликта с Англией из-за Фолклендских островов.

11—15 июля 2010 года Кристина  Киршнер совершила официальный  визит в Китай, в котором её сопровождал Эктор Тимерман. Главы двух государств провели беседу по вопросам стратегических отношений двух стран. Были подписаны межправительственные соглашения в области транспорта, энергоносителей, медикаментов. Соглашения предусматривают строительство в Аргентине железных дорог и столичного метро на общую сумму 10 млрд долларов.

В течение января 2011 года Киршнер побывала с визитами в  нескольких странах Ближнего Востока. Она побывала в Катаре, Кувейте  и Турции. Во время визита в Турцию она встретилась с премьер-министром страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Эрдоган призвал Киршнер увеличить объём торговых отношений между странами. Рикардо Альфонсин, являющийся членом Конгресса Аргентины, подверг критике президента Аргентины за то, что Кристина Фернандес де Киршнер во время встречи не подняла тему геноцида армян. Альфонсин сказал: «Вы можете укреплять связи и торговые отношения, не жертвуя правами человека» [14, c. 62].

В сентябре 2009 года К.Киршнер  произнесла речь на 64-й Генеральной  ассамблее ООН в Нью-Йорке, в  которой подвергла критике иранского  президента Махмуда Ахмадинежада. В ней Кристина Фернандес де Киршнер обвинила правительство Ирана в том, что Тегеран не производит расследование обстоятельств теракта, произошедшего 15 лет назад в еврейском общественном центре AMIA в Буэнос-Айрес.

Родственники жертв  теракта высказали благодарность  президенту Аргентины. Также К.Киршнер обсудила проблему Мальвинских островов.

В середине февраля 2010 года британская организация по добыче нефти Desire Petroleum получила лицензию на проведение геологоразведки в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов. Министр иностранных дел Аргентины выразил протест, в связи с намерениями Англии добывать нефть у берегов Аргентины.

Ответом Аргентины на британские планы освоения Фолклендских островов стало принятие президентом Аргентины Кристиной Киршнер 16 февраля 2010 года закона, согласно которому все суда, входящие в 500-километровую морскую зону страны, обязаны получать на это особое разрешение властей. В свою очередь Англия на эти требования опубликовала 18 февраля заявление премьер-министра Гордона Брауна: «Британия имеет полные права на поиск черного золота в этом районе, аргентинцы должны это понимать, поскольку острова находятся под надёжной защитой». 21 февраля британская буровая платформа Ocean Guardian прибыла в район, где была обнаружена нефть, расположенный в северной части Фолклендских островов, и приступила к бурению [14, c. 64].

23 февраля на саммите,  прошедшем в Мексике, главы государств Латинской Америки высказались в поддержку Аргентины в конфликте с Британией из-за Фолклендских островов. Была принята декларация, и участники саммита приняли специальное заявление по поводу решения Британии начать нефтяные разработки в акватории островов.

24 февраля министр  иностранных дел Аргентины Хорхе  Таина написал обращение к генсеку ООН Пан Ги Муну с просьбой вмешаться в конфликт его страны с Англией по поводу Фолклендских островов и оказать давление на Англию с целью её отказа, от односторонних действий по добыче нефти в этом районе. Таина предложил провести переговоры в рамках ООН. Пан Ги Мун одобрил стремление аргентинской стороны к мирным способам разрешения разногласий с Британией. Англия посредством своего представителя в ООН снова указала на принадлежность Фолклендских островов Англии.

Таким образом, в деятельности К. Киршнер прослеживается тенденция  следования внешнеполитическим целям  Н. Киршнера, что позволяет ожидать  устойчивости и преемственности  политических позиций страны на международной арене.

 

3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  АРГЕНТИНЫ

 

 

МЕРКОСУР является крупнейшим интеграционным союзом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) с населением 250 млн чел., территорией 12 млн кв. км, суммарным ВВП около 2 трлн долл. и экспортом 278 млрд долл.(2008 г.) По своему экономическому потенциалу и значению в мировой экономике он уступает только ЕС, НАФТА и АСЕАН. Процесс интеграции стал вновь набирать обороты в 2003 г. с улучшением конъюнктуры мирового рынка, восстановлением и подъемом экономики в странах МЕРКОСУР. С этого времени начался новый, современный этап развития объединения, который характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, совер- шенствованием институциональной структуры союза, укреплением сотрудничества в социальной и финансовой сферах, повышением авторитета и значения МЕРКОСУР в мире, расширением числа его членов, с другой - усилением разногласий по поводу дальнейшего развития интеграционного процесса, слишком медленным продвижением к завершению создания таможенного союза и ЗСТ. В 2003-2008 гг. существенно повысились темпы экономического развития стран МЕРКОСУР, быстро увеличивался его зональный и глобальный экспорт, доля объединения в мировом экспорте выросла до с 1,5% до 1,7% и продолжала увеличиваться даже во время мирового кризиса 2008-2009 гг. Повысилась роль стран МЕРКОСУР в континентальных и глобальных международных переговорах, в том числе в рамках ВТО. Под руководством Бразилии они стали выдвигать собственные инициативы, направленные на улучшение условий международной торговли развивающихся стран, создавая для отстаивания своих позиций широкие коалиции с другими государствами ЛАКБ и других районов мира. Государства МЕРКОСУР проводят политику диверсификации внешних связей, развития сотрудничества по линии Юг-Юг, противодействия монопольному господству США в мире и на континенте. Благодаря твердым позициям государств блока потерпела провал инициатива США по созданию всеамериканской зоны свободной торговли ФТАА, переговоры о которой велись 34 странами Северной, Центральной и Южной Америки в 1994-2005 гг.[6, c. 59]. 

Лидер группировки Бразилия благодаря успешной внутренней и  внешней политике президента Л.И. Лула да Силва превратилась в мировую  державу, выступающую на международной арене в качестве защитницы интересов всех развивающихся стран. Она входит в число основных переговорщиков в ВТО - Группу 6, а также вместе с другим членом МЕРКОСУР Аргентиной - в Группу 20. Рост влияния МЕРКОСУР в Западном полушарии и в мире привлекает к объединению другие страны. В последние годы наметилась тенденция к расширению числа полноправных членов группировки. В 2003 г. Между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН), куда в тот момент входило пять стран - Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор было заключено соглашение о совместной Южноамериканской зоне свободной торговли и взаимном ассоциированном членстве. Таким образом ассоциированными членами МЕРКОСУР стали, кроме Боливии и Чили, еще четыре страны. Венесуэла в 2005 г. вышла из АСН в знак протеста против подписания Колумбией и Перу соглашения о свободной торговле с США и подала заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена, что означало введение ЕВТ, присоединение к таможенному союзу и всем соглашениям МЕРКОСУР с международными организациями и третьими странами [8, c. 89]. 

Отмечается, что ключевую роль в блоке играет Бразилия,  превращающаяся в активного и весьма влиятельного игрока на  международной арене. Выступая «локомотивом» интеграции, Бразилия, тем  не менее, нуждается в поддержке со стороны Аргентины и Венесуэлы, что  определяется как ее культурно-цивилизационными различиями с остальными странами Южной Америки (Бразилия  португалоязычна), так и масштабами  доминирования в рамках региональной системы международных отношений,  что вызывает определенную напряженность среди испаноязычных стран  континента.  Если с Аргентиной Бразилию  связывают тесные партнерские отношения во всех областях сотрудничества, то между Бразилиа и Каракасом существует ряд разногласий, от успешного и  скорого разрешения которых во многом будет зависеть судьба  интеграционных пространств в регионе.

Модернизация  законодательства и подробное правовое закрепление  политического сотрудничества, реформирование институтов МЕРКОСУР и расширение их полномочий, вплоть до наделения наднациональными чертами, а также укрепление стратегической оси Буэнос-Айрес – Бразилиа – Каракас являются наиболее востребованными механизмами совершенствования блока на современном этапе, что приведет к его консолидации и укреплению позиций на международной арене [2, c. 14].

Аргентино-бразильское  сотрудничество в рамках МЕРКОСУР протекало  довольно успешно, время от времени  осложняясь из-за традиционного геополитического соперничества, которое продолжается теперь в формате блока. Одним из наиболее острых поводов для разногласий между Н. Киршнером и его бразильским коллегой был проект Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН). Буэнос-Айрес не без оснований упрекал Бразилиа в том, что ее правительство рассматривало ЮАСН как некую политическую надстройку, необходимую бразильцам для подкрепления своих геополитических амбиций на мировой арене.

Информация о работе Внешняя политика Аргентины в 21 веке