Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы осветить деятельность и влияние Тэтчер на международной арене, показать изменения в мире в отношении Британии.
В связи с такой популярностью М. Тэтчер, огромным влиянием, которое она оказала на возрождение Великобритании и на мировые политические процессы, представляется актуальность изучения этой темы.
Задачами данной работы являются:
Охарактеризовать М. Тэтчер в политике Великобритании.
Охарактеризовать основные направления внешней политики Великобритании в период премьерства М. Тэтчер.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. М. Тэтчер в политике Великобритании 5
1.1. М. Тэтчер в политике Великобритании 5
1.2. Ольстерский кризис 9
Глава 2. .Возрождение статуса «великой державы» во внешнеполитической деятельности Великобритании 14
2.1 Урегулирование южно-родезийского кризиса 14
2.2 Англо-Аргентинский конфликт 19
Глава 3. Отношения Великобритании с США и СССР............................…. ...24
3.1 Англо-американские отношения во внешней политике в период премьерства М. Тэтчер …………………………………...……...……………..26
3.2 Отношения Великобритании и СССР во время премьерства Тэтчер…….35
Заключение 44
Список литературы и источников 46

Файлы: 1 файл

внешняя политика Великобритании Тэтчер (1).doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Достигнутое соглашение не устраивало только протестантов-лоялистов  Северной Ирландии, лидеры которых расценили допущение консультативной роли Дублина как полную эрозию британского господства. Впоследствии они оказывали давление на Маргарет Тэтчер, чтобы она отошла от данного соглашения. Но она не пошла на это в надежде, что подписанное соглашение остановит разгул террора.

Но  надежды премьер-министра не оправдались. Когда спустя чуть больше года руководству  ИРА стало понятно, что со времени  подписания соглашения ничего не изменилось, ее активисты стали негодовать. С 1987 по 1989 год прошла очередная волна убийств.

За  годы правления Маргарет Тэтчер подход Британии  к вопросам Северной Ирландии изменился к лучшему, считает  ее биограф Крис Огден. «Когда дело касалось ИРА, Тэтчер была сурова, на что  имелись личные и государственный  причины, но и движение вперед пошло при ней интенсивнее, чем при Вильсоне или Хите. Помогли и усилия, предпринимавшиеся ею в области и Британской экономики. Лондон смог тратить больше на улучшение положения на севере, а это значит, что, несмотря на ослабевающее напряжение и экономические проблемы, повседневная жизнь католиков Северной Ирландии стала легче»8.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

Глава 2. Возрождение статуса «великой державы» во внешнеполитической деятельности Великобритании

 

2.1. Урегулирование  южно-родезийского кризиса

 

 

Внешнеполитическая  стратегия Великобритании в 80-90-е гг. прошлого века предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные для политического стиля «железной леди», стали характерными и для действий британской дипломатии.

Уже в первые месяцы после прихода к власти команде Тэтчер пришлось дебютировать на дипломатической арене в чрезвычайно  острой ситуации.

Краткая история  вопроса такова.  В 1965 году расистский режим Я. Смита провозгласил в одностороннем порядке независимость этой африканской  страны, ранее бывшей британской колонией.9 В 1978 году Смит заключил с умеренными южнородезийскими деятелями соглашение о внутреннем урегулировании, цель которого состояла в сохранении в стране колониалистского  и расистского порядка. Совет Безопасности ООН признал такое урегулирование незаконным. В 1979 году расисты  создали  марионеточное  правительство  с  участием некоторых африканцев во  главе  с  Музоревой.  Тэтчер,  бывшая  в  то  время лидером  оппозиции,  намекала,  что  она  выступает   за   признание   этого марионеточного  правительства,  против  которого  вели  борьбу  национально - патриотические силы во главе с Р. Мугабе и Дж. Нкомо. Такой же  политики придерживались и США. Когда Тэтчер стала премьером, она установила  контакты с  Музоревой,  хотя  и  соблюдала   некоторую   осторожность.   Министерство иностранных дел доказывало ей, что,  признавая  марионеточное  правительство Музоревы, Англия вступает в конфликт с ООН и с Содружеством наций.  В  конце концов, лорду Каррингтону удалось убедить Тэтчер, и она подписала  вместе  с другими странами Содружества коммюнике о непризнании, премьер показала  себя разумным политиком, сумевшим под давлением обстоятельств  занять  правильную позицию даже ценой крутых  поворотов.  Последние,  видимо,  были  правы,  но правильно было и то, что первые шаги  Тэтчер,  признававшей  Музореву,  были недостаточно обдуманны.

. На конференции  Содружества в Лусаке в 1979 г. была предпринята решающая попытка разрешить многолетний южно-родезийский кризис. Британская сторона выступила инициатором и гарантом конституционной реформы в Южной Родезии, проведения всеобщих выборов в этой стране.

 Прошло немного  времени, и на основе новой конституции  Зимбабве  победу на выборах одержал Мугабе. Право-консервативные круги, не  ожидавшие  такого поворота событий,  рекомендовали  премьеру  воздержаться  от  признания  его правительства,  но  для  Тэтчер  еще  одно  изменение   позиции   было   уже невозможным. Новое правительство не пользовалось ее симпатиями.

Уже в 1980 г. независимая  Республика Зимбабве (названная так  по имени африканского населения  страны) стала членом Содружества.

На Лусакской  конференции Тэтчер продемонстрировала не только стремление активно участвовать в развитии Содружества, но и готовность отстаивать при этом приоритеты национальной политики. Присоединившись к принятой на конференции «Декларации по расизму и расовым предрассудкам», Великобритания оставила за собой право самостоятельно определять принципы иммиграционной политики, формы участия в согласованной политике Содружества по отношению к странам, нарушающим принцип расового равноправия. В последующие годы, избегая прямой поддержки ЮАР, Великобритания лишь формально принимала участие в санкциях Содружества против этой страны.

 

2.2 Англо-Аргентинский конфликт

 

Готовность  отстаивать свои интересы в любой  точке земного шара правительство  Тэтчер продемонстрировало в 1982 г., когда  возник англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Этот архипелаг, расположенный в юго-западной части Атлантического океана, являлся спорной территорией между двумя странами на протяжении полутора столетий. С 1833 г. он находился под контролем англичан. С середины XX в. Аргентина активизировала свою борьбу за возвращение островов.

2 апреля 1982 года  Британию потрясла  удивительная  новость.  Аргентина высадила  свои  войска  на  Фолклендские  (Мальвинские)  острова.   Немногие англичане знали,  что  это  за  острова,  где  они  находятся,  но  средства массовой информации сразу сообщили британцам, что это английские  острова  и что имела место неслыханная наглость — захват британской территории.  Такого еще не бывало на памяти англичан.

 

    2 апреля 1982 года  Аргентина  высадила  свои  войска  на  Фолклендские (Мальвинские) острова. Две с половиной тысячи аргентинских  солдат  вошли в столицу островов Порт  –  Стэнли  и  водрузили  там  свой  флаг.  Британское правительство сразу же заявило о непризнании этого акта  на  том  основании, что  Фолклендские  острова   принадлежат   Великобритании.  Дипломатические отношения с Аргентиной были порваны.10

    Организация  Объединенных Наций своим решением  признавала  колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его.  Переговоры об  этом  шли,  и  консервативное  правительство   строило   планы   передачи суверенитета над островами Аргентине при  условии  их  последующей  сдачи  в аренду Британии. Однако  сама  Тэтчер  была  категорически  против  передачи островов  Аргентине,  хотя  она  не  была  сторонницей  полного  прекращения переговоров.

    Первыми  карательными мерами правительства Тэтчер в отношении  Аргентины были сокращение экспортных кредитов и импорта и  замораживание  Аргентинских активов в Англии, составляющих около 1.4 млрд. долларов.

    Известно, что планы Аргентины в отношении островов не были  для  Англии неожиданными. Еще 19 марта Аргентина высадила на острове Южная  Георгия   40 «сборщиков  металлолома»,  - которые   якобы   намеривались   демонтировать заброшенную китобойную базу. На самом деле это были  переодетые  в  штатское аргентинские военные. Англия  предложила  Буэнос-Айресу  либо  обратится  за разрешением на пребывание рабочих на острове, либо  отозвать  их.  Аргентина проигнорировала это заявление.

    Еще  за месяц до высадки на островах  аргентинских войск британский посол в Буэнос-Айресе предупреждал  правительство Англии  о готовящихся акциях там, в  отношении  Фолклендов.  Однако   на  это сообщение из  Лондона не последовало ни какой реакции. Кабинет министров и комитет  обороны  Британии до конца марта  1982  года  даже  не  выносили  на  обсуждение  фолклендский вопрос.

    Конечно,  Тэтчер не могла недооценивать  намерения   Буэнос-Айреса.  Ряд политиков, в том числе британских, утверждает,  что  конфликт  на  Мальвинах был сознательно спровоцирован Англией при союзничестве  США,  которые  якобы обещали Аргентине поддержку в случае высадки на острова.11 Иначе,  почему эта акция   Буэнос-Айреса не была вовремя пресечена?

    Когда  Тэтчер созвала заседание   кабинета,  она была  настроена весьма решительно.  «Джентльмены,  мы   должны   воевать»,   -   сказала   премьер-министр. Каждый из членов кабинета должен был сказать, согласен ли он с таким решением. Никто не  возразил,  и  таким  образом,  ответственность  за начало военных действий  легла  не  лично  на  Тэтчер,  а  на  весь  кабинет министров. Вместе с тем, когда  английские  публицисты  называют  эту  войну «тетчеровской», на это  трудно  что-либо  возразить.  Решение было  принято авторитарно, под давлением премьер-министра. Приказ о подготовке  эскадры  и об ее отплытии был одобрен парламентом постфактум.

    Одна  британская  флотилия,  находившаяся  на  учениях  у   Гибралтара, получила приказ взять курс на Фолкленды, хотя,  по  свидетельству  командира флотилии, на тот момент на борту не было даже карты островов.  Из  Портсмутапод звуки оркестров были отправлены  авианосцы  «Инвинсибл»  и  «Гермес».  В Атлантике к ним  примкнули  два  десятка  миноносцев,  фрегатов  и  кораблей поддержки, образовав крупнейшую  со  времен  второй  мировой  войны  армаду.

Впереди  нее  по  направлению  к  островам  шли  четыре  атомные  торпедные подводные лодки.

    Между  тем Аргентина укрепляла свое  военное  присутствие  на  островах. Леопольдо  Фортунато  Гальтьери  (президент  Аргентины)   издал   приказ  о возвращении на военную службу 80 тыс.  недавно  мобилизованных  призывников. Непосредственно на острова было отправлено 10  тыс.  солдат  и  офицеров.  В целом  Британии  противостояли  военно-морской  флот  из  семнадцати  боевых единиц, 130-тыс. постоянная армия и военно-воздушные силы, насчитывающие  20 тыс. военнослужащих.

    Тэтчер  сразу же образовала и возглавила  военный  кабинет,  куда  вошли некоторые  министры  и  военные.  Англия  объявила  об  установлении  вокруг Фолклендских островов  200-мильной  запретной  зоны.  25  апреля  английская эскадра подошла к острову Южная Георгия и высадила на нем свой десант.

    2 мая  второй по величине аргентинский корабль «Белграно»,  находившийся вне 200-мильной зоны вокруг Фолклендов, объявленной  Англией  запретной  для Аргентинских судов, был торпедирован  английской  атомной  подводной  лодкой «Конвейер». Погибло 368 человек.12

    Это  событие  потрясло  мир.  Оно  не  объяснялось  никакими   военными соображениями. Крейсер не представлял  непосредственной  угрозы  британскому флоту, поскольку он даже не направлялся  в  сторону  Фолклендов.  Потопление «Белграно» обострило британо-аргентинский конфликт.  Через  два  дня  ракета «Эгзосе»     французского     производства,     выпущенная     истребителем- бомбардировщиком «Супер-Этандар», -  попала  в  английский  военный  корабль «Шеффилд». Команда из 270 человек лишилась 22 из них.

    До  того,  как был потоплен   «Белграно»,   большинство   европейских государств поддерживало Англию – они сократили торговые связи  с  Аргентиной и наложили жесткие экономические санкции в  отношении  Буэнос-Айреса.  После этого события отдельные правительства заколебались. Ирландия выступила за посредничество ООН в урегулировании  конфликта.  Чтобы  сохранить  поддержку международной  общественности  Лондон  согласился  на  посредничество   ООН.

Генеральный секретарь  ООН Хавьер Перес де  Куэльяр  в  течение  трех  недель пытался найти дипломатические решения конфликта, но ни  одна  из  сторон  не шла на уступки.

    Тэтчер  отдала приказ о тотальном  вторжении. 21 мая  после  интенсивного артиллерийского обстрела с  моря  и  бомбардировки  аргентинских  позиций  с воздуха  на   Фолклендские   острова   были   высажены   отряды   английских десантников.

    Военные  действия были закончены  15  июня.  Когда  на  Порт-Стэнли  был выброшен белый флаг капитуляции, Тэтчер  вышла  на  Даунинг-стрит.  «Сегодня Британия – снова Великобритания. Это  великое  оправдание  всего  того,  что нами сделано».13

 

Успехи Тэтчер во внешней  политике  значительно  укрепили  ее  автор итетвнутри  страны.  Эти  два  с  половиной   месяца   полностью   изменили   ее политическое положение, с оппозицией Консервативной партии было покончено. Популярность  Маргарет  Тэтчер  росла.  Если  зимой   1982-1982   годов предпочтение Тэтчер отдавали, согласно опросам, 24% опрошенных,  то  в  июне 1982 года правительство Тэтчер поддерживало 45,5%.14

 

     Англия выразила готовность  обсуждать вопрос  о  суверенитете.  Другое дело, что Лондон в действительности не собирался  отказываться  от  владения островами. Англия  многие  годы  саботировала  резолюцию  ООН  1965  года  о деколонизации Мальвинских островов. Еще до Роуленда их  посетила  британская делегация  во  главе  с  лордом   Шелтоном   для   проведения   обследования экономического  сложения  островов.  Доклад  по   результатам   обследования содержал  ряд  любопытных  выводов.   Высказывался   благоприятный   прогноз относительно нефтедобычи на шельфе. Но  главное  богатство  островов  -  это криль,  годовой  улов  которого  был  равен  по  содержанию  протеина  всему мировому улову рыбы. Предлагался конкретный план  переработки  водорослей  в химикаты, которые могли бы принести Англии значительную валютную выручку.  В докладе содержался  и  намек  -  лишь  намек  -  на  равное  обстоятельство, обусловливавшее ценность островов, - их стратегическое  значение  не  только для Англии, но и для США: в докладе указывалось на необходимость  расширения аэродрома, с  тем,  чтобы  его  взлетно-посадочная  полоса  могла  принимать тяжелые  самолеты.  Острова  приобретали  большое   значение   в   связи   с разрабатывавшимися  в  Вашингтоне  и  Лондоне планами создания   в   Южной Атлантике нового военного блока (своего рода филиала НАТО) с участием  Чили, Аргентины, ЮАР. Независимо от  судьбы  этого  проекта  острова  представляли несомненную стратегическую  ценность  для  контроля  над  Южной  Атлантикой.

Информация о работе Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер