Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Международная торговля служит средством, позволяющим странам участникам процесса, развивая свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение регулирования торговых отношений.
Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные аспекты внешней торговли 4
2 Особенности внешней торговли России 7
3 Современные направления внешнеторговой политики России 12
Заключение 19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Внеш торг.docx

— 140.99 Кб (Скачать файл)

Среди товаров химической промышленности в январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) метанола на 5,2%, удобрений - на 6,9%, пластмассы и изделий из нее - на 51,4%.

Среди продукции машиностроительной промышленности в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) средств  наземного транспорта: автомобилей  легковых - в 12,2 раза, автомобилей грузовых - в 2,6 раза.

В январе 2009 года по сравнению  с январем 2008 года наблюдается рост физических объемов экспорта товаров  лесопромышленного комплекса практически  по всем основным товарным позициям. Так  экспорт необработанных лесоматериалов возрос на 5,1%, пиломатериалов - на 7,1%, фанеры - на 2,4%, целлюлозы древесной - на 17,3%, бумаги газетной - на 32,1%.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдался рост поставок пшеницы на 69,9%, молока и сливок - в 3,7 раза; в то же время  произошло снижение поставок ячменя - на 92,4%, ржи на 68,1%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2009 года доля продукции топливно-энергетического  комплекса составила 45,8% от всего  объема экспорта в эти страны (в  январе прошлого года - 52,6%), машин и  оборудования - 18,9% (14,5%), металлов и изделий  из них - 12,2% (12,1%), продукции химической промышленности - 9,2% (7,5%), продовольствия и сельскохозяйственного сырья - 6,0% (5,4%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 4,5% (4,1%).

В январе 2009 года по сравнению  с январем 2008 года физические объемы поставок нефти сырой снизились  на 25,8%, при росте средней контрактной  цены на 56,4%. По сравнению с январем 2008 года возрос экспорт (физические объемы):

1 угля каменного - на 1,8%,

2 нефтепродуктов - на 11,6%, в том числе бензина автомобильного - на 20,1%, дизельного топлива - в 2,0 раза,

3 электроэнергии - на 42,1%.

В то же время снизились физические объемы экспорта:

1 керосина, топлива реактивного - на 53,0%,

2 мазута - на 76,1%,

3 газа природного - на 44,7%,

4 кокса и полукокса - на 42,1%.

По сравнению с январем 2008 года стоимостные объемы экспорта машин и оборудования выросли  на 61,7%, а их удельный вес в общих  объемах экспорта в страны СНГ  увеличился на 4,4 процентных пункта.

Среди товаров металлургической промышленности в январе 2009 года наблюдается  рост экспорта в страны СНГ практически  по всем основным товарным позициям. Так  экспорт (физические объемы) чугуна возрос на 41,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 52,0%, проката плоского - на 78,3%, меди - на 16,3%.

Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности по сравнению с январем 2008 возрос на 52,5%. Экспорт удобрений возрос в физическом выражении в 2 раза, в стоимостном в 3,9 раз.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдается  рост поставок (физические объемы) масла  подсолнечного, сафлорового или хлопкового на 79,2%, мяса птицы - в 4,7 раза, молока и сливок сгущенного - на 58,5%, сыров и творога - на 24,5%.

Стоимостной объем экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий по сравнению с январем 2008 года возрос на 36,6%. Экспорт (физические объемы) необработанных лесоматериалов возрос на 65,9%, пиломатериалов - на 8,3%, целлюлозы древесной - на 13,8%, бумаги газетной - на 7,6%.

Импорт России в январе 2009 года составил 13,7 млрд. долларов США  и по сравнению с январем 2008 года вырос на 39,5%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 11,6 млрд. долларов США (рост на 44,5%), из стран  СНГ - 2,1 млрд. долларов США (рост на 17,6%).

В товарной структуре импорта  из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 52,9% (в январе 2008 года - 49,6%), продовольственных  товаров и сырья для их производства - 14,7% (18,3%), продукции химической промышленности - 13,8% (14,1%), металлов и изделий из них - 5,2% (5,9%), текстиля и обуви - 5,2% (4,3%).

Рост импорта из стран  дальнего зарубежья наблюдается  по всем основным укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт машиностроительной продукции увеличился по сравнению с январем 2008 года на 54,1%. Доля механического оборудования в импорте продукции машиностроения в январе 2009 года составила 33,6%, электрического оборудования - 23,7%, средств наземного транспорта - 35,5%. Физический объем импортных поставок легковых автомобилей по сравнению с январем 2008 года увеличился на 50,5%, грузовых автомобилей - на 10,5%.

Стоимостной объем импортных поставок продовольствия и с/х сырья в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года увеличился на 16,2%.

По сравнению с январем 2008 года увеличился физический объем поставок:

1 говядины на 3,8%;

2 свинины на 8,6%;

3 мяса птицы на 14,0%

4 рыбы свежей и мороженой на 12,2%

5 молока и сливок несгущенных 40,3%

6 сыров и творога на 5,1%

7 цитрусовых плодов на 12,2%

8 ячменя в 4,2 раза.

Среди поставок продукции  химической промышленности в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года увеличились поставки (физические объемы) парфюмерно-косметических средств  на 12,7%, пластмассы и изделий из нее - на 11,3%, медикаментов на 43,1%.

Импорт одежды по сравнению  с январем 2008 года увеличился в физическом выражении в 1,8 раза, в стоимостном - в 1,84 раза; обуви - в 2,2 раза и 2,0 раза соответственно.

В импорте из стран СНГ  выросли закупки (физические объемы) сыров и творога - на 20,7%, пшеницы - на 6,3%, угля каменного - на 33,1%, пластмассы и изделий из них - на 19,4%, текстиля и обуви - на 26,9%. Снизились поставки (физические объемы) древесины и  изделий из нее - на 3,2%, черных металлов - на 22,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 5,1%, труб - на 36,6%, автомобилей легковых - на 16,0%, автомобилей грузовых - на 58,0%. В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе 2009 года приходилось 55,2% российского товарооборота (в январе 2008 года - 53,7%). На страны СНГ в январе 2009 года приходилось 14,0% российского товарооборота (в январе 2008 года - 15,7%), на страны ЕврАзЭС - 8,3% (8,4%), на страны АТЭС - 18,8% (17,2%).

Основными торговыми партнерами России в январе 2009 года среди стран  дальнего зарубежья являлись Нидерланды, товарооборот с которыми составил 4,5 млрд. долларов США (158,5% к январю 2008 года), Германия - 4,4 млрд. долл. США (148,0%), Италия - 4,2 млрд. долл. США (156,6%), Китай - 3,7 млрд. долл. США (169,8%), Турция - 2,2 млрд. долл. США (161,4%), Польша - 1,9 млрд. долл. США (172,1%), Япония - 1,6 млрд. долл. США (168,6%), Франция - 1,4 млрд. долл. США (190,6%), Финляндия - 1,4 млрд. долл. США (178,9%), Соединенное королевство - 1,3 млрд. долл. США (155,5%).

Итак, товарная структура  отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности  приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических  ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых  рынках более 2/5 реализуемой продукции  приходится на машины, оборудование и  транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную  продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной  продукции - примерно 2%. В российском импорте - непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения  занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современные направления внешнеторговой политики России

 

Современное состояние экономики  России требует нового подхода к  организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры  экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована  деятельность внешнеторгового комплекса  России.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики  России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все  это должно стать основой стратегии  внешнеторговой деятельности, которую  необходимо разработать на данном этапе  развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат  стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Обеспечение активного участия  России в международном разделении труда не должно означать простое  наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному  росту, умножению его эффекта. Главные  усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового  оборота.

Реализация стратегии  внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое - создание благоприятных  условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового  комплекса.

Второе - использование импорта  в качестве конкурента для национальных производителей с целью:

1 модернизации и расширения производственного аппарата России;

2 сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;

3 исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;

4 обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;

5 рационального использования природных ресурсов страны.

Третье - определение и  стимулирование экспортной специализации  страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Четвертое - определение  приоритета в географии внешней  торговли.

Преобразования в экономике  страны. Исходным и основным элементом  реализации внешнеторговой стратегии  является создание рыночного механизма  функционирования как экономики  в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет  добиться высокой эффективности  на макро - и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность  к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.

Развитие импорта. Без  активного использования импорта  невозможно формирование и поддержка  экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом  стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции  на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна  из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для  России, что лишь укрепляет монопольное  положение большинства предприятий.

Таким образом, с одной  стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию  без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие  на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым  рынком.

Для Российской Федерации  импорт - это еще и конкурент  для национальных производителей, позволяющий  им не только получать информацию о  новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого  следует, что, предоставляя всем хозяйствующим  субъектам свободу выбора между  национальными и зарубежными  источниками удовлетворения своих  потребностей, импорт должен быть легко  доступным в организационном  плане и рациональным в экономическом  отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение  долгосрочных задач, способствовать ускоренному  развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного  производства товаров, то есть приобретаемое  оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.

Информация о работе Внешняя торговля России