Востребован ли бразильский опыт проведения реформ в России?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:07, статья

Описание работы

17 апреля 2012 года в Московском Центре Карнеги под председательством его руководителя Д.В. Тренина, состоялся первый семинар в рамках Форума БРИКС на тему: «Бразильские реформы: пример для России?» С докладом на научном форуме выступил профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, член Правления и заместитель Председателя Внешэкономбанка, доктор экономических наук Сергей Васильев.

Файлы: 1 файл

brazilia.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)


Востребован ли бразильский опыт проведения реформ в России?

Повышение эффективности сотрудничества между Россией и Бразилией – веление времени.

17 апреля 2012 года в Московском Центре Карнеги под председательством его руководителя Д.В. Тренина, состоялся первый семинар в рамках Форума БРИКС на тему: «Бразильские реформы: пример для России?» С докладом на научном форуме выступил профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, член Правления и заместитель Председателя Внешэкономбанка, доктор экономических наук Сергей Васильев.

В своем докладе С.А. Васильев отметил, что Бразилию необходимо изучать в комплексе: все ее экономические отрасли и сферы общественной жизни. Тогда становится понятно, зачем были осуществлены те или иные изменения в данной стране. По характеру экономических и внутриполитических проблем Бразилия, по мнению эксперта, очень напоминает Россию. Обе страны достаточно замкнуты для самих себя и испытывают в той или иной степени демографические проблемы. Бразилия – это далеко не только футбол и карнавал, но и государство, в котором, также как и в России, существуют определенные трудности по формированию единой нации.

Бразилия, также как и Россия, имеет неравномерное экономическое и политическое развитие своих регионов и очень сильно пострадала в предыдущие годы от высокой инфляции. Юг страны сильно деиндустриализован. Поэтому на Юге преобладают реформаторские идеи, а на Севере страны – консервативные.

После наступления финансовой стабилизации в 2004 году в стране были осуществлены экономические реформы, опыт которых может быть использован в России. Во-первых, Центробанк в Бразилии стал независим от Минфина и правительства в целом. Это позволило проводить в дальнейшем политику инфляционного таргетирования, что способствовало притоку иностранных инвестиций. Во-вторых, был принят закон «О финансовой ответственности». Речь идет о повышении ответственности бразильских регионов в расходовании бюджетных средств и использовании общенациональных ресурсов. Ведь Бразилия, также как и Россия, большая страна, и регионы являются самостоятельными политико-экономическими акторами.

В-третьих, была проведена чистка банковского сектора, что позволило улучшить многие экономические показатели. В настоящее время Россия отстает от Бразилии в развитии банковской сферы лет на десять! В-четвертых, осуществлена реформа корпоративного управления.

Напомним, что корпоративное управление представляет собой систему взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния. Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

В-пятых, была проведена реформа естественных монополий, что позволило улучшить условия для развития малого и среднего бизнеса. Итогом перечисленных преобразований для Бразилии стала ее высокая инвестиционная привлекательность.

Определенные успехи в Бразилии были достигнуты в социальной сфере: произошло сокращение случаев заболеваний СПИДОМ, значительно вырос уровень зарплаты, в особенности на севере страны. При этом зарплаты женщин уже не меньше, чем у мужчин. Социальные реформы не от бюджетного избытка, – подчеркнул докладчик, – а для усиления экономических реформ!

Несмотря на это в Бразилии еще немало нерешенных проблем. Она остается изолированной страной, в результате чего ее промышленность находится в угнетенном состоянии. В то же время, – отмечает профессор С.А. Васильев, – за последние 10 лет в этой стране не происходило каких-либо «форс-мажоров».

Специфика становления государственности в Бразилии до сих пор влияет на ее экономическое и политическое развитие. Это бывшая португальская колония, состоящая из 13 провинций. В каждой провинции своя элита, единой бразильской элиты почти не существует. Бразилия – президентская республика. Высший законодательный орган – Сенат формируется представителями от каждого штата. Система выборов – пропорциональная без барьерных ограничений, что позволяет многим мелким партиям войти в состав Сената. При этом партии практически не имеют общенациональных позиций и представляют собой коалиции региональных политиков. Президента могут поддерживать 2-3 такие партии, что не лучшим образом отражается на функционировании центральной власти.

Бразилия остается сильно коррумпированной страной. Например, недавно произошел очередной скандал с участием депутатов Сената, которые в конверте получали дополнительно деньги от правительства. В общенациональной политике присутствуют и деньги наркомафии. В то же время тема борьбы с коррупцией многим политикам в Бразилии приносит большие политические очки. Несмотря на перечисленные факты, – подчеркнул профессор С.А. Васильев, – невозможно представить, чтобы парламент в Бразилии мог пойти на поводу у президента в сфере сворачивании демократических завоеваний, как например, у нас в стране Федеральное Собрание отменило прямые губернаторские выборы.

Отмечая пути сотрудничества Бразилии с Россией и другими государствами, входящими в БРИКС, профессор С.А. Васильев отметил такие проблемы, как низкая конвертируемость бразильского реала и языковые проблемы в отношениях между чиновниками и предпринимателями России и Бразилии.

Кроме этого, на семинаре выступили другие ученые и эксперты, в том числе и представители посольства Бразилии в Москве. Научный форум способствовал развитию и улучшению бразильско-российских отношений.

Александр Перенджиев



Информация о работе Востребован ли бразильский опыт проведения реформ в России?