Всемирный банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 23:16, доклад

Описание работы

Всемирный банк (The World Bank) — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.
В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.
Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

Файлы: 1 файл

всемирный банк.docx

— 74.67 Кб (Скачать файл)

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне.[11] Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

  • утверждение займов и гарантий,

  • определение общих принципов деятельности банка

  • утверждение бюджета Банка

  • выработка стратегий содействия странам

  • принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.[12]

Всемирный банк и Россия


Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан.

Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл.[17]

В настоящее время Банк финансирует 25 проектов в России.[19]

Партнеры

Всемирный банк сотрудничает с другими международными организациями, донорами, частным сектором, гражданским обществом профессиональными ассоциациями и научными кругами с целью повышения эффективности координации методов и процедур оказания помощи на уровне конкретных стран, на региональном и глобальном уровнях.

Действующие партнерства

- Глобальный альянс в поддержку вакцинации и иммунизации(GAVI)

Охрана здоровья населения стран мира при помощи широкого использования вакцин.

- Консультативная группа по международным исследованиям в области сельского хозяйства (CGIAR)

За последние 30 лет создана сеть научно-исследовательских центров, способствующих повышению урожайности в развивающихся.

  • Углеродный фонд

Разработка эффективных, гибких рыночных механизмов, позволяющих сократить выбросы парниковых газов в соответствии с Киотским протоколом.

  • Глобальный экологический фонд (ГЭФ)

Предоставляет развивающимся странам гранты для финансирования проектов, способствующих улучшению экологической обстановки и обеспечению общин стабильными средствами к существованию.

- Инициатива по реформированию и укреплению финансового сектора (FIRST)

В рамках этой инициативы обеспечивается оказание гибкой, практической помощи развивающимся странам в процессе укрепления финансовых систем и внедрения международных стандартов финансовой

Банк также сотрудничает с донорами, многосторонними финансовыми организациями и учреждениями по микрофинансированию через Консультативную группу по помощи беднейшим для организации микрокредитования; с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и ПРООН с целью спонсирования Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ); с Фондом братьев Рокфеллеров — по проблемам солнечной энергии. Банк также использовал кредитные формы сотрудничества с частным и государственным сектором, направленные на защиту 30 млн. людей от речной слепоты и проведение мелиорации миллионов акров продуктивных земель. Подобные методы в настоящее время применяются для борьбы с паразитическими гвинейскими червями. 

Ежегодные и весенние совещания

   
 

Каждую осень Советы управляющих Группы Всемирного банка и Meждународный валютный фонд (МВФ) проводят Ежегодные совещания, на которых обсуждается широкий круг вопросов, касающихся сокращения бедности, международного экономического развития и финансовой деятельности. Ежегодные совещания служат форумом для международного сотрудничества и дают Банку и Фонду возможность более качественно обслуживать государства-члены.

Каждую весну МБРР и МВФ проводят совещания, на которых обсуждается деятельность Банка и Фонда. Как и на Ежегодных совещаниях, в рамках Весенних совещаний организуются мероприятия с участием представителей СМИ, НПО и частного сектора. Пленарные заседания Советов управляющих Всемирного банка и МВФ проводятся только осенью, во время Ежегодных совещаний


 

В группу ВБ входят: 
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам. 
2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам. 
3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору. 
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками. 
5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

Такая межгосударственная инвестиционная группа превратилась в крупнейший в мире инвестиционный институт. На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

2.1 Международный  банк реконструкции и развития (МБРР)

 

   
МБРР был создан в 1945 г. в результате подписания 28 странами Соглашения в Бреттон-Вудсе (июль 1944 г.).

Цели МБРР: 
- содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей; 
- поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для целей производства; 
- содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран — членов банка. 
Основным направлением деятельности МБРР являются: 
- предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; гарантирование погашения задолженности соответствующим правительствам; предоставление займов под конкретные проекты; 
- предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров. Обычно подобные займы выдаются при соблюдении развивающимися странами таких условий, как создание благоприятного климата для деятельности ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов; свободный вывоз прибылей; предоставление гарантий  от национализации и др. 
- предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным; денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР

- предоставление долгосрочных займов и кредитов странам — членам Банка, включая частные фирмы. Последним займы выдаются в случае предоставления гарантий правительством соответствующей страны; Банк должен убедиться, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах; 
- оказание технической помощи развивающимся странам, которая подразделяется на следующие виды: 1) техническая помощь, финансируемая как составная часть займов и кредитов; бессрочные займы и кредиты на техническую помощь; техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов; 2) техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком — здесь Банк выступает в качестве административного органа и сюда включаются проекты, осуществляемые под руководством Банка; к этому виду относятся также программы оплачиваемой технической помощи для богатых развивающихся стран, например, нефтедобывающих стран, и для Международного фонда сельскохозяйственного развития; 3) техническая помощь, оказываемая за счет административного бюджета; 
- подготовка и реализация финансируемых проектов, включающая: определение объекта, проведение предварительной подготовки и оценки стоимости проекта; ведение переговоров и представление проекта руководству Банка; практическое осуществление проекта и контроль за его окончанием; оценка результатов; 
- проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической  помощи; оказание содействия развивающимся странам в повышении их исследовательского потенциала. Банк совместно с 40 другими организациями оказывает поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые разрабатывают современные эффективные технологии производства продовольствия; 
- оказание содействия политическому диалогу между Банком и бедными странами-членами в связи с финансированием отраслевых и общеэкономических планов развития в особых условиях; 
- финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов; 
- сотрудничество на национальном уровне с негосударственными организациями, предоставляя им средства на финансирование проектов и консультационную помощь; 
- организация и проведение семинаров, учебных курсов для представителей из развивающихся стран; издание и распространение учебных материалов; 
- деятельность в качестве члена консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США в целях координации деятельности стран-кредиторов, осуществляющих систематическое финансирование программ в развивающихся странах; 
- предоставление информации о проектах в странах-членах, одобренным Банком. Сюда входит проектная документация: результаты экспертиз; национальные программы охраны окружающей среды; информацию о развитии отдельных стран и секторов экономики.

2.2 Международная  ассоциация развития (МАР)

 

  Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. Формально она считается независимой от МБРР, поскольку имеет свой собственный устав и финансовую базу, однако фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является филиалом МБРР. Президент МБРР является одновременно президентом МАР.  
Отличие МБРР и МАР состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получают на мировых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки; МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров. 
В состав МАР входят 159 государств-членов, которые разбиваются на 2 категории: 26 экономически более развитых стран, входящих в I категорию, и 133 менее развитых стран II категории.  
Цели МАР: 
- предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным развивающимся странам; 
- оказание содействия экономическому развитию, повышению уровня жизни в наименее развиты странах Ассоциации, в частности, путем предоставления им необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целесообразность которых подтверждается экспертами МБРР; 
- оказание содействия повышению производительности труда в странах с наиболее низкими годовыми доходами на душу населения. 
Основными направлениями деятельности МАР являются: 
- кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Страны, получающие кредиты, выбираются по 4 категориям: 1) страна должна иметь годовой доход на душу населения менее 1305 долл.; 2) страна должна обладать достаточной экономической, финансовой и политической стабильностью, чтобы оправдать предоставление долгосрочных кредитов на цели развития; 3) страна должна испытывать серьезные трудности с платежным балансом; 4) политика страны должна быть нацелена на экономическое развитие. МАР предоставляет кредиты, как правило, на срок в 50 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита. За пользование кредитом проценты не взимаются; 
- проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности использования финансовой помощи; 
- оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ; в обеспечении развития в сфере экологии; в борьбе с нищетой.  
Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: 1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала, подписчиками которого являются ее страны-члены; 3) взносов более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним доходом на душу населения.  

Информация о работе Всемирный банк