Анализ деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ деятельности предприятия оптово-розничной торговли ООО «Нефть-Сервис».
Курсовой проект состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.
Первая глава посвящена организационно-экономической характеристики предприятия. В ней рассматриваются нормативно – правовая основа, виды деятельности и общая характеристика деятельности предприятия. Дана оценка эффективности использования ресурсов.
Вторая глава посвящена анализу финансового состояния. Выполнен анализ финансового состояния ООО «Нефть-Сервис» разрезе по кварталам 2004 г. Рассмотрены теоретические аспекты анализа, указаны проблемы и пути их решения.
Третья глава работы посвящена автоматизированным системам обработки информации. Предложена для предприятия ООО «Нефть-Сервис» автоматизированная система учета и анализа ассортимента товарной продукции. Дано технико-экономическое обоснование и выполнен расчет экономического эффекта. В качестве примера одной из возможных решаемых задач системы выполнена постановка задачи «Расчет оборотов по каждому товару с условием отбора по клиенту».

Содержание работы

Введение 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Общая характеристика ООО «Нефть-Сервис» 6
1.2. Оценка состояния и эффективности использования ресурсов ООО «Нефть-Сервис». 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «Нефть-Сервис»
2.1. Анализ экономических показателей и их динамики 10
2.2. Информационное обеспечение анализа финансового
состояния предприятия 29
2.3. Анализ динамики показателей прибыли 31
2.4. Анализ рентабельности 33
2.5. Анализ деловой активности 34
2.6. Анализ финансовой устойчивости предприятия 36
2.7. Анализ платежеспособности предприятия 37
2.8. Рекомендаций по повышению эффективности финансово-
хозяйственной деятельности предприятия 39
3. АСОИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Нефть-Сервис»
3.1. Обоснование цели создания АСОИ 41
3.2. Задачи системы автоматизации учета и анализа ассортимента
товарной продукции 42
3.3. Постановка задачи «Расчет оборотов по каждому товару
с условием отбора по клиенту» 47
3.3.1. Организационно-экономическая сущность задачи 47
3.3.2. Входная информация 47
3.3.3. Каталоги и журналы 47
3.3.4. Выходная информация 49
3.3.5. Алгоритм решения задачи 49
3.4. Оценка экономической эффективности создания АСОИ для ООО «Нефть-Сервис» 50
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Файлы: 1 файл

нефть-сервис (брала).doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

Прибыль на одного работающего определяется как частное от деления объема валовой прибыли на число работающих. Рост прибыли на одного работающего имеет еще более высокие темпы, чем производительность труда: с I по IV кварталы она повысилась на 81%.


2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «Нефть-Сервис»

2. 1. Анализ экономических показателей и их динамики

Одним из основных финансовых показателей, применяемых при оценке финансового состояния предприятия, является прибыль. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов.

На предприятии возможно проведение итогового (ретроспективного) и прогнозного (перспективного) анализа прибыли.

Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой.

В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.

Руководитель заинтересован в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли. Этот максимум он стремится обосновать аналитическими расчетами.

Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:

   анализируется прибыль по составу в динамике;

   проводится факторный анализ прибыли от реализации;

   анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;

   анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль;

   дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;

   анализируется использование прибыли на накопление и потребление;

   разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

Анализ рентабельности

Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже не суммируются в пространстве и времени.

Существует два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности представляет собой частное от деления экономического эффекта на величину ресурсов и затрат.

Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.

Коэффициенты рентабельности представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат. Однако на практике рентабельность зачастую понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Поэтому более уместно говорить о группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае – показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

   рентабельность инвестиций (капитала),

   рентабельность продаж.

Коэффициенты рентабельности капитала.

При расчете коэффициентов используется балансовая прибыль и чистая при­быль (за минусом платежей в бюджет). Рентабельность всех активов (экономическая рентабельность) показывает, сколько денежных единиц прибыли (коп.) получе­но предприятием с единицы стоимости активов (1 руб.) независимо от источников привлечения средств.

Аналогично рассчитывается рентабельность активов по балансовой прибыли.

Для предприятий, работающих на правах акционерных компаний, основным по­казателем оценки степени доходности вложенных капиталов принято считать про­центное отношение чистой прибыли предприятия к его собственному капиталу. Именно этот показатель, получивший название коэффициент рентабельности собственного капитала, играет важную роль при оценке уровня котировки ак­ций акционерных компаний на бирже.

Коэффициенты рентабельности продаж.

Наиболее распространенным является показатель общей рентабельности или коэффициент рентабельности всех видов деятельности по балансовой прибыли.

Этот показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность.

Аналогично рассчитывается коэффициент рентабельности по балансовой прибыли. Его значение выше предыдущего показателя, поскольку на величине коэффициента рентабельности по чистой прибыли отражается «давление налогового пресса» на доходы предприятия.

Разница между ними называется коэффициентом налогообложения прибыли.

Кроме того, рассчитывается коэффициент рентабельности основной деятельности (норма прибыли). При расчете коэффициента балансовая прибыль делится только на выручку от реализации основной продукции.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли, полученной предприятием от реализации основной продукции, приходится на 1 рубль реализованной продукции.

В связи с этим надо отметить, что существует взаимосвязь между показателями активов, оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции (продаж), которая может быть представлена в следующем виде:

Рентабельность активов = Оборачиваемость активов × Рентабельность продаж.

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, како­ва доля чистой прибыли в выручке от реализации. В общем случае, оборачивае­мость активов зависит от объема реализации и средней величины активов. Но финансист, анализирующий финансовое положение предприятия, должен подойти к оценке этого показателя, в первую очередь, с позиции рациональности структуры имущества. Замедление оборачиваемости может быть связано как с объективными причинами: инфляция, разрыв хозяйственных связей, так и субъективными: неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надле­жащего учета.

Анализ деловой активности.

Все предприятия, осуществляющие хозяйственную деятель­ность, имеют оборотные средства (оборотный капитал), ко­торые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реали­зации продукции. Оборотные средства — это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Сущность оборотных средств определяется их эко­номической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводствен­ного процесса, включающего как процесс производства, так и про­цесс обращения

В отличие от основных средств, которые неоднократно участвуют в процессе производства, оборотные средства функционируют толь­ко в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт.

По источникам формирования оборотные средства предприятия подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).

Собственные средства предприятий с развитием рыночной эко­номики, предпринимательской деятельности и акционирования иг­рают определяющую роль. Они обеспечивают финансовую устойчи­вость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Заемные средства, привлекаемые главным образом в виде банков­ских кредитов, покрывают дополнительную потребность предприя­тия в средствах.

Исходя из принципов организации и регулирования производства и обращения оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые оборотные средства — это собствен­ные оборотные средства, рассчитанные по экономически обосно­ванным нормативам. Ненормируемые оборотные средства являются элементом фондов обращения. Рациональное и эффективное управ­ление этой группой оборотных средств предотвращает необоснованное их увеличение, способствует ускорению оборачиваемости обо­ротных средств в сфере обращения.

Важнейшим элементом управления оборотными средствами явля­ется научно обоснованное их нормирование. Посредством нормиро­вания оборотных средств определяется общая потребность хозяйству­ющих субъектов в собственных оборотных средствах. Правильное ис­числение этой потребности имеет большое экономическое значение. При этом устанавливается постоянно необходимая минимальная сумма средств, обеспечивающая устойчивое финансовое состояние пред­приятия.

К ненормируемым оборотным средствам, функционирующим в сфере обращения, относятся средства в товарах отгруженных, де­нежные средства. Средства в дебиторской задолженности и прочих расчетах. Из-за специфики форм, скорости движения, закономерно­сти возникновения эти оборотные средства не могут быть заранее учтены подобно нормируемым оборотным средствам. Хозяйствующие субъекты имеют возможность управлять этими средствами и воздей­ствовать на их величину с помощью системы кредитования и расчетов.

Предприятия заинтере­сованы в сокращении ненормируемых оборотных средств. Это уско­ряет оборачиваемость оборотных средств в сфере обращения, спо­собствует более эффективному их использованию.

Например, уменьшение размеров дебиторской задолженности по товарным операциям улучшает показатели выполнения поставок по договорам, прибыли и рентабельности. Сокращение оборотных средств в прочих расчетах означает более полное использование их по назна­чению, поскольку они при этом не выбывают из сферы производ­ства.

Задачей предприятия является использование всех резервов мак­симально возможного сокращения объема ненормируемых оборот­ных средств. К этим резервам следует отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных связей между предприятиями, выполнение договорных обязательств и применение прогрессивных форм расчетов. Сокращению средств в сфере обраще­ния способствует банковский кредит на пополнение оборотных средств.

Средства в товарах отгруженных составляют значительную долю всех ненормируемых оборотных средств на пред­приятиях. Готовая продукция, находящаяся на складе, в установлен­ные договором сроки отгружается потребителям. Однако в составе товаров отгруженных имеются неодинаковые по значению средства. Так, товары отгруженные, сроки оплаты которых не наступили, не вызывают негативных последствий. По истечении этих сроков, если эти товары не оплачены, средства предприятия принимают форму товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, или това­ров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Такие груп­пы товаров свидетельствуют об отсутствии средств у покупателя или об его отказе от оплаты расчетных документов. Это вызывает внепла­новое перераспределение оборотных средств у поставщиков и даль­нейшее нарастание неплатежей.

Денежные средства — существенная часть ненормиру­емых оборотных средств. Они в основном находятся на расчетном счете предприятия в банке, поскольку расчеты между хозяй­ствующими субъектами преимущественно являются безналичными. В небольших суммах, за исключением дней выплаты заработной пла­ты, денежные средства находятся в кассе предприятия. Кроме того, денежные средства покупателей могут находиться в аккредитивах и других формах расчетов до момента их окончания.

В определенном размере денежные средства постоянно должны присутствовать в составе ненормируемых оборотных средств, иначе предприятие будет признано неплатежеспособным.

Дебиторская задолженность свидетельствует о временном отвлечении средств из оборота данного предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может приводить к напряженному финансовому состоянию.

Дебиторская задолженность может быть допустимой, обусловлен­ной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетель­ствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.

Источники формирования оборотных средств в значительной сте­пени определяют эффективность их использования. Установление оптимального соотношения между собственными и привлеченными источниками, обусловленного специфическими особенностями кру­гооборота фондов в том или ином хозяйствующем субъекте, — важ­ная задача управления.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия