Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы осуществления стабилизационной политики в Республике Беларусь, осуществить анализ особенностей антиинфляционной политики и политики занятости страны.
Задачи:
- изучить теоретические основы стабилизационной политики – раскрыть сущность понятия «стабилизационная политика государства», определить ее основные цели и инструменты;
- дать характеристику антиинфляционной политики и политики занятости, выявить их направления и методы, а также особенности их проведения в нашей стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 Стабилизационная политика государства………………………………..…...5
Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики……………………………...…….5
Политика занятости, ее направления и методы.……………………….………………………………………………..8
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………...10
Проблемы осуществления стабилизационной политики………………13
2 Политика занятости и антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1. Политика занятости и ее особенности в Республике Беларусь……….17
2.2 Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: "Стабилизационная политика государства”

 

 

Студентка  29 зэи группы                             

Остапчук Анна Степановна

Шифр №  511180  

 

Руководитель курсовой работы

Венгер С. О.

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы: Стабилизационная политика государства.

Количество страниц - 31 , формул - 5.

Ключевые слова: стабилизационная политика, государственное регулирование, фискальная политика, кредитно-денежная политика, комбинированная политика, занятость, безработица, рынок труда, биржа труда, инфляция, антиинфляционная политика, шоковая терапия, градуирование, политика цен и доходов, индекс потребительских цен, дефлятор валового внутреннего продукта.

Объект исследования: экономика Республики Беларусь.


Предмет исследования – стабилизационная политика Республики Беларусь.

В работе проведен анализ основных направлений осуществления стабилизационной политики, выявлены особенности политики занятости и антиинфляционной политики, проводимых в Республике Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.

 

                                  _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4                                                                                                                                                                                          

1 Стабилизационная политика государства………………………………..…...5

    1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики……………………………...…….5
    2. Политика занятости, ее направления и методы.……………………….………………………………………………..8
    3. Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………...10
    4. Проблемы осуществления стабилизационной политики………………13

2 Политика занятости и антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17

2.1. Политика занятости и ее особенности в Республике Беларусь……….17

2.2 Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Республика Беларусь в своей социально-экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет стабилизационная политика государства.

Большинство экономистов определяют стабилизационную политику государства, как систему экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны.

При этом стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики. Изучение инструментов, способов и составляющих стабилизационной политики поможет проанализировать её состояние в нашей стране и на этой основе выделить ряд мер по улучшению экономического состояния Республики Беларусь.

Вышесказанным и обусловлена актуальность темы настоящей работы.

Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы осуществления стабилизационной политики в Республике Беларусь, осуществить анализ особенностей антиинфляционной политики и политики занятости страны.

Задачи:

- изучить теоретические основы стабилизационной политики – раскрыть сущность понятия «стабилизационная политика государства», определить ее основные цели и инструменты;

- дать характеристику антиинфляционной политики и политики занятости, выявить их направления и методы, а также особенности их проведения в нашей стране.

 

  СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики

 

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики. Стабилизационная политика государства – это система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.

 Основными целями стабилизационной политики являются:

    • стабильность экономического роста;
    • достижение необходимого уровня занятости;
    • удержание инфляции в нужном коридоре;
    • контроль и регулирование бюджетного дефицита;
    • поддержка инвестиций;
    • удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу, т.е. являются взаимозаменяемыми. Взаимодополняемыми, как правило, являются рост национального дохода и занятость. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.

Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости. В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление экономики во время бума.

При расширенном толковании этого термина в стабилизационную политику включают:

    • меры контроля уровня цен (т.е. антиинфляционную политику);
    • меры, направленные на поддержание в экономике равновесия при занятости выше естественного уровня (т.е. политику занятости).

По набору используемых мероприятий стабилизационную политику принято делить на:

    • фискальную (налогово-бюджетную) политику,
    • кредитно-денежную политику,
    • комбинированную политику.

Фискальная политика – воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. К фискальной политике относят только такие манипуляции государственного бюджета, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики, объектом регулирования является денежный рынок.

Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит государственному банку.

Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства.

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупной спрос и совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

Экономическая политика может проводиться двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.

Активистской политики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.

Неоклассики считают проведение стабилизационной политики бесполезным, поэтому они предлагают второй путь – установление долгосрочных правил экономической политики.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов.

Экономическая политика, использующая стратегию активизма, подразумевает активное регулирование рыночной системы путем проведения фискальной и кредитно-денежной политики. Тем самым экономическая политика, использующая дискреционные меры в краткосрочных периодах, стремится к осуществлению долгосрочных целей.

Меры экономической политики определяют популярность правительства. Поэтому правительство сосредоточивается на краткосрочных целях экономической политики, не уделяя внимания долгосрочным последствиям.

В отличие от кейнсианцев монетаристы и неоклассики видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. Для достижения экономического равновесия, по мнению монетаристов и неоклассиков необходимы устойчивые и долгосрочные правила.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий».

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед «свободой действий» (произвольной политикой). Эти преимущества в самом общем виде могут быть сведены к трем обстоятельствам:

1. Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений.

2. «Политика твердого курса» снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, объема выпуска и инфляции. Политика твердого курса правительства и Центрального банка позволяет относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3. «Игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и центрального банка. Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

 

 

1.2 Политика занятости, ее направления и методы

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости.

Информация о работе Стабилизационная политика государства