Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы осуществления стабилизационной политики в Республике Беларусь, осуществить анализ особенностей антиинфляционной политики и политики занятости страны.
Задачи:
- изучить теоретические основы стабилизационной политики – раскрыть сущность понятия «стабилизационная политика государства», определить ее основные цели и инструменты;
- дать характеристику антиинфляционной политики и политики занятости, выявить их направления и методы, а также особенности их проведения в нашей стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 Стабилизационная политика государства………………………………..…...5
Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики……………………………...…….5
Политика занятости, ее направления и методы.……………………….………………………………………………..8
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………...10
Проблемы осуществления стабилизационной политики………………13
2 Политика занятости и антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1. Политика занятости и ее особенности в Республике Беларусь……….17
2.2 Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Внешний лаг – промежуток времени между моментом принятия какой–либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно–кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно–кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговременно, то требуется время, как правило, от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие–либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества – требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1–2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, денежно-кредитных и других механизмов макроэкономического регулирования.

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий. Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

Когда в политике правительства и Центрального (Национального) банка происходят изменения, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в экономической соответствии с изменениями в политике государства.

Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и «просчитать». Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин – «критика Лукаса». В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики государства не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:

Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия "совокупный спрос – совокупное предложение":

 

Пе = 0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 + …. +d                     (1.1)

 

где Пе – ожидаемая инфляция;

0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 –  адаптивный (инерционный) компонент;

d – рациональный компонент;

П–1 – уровень инфляции прошлого года;

П–2 – уровень инфляции двухгодичной давности;

П–3 – уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия “совокупный спрос – совокупное предложение”:

 

1) Y = α +β *G–y*Ta + θM/P (уравнение совокупного спроса);         (1.2)

 

2) П = Пе  – λ(u – u*) + ε (уравнение кривой Филлипса, полученное из уравнения кривой AS);                                                                     (1.3)

 

3) Пе = 0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 + …. + d  (уравнение ожидаемой инфляции);                                                                                         (1.4)

 

4) Р = (1 + П) * Р–1 (уравнение уровня цен).      (1.5)

 

Внешними переменными модели являются государственные расходы G, налоги Та, денежное предложение М, ценовой шок ε. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать «ошибок» при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD–AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопрос о выборе модели стабилизационной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 Политика занятости и ее особенности в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

- обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

- содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

- принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

- участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

    • сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;
    • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
    • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
    • информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Основной целью Государственной программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее. Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год разработана в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222), основными задачами политики занятости и рынка труда в условиях модернизации экономики, предусмотренными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011г., № 43, 1/12462), а также параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

Национальный рынок труда в 2011 году характеризовался:

- сокращением численности безработных граждан, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполкомов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите). Так, на 31 декабря 2011г. на учете состояло 28,2 тыс. безработных, или 85,2 % к уровню 2010 года;

- увеличением потребности работодателей в работниках, заявленной в органы по труду, занятости и социальной защите (в сравнении с аналогичным периодом 2010 года число вакансий увеличилось на 5,9% и составило 51,7 тыс. единиц), причем в г. Минске вакансий в 6 раз больше, чем безработных;

- снижением напряженности на рынке труда (с 0,7 безработного на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на начало года до 0,5 на 31 декабря 2011 г.).

В указанный период в органы по труду, занятости и социальной защите по вопросу об оказании содействия в трудоустройстве обратилось 365,8 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 221,5 тыс. человек (соответственно 94 и 90 % к аналогичному периоду 2010 года).

Уровень безработицы составил 0,6 % к численности экономически активного населения (на 31 декабря 2010г. – 0,7 %). При этом на прогнозные показатели по уровню безработицы вышли все регионы республики. В результате существенно снизилась дифференциация регионов по данному показателю. Из 130 регионов уровень безработицы в 116 составил 1% и ниже, в 14 регионах – от 1,1 до 1,2 %.

По данным Национального статистического комитета, численность занятых в экономике в январе – ноябре 2011 г. составила 4645 тыс. человек при прогнозе на конец 2011 года 4670 – 4720 тыс. человек. В целом ситуация на рынке труда остается стабильной, контролируемой и управляемой. Вместе с тем сохраняется структурный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, при этом рынок трудоориентирован на рабочие профессии, которые составляли 77,6 % от общего количества вакансий.

Для ряда организаций характерны превышение фактической численности работников над размерами экономически обоснованной, низкий уровень оплаты труда, высокая текучесть кадров.

Растет спрос на квалифицированные кадры в здравоохранении, строительстве, на транспорте.

Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение. Сложности с трудоустройством молодых людей связаны с отсутствием у них опыта практической работы, а в ряде случаев – и квалификации.

Постоянного внимания требуют вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы

Информация о работе Стабилизационная политика государства